Механизмы и закономерности процесса эстетического развития личности в образовательной среде
Прекрасное и безобразное. Главная духовная ценность человека заключена в понятии прекрасного. Представление о нем традиционно формировалось на основе противопоставления безобразному. Наряду с прекрасным, безобразное относится к числу базовых, негативных категорий эстетики. Безобразное уже с эпохи античности стало ассоциироваться со всей сферой антиценностей, вызывающих у человека отвращение… Читать ещё >
Механизмы и закономерности процесса эстетического развития личности в образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как действуют механизмы, и каковы основные закономерности процесса эстетического развития личности в образовательной среде в значительной мере позволяют понять описания основных категорий эстетики. Главные категории эстетики — эстетическое и художественное. Остальные являются их производными. В эстетике существует большое количество принципов, на основе которых классифицируются категории, а также выделено бесчисленное множество самих категорий. К наиболее значимым из них относятся: эстетическая культура; эстетическое сознание; эстетический опыт; эстетический вкус; эстетический идеал; прекрасное и безобразное; трагическое и комическое; возвышенное и низменное, катарсис и др.
Особую значимость в эстетическом воспитании имеет задача развития эстетических потребностей и представлений, на базе которых формируется эстетический вкус и эстетическая оценка человеком явлений действительности как «прекрасных» или «безобразных», «возвышенных» или «низменных», «трагических» или «комических». Но для того чтобы более ясно представить этот процесс, обратимся к кратким характеристикам этих категорий.
Прекрасное и безобразное. Главная духовная ценность человека заключена в понятии прекрасного. Представление о нем традиционно формировалось на основе противопоставления безобразному. Наряду с прекрасным, безобразное относится к числу базовых, негативных категорий эстетики. Безобразное уже с эпохи античности стало ассоциироваться со всей сферой антиценностей, вызывающих у человека отвращение, неудовольствие и другие отрицательные реакции. При этом уже древние философы отмечали, что красота целого возникает из гармонического единства противоположных составляющих, в частности, прекрасного и безобразного.
Трагическое и комическое. С древних времен человек научился с помощью искусства не только преодолевать жизненные трудности и личностные невзгоды, но и превращать некоторые из них в источник духовной радости. Уже в древности, создав жанр трагедии, люди нашли способ смягчить трагизм жизни. Войны, катастрофы, личные несчастья пережить бывает очень трудно, но талантливо преображенные в искусстве, они оказались способны приводить к особому наслаждению — катарсису.
Жизнь во все времена была питательной средой не только трагического, но и комического. Комическое рассматривается как область особого эстетического опыта. В пей на интеллектуально-игровой основе осуществляется благожелательное отрицание, разоблачение, осуждение некого явления, персонажа его действия или высказывания, претендующих на нечто более высокое значительное, идеальное, чем позволяет их природа.
Катарсис. Катарсис понимается как внутреннее потрясение и духовное наслаждение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусства. Вызываемые таким образом высокие эмоциональные переживания являются свидетельством глубокого духовного опыта, приобщения и гармонизации человека с Универсумом, его духовным миром во всей полноте и целостности.
Явление катарсиса описывает один из механизмов действия эстетического. Само понятие катарсис произошло от греческого — очищение. Древние греки называли так особое психическое состояние, в процессе которого человек освобождается от скверны души и тела. Задолго до появления психотерапии, в VI в. до н.э., пифагорейцы разработали теорию освобождения души от вредных страстей (гнев, вожделение, страх, ревность и т. п.) с помощью специально подобранной музыки. В те времена получила распространение легенда о том, что самому Пифагору удавалось с помощью музыки излечивать людей не только от болезней души, но и телесных недугов.
Арттерапия
Термин «арттерапия» происходит от латинского art — искусство и греческого terapia — лечение. Психологическая практика свидетельствует, что любой вид искусства способен оказывать «лечебное» воздействие. Художественная практика не только позволяет человеку пережить удовольствие, сопровождающее процесс художественного творчества, но и лучше понять себя, отыскать собственный путь к духовной гармонии. Арттерапия убеждает нас в том, что художественная деятельность, независимо от степени профессиональной готовности к ней человека, открывает те стороны личности, о которых бы иначе он сам никогда не узнал.
Процесс и продукты художественного творчества обычно гораздо лучше слов способны выразить состояние души человека и дать его психике мощный позитивный заряд.
Гармония. Понятие «гармония» относится к числу важнейших эстетических категорий. Слово «гармония» также греческого происхождения. Переводится как «связь», «стройность», «согласованность», «соразмерность». В широком философском смысле гармония — один из универсальных принципов организации Космоса, природы, произведений искусства, человека, включая и его внутренний мир, и телесную организацию. Гармония в эстетическом плане является основой красоты, она — «высшее согласование частей», нередко контрастных, противоположных Друг другу.