Цель работы и актуальность
В качестве показателей различных сторон деятельности преподавателей, кафедр и факультетов целесообразно принимать такие, которые учитываются при расчете рейтинга вуза вышестоящими организациями. Например, количество изданных учебников и учебных пособий с грифом Минобразования, монографий, статей, опубликованных в центральной и зарубежной печати и т. д. Конечно, при этом необходимо учитывать… Читать ещё >
Цель работы и актуальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью рейтинга кафедр в Сибирском государственном индустриальном университете является общее повышение квалификации, профессионализма, развитие творческой инициативы, плодотворности научно-педагогической работы, а также повышение имиджа вуза в образовательном пространстве России.
В Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ) с 1996 г. решением Ученого совета для комплексной оценки эффективности работы кафедр и факультетов введена рейтинговая система. Перед этим она была опробована при проведении смотра-конкурса по учебно-методической работе. Раннее подобная методика испытывалась при оценке эффективности работы студенческих конструкторских бюро вузов Западной Сибири.
- 1) Рейтинг кафедр и факультетов рассчитывается по показателям их деятельности в прошедшем календарном году, охватывающим три основных направления: кадровый состав, учебно-методическая и научно-исследовательская работа.
- 2) Определение перечня показателей для оценки деятельности кафедр и факультетов, выбор методики их расчета и подведение итогов возлагается на экспертную комиссию, утверждаемую и возглавляемую ректором.
В настоящее время рейтинговое оценивание стали применять для получения самых общих представлений о регионах страны, промышленных предприятиях или банках на предмет их инвестиционной привлекательности и финансово-кредитной устойчивости, для оценки качеств персонала и подбора кадров предприятия, управленческого аппарата административных учреждений и т. д. Такие оценки все чаще публикуются в современной периодике.
Оказалось, что различного рода оценки деятельности отдельных людей или их групп, больших коллективов становятся все более востребованными в связи с динамичностью развития всех сторон жизни общества, а рейтинговый подход служит в этом деле одним из достаточно эффективных инструментов при обоснованном его использовании.
В последние годы получает распространение рейтинговая оценка деятельности кафедр (ОДК) и высших учебных заведений (ВУЗов). Это стимулирует совершенствование различных сторон деятельности учебных заведений, побуждает дух здоровой состязательности, позволяет своевременно выявить недостатки в работе коллективов вузов.
Вполне естественно, что рейтинговая оценка деятельности вузов побуждает ректораты постоянно анализировать как свою собственную работу, так и коллектива в целом, корректировать ее отдельные участки. Наиболее рационально выполнять функции управления можно, базируясь на результатах рейтингового анализа внутривузовской работы.
В качестве показателей различных сторон деятельности преподавателей, кафедр и факультетов целесообразно принимать такие, которые учитываются при расчете рейтинга вуза вышестоящими организациями. Например, количество изданных учебников и учебных пособий с грифом Минобразования, монографий, статей, опубликованных в центральной и зарубежной печати и т. д. Конечно, при этом необходимо учитывать и специфику вуза.
Основная проблема, возникающая при оценке рейтинга кафедр и факультетов заключается в том, что используя показатели, число которых измеряется десятками, необходимо вывести одну, обобщенную, оценку, позволяющую определить место данной кафедры в ряду остальных. Но эта проблема, кроме всего прочего, усугубляется наличием человеческого фактора: сотрудники, чья деятельность оценивается через рейтинг кафедры, должны быть готовы согласится с результатами оценки, что необходимо для поддержания нормального психологического климата в коллективе. Поэтому перед принятием решения на Ученом совете о введении рейтинговой системы были проведены научно-методические семинары на эту тему. По этой же причине рассчитываются, кроме базового, еще несколько вариантов рейтинговой оценки.
Задачи рейтингового анализа кафедр университета: создание информационной базы, отражающей многогранную деятельность каждой кафедры в отдельности.
С 1996 г. в вузе внедрена рейтинговая система оценки эффективности работы кафедр и факультетов. Анализ результатов рейтинговой оценки деятельности кафедр и факультетов выявил очевидные преимущества рейтинговой системы: она позволяет повысить качество и эффективность работы структурных подразделений ВУЗа, а тем самым университета в целом, отследить динамику развития кафедр и уровень научных исследований, актуальности разработок, конкурентоспособность результатов.
Начиная с 1995 года, на основе полученных итоговых данных позволяла определять слабые стороны кафедры и более эффективно использовать имеющийся научный потенциал кафедры, способствовала созданию информационной базы, всесторонне отражающей деятельность, как кафедры, так и университета в целом.
В достижении наиболее высоких результатов по обеспечению соответствия кафедры и ВУЗа в целом общегосударственным требованиям, закрепленными государственными образовательными стандартами (ГОС) необходима более прогрессивная и усовершенствованная структура показателей.