Мониторинговое наблюдение за развитием ребенка
Организация данного вида наблюдения предполагает выяснение двух вопросов: развивается ли ребенок дальше? развивается ли он во всех сферах? При этом речь идет об общей оценке детской группы, а затем оценивается индивидуальное развитие детей. Организуется наблюдение по поводу эмоционального благополучия ребенка в рамках социально-эмоционального измерения (отношение к сверстникам, к взрослым, членам… Читать ещё >
Мониторинговое наблюдение за развитием ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Суть наблюдения, ориентированного на процесс развития ребенка
Описываемая система наблюдения, ориентированная на процесс развития, создана в Бельгии в 1994 г. Она получила значительное распространение во фламандских нидерландских учреждениях для детей 4—6 лет. В 1996 г. в рамках Европейской комиссии «Improving Early Childhood Education Quality» была апробирована в пяти европейских странах. Ее авторами являются ученые Ф. Лаеверс, Э. Ванденбуше, М. Ког, Л. Депондт (35).
Термин «мониторинг» появился в 80-е гг. Он подчеркивает идею системности, последовательности в отличие от используемых традиционно шкал, листов наблюдений и тестов. Используемые листы наблюдения были ориентированы на вопросы: насколько развит ребенок в разных сферах и какие продвижения (успехи) он обнаруживает по сравнению с ранними наблюдениями?
Система мониторинга за ребенком (CMP) (child monitoring system) ориентирована на установление факта действительного развития ребенка.
Главным является получение подтверждения успешности действий взрослого. Здесь выделяются два ключевых понятия: благополучие и ангажированность (увлеченность). Благополучие означает «чувствовать себя как дома», «быть самим собой», «быть счастливым». В содержании понятия «увлеченность» особое внимание обращается на интенсивную концентрированную деятельность, поглощенность делом, ощущение стимула и радости в открытии и исследовании. Дети, увлеченно занимающиеся деятельностью, достигают границ своих возможностей и благодаря этому развиваются дальше, и наоборот, чем меньше благополучие и увлеченность, тем больше рисков в развитии ребенка.
Таким образом, благополучие и увлеченность представляют собой процессуальные переменные, которые можно оценить только в конкретных ситуациях. Взрослый при обнаружении недостаточности благополучия и увлеченности может принять соответствующие меры.
Организация данного вида наблюдения предполагает выяснение двух вопросов: развивается ли ребенок дальше? развивается ли он во всех сферах? При этом речь идет об общей оценке детской группы, а затем оценивается индивидуальное развитие детей.
Процессуально ориентированная системная практика наблюдения за детьми дошкольного возраста три шага:
- 1) общее оценивание всей группы детей;
- 2) организация индивидуального наблюдения и анализа его результатов;
- 3) формулирование конкретных педагогических задач по результатам наблюдения.
- 1. Общая оценка группы. Каждый ребенок в группе наблюдается на предмет степени его самочувствия и степени его увлеченности в социально-эмоциональной и когнитивной сферах.
- 2. Индивидуальное наблюдение и анализ. Дети, которые обнаруживают на общем фоне малые показатели благополучия и увлеченности, становятся предметом дальнейшего специального наблюдения.
До начала наблюдения собираются общие данные о ребенке и его семье. Важно сделать описание общего впечатления о ребенке.
Организуется наблюдение по поводу эмоционального благополучия ребенка в рамках социально-эмоционального измерения (отношение к сверстникам, к взрослым, членам семьи и друзьям и к общим играм, к миру детской группы и детского сада).
Проводится тщательный анализ полученных результатов.
Затем организуется наблюдение и делается первый диагноз в отношении проблем в когнитивном развитии (это проявляется в увлеченности детей в разных видах деятельности). Особое внимание обращается на то, влияют ли и как форма организации деятельности детей, а также характер педагогического руководства или поддержки на увлеченность ребенка.
Проводится сравнение увлеченности в разных сферах и делается более определенный вывод о возможных проблемах в развитии ребенка.
3. Третий шаг. После наблюдения за группой и отдельными детьми формулируются конкретные педагогические задачи, которые трактуются как следствия для педагогической работы.
Проводится выявление сильных и слабых сторон в развитии ребенка, а также позитивных и негативных факторов в его окружении.
Делается внимательное и серьезное оценивание новой проблематики. Разрабатываются новые задачи педагогической работы, определяются исходные позиции, возможности, которые могли бы изменить в положительном направлении ситуацию развития ребенка.
Для осуществления каждого шага разработаны соответствующие бланки для заполнения.
На первом шаге (оценивание всей группы) воспитателю предлагаются два дифференцированных варианта, А и Б. В варианте, А различаются три уровня развития, в варианте Б — пять. На начальном этапе освоения этой системы наблюдения желательно работать с вариантом А, позже целесообразно обращаться к более дифференцированному варианту Б.
На втором шаге желательно обратить особое внимание на одну сторону: социально-эмоциональную или когнитивную, а не работать сразу с двумя.
На третьем шаге следует фиксировать, как ребенок реагирует на разные педагогические формы или на характер педагогического руководства. Следует отмечать только важную в вышеуказанном смысле информацию.
В данной системе мониторинга важно не то, на каком уровне развития находится ребенок, а развивается ли он в разных сферах, доходят ли до него педагогические действия. Если ребенок воспринимает педагогические воздействия и обнаруживает увлеченность, он сам будет использовать любую возможность для активной деятельности.