Опытно-экспериментальная работа на занятиях по дизайну интерьера на уроках изобразительной деятельности
На первом этапе изучалась и анализировалась искусствоведческая, психолого — педагогическая и методическая литература, инструктивные материалы министерств образования Казахстана, разрабатывались методы работы, анализировались данные эксперимента. Все это позволило разработать основное содержание экспериментальной программы по художественному дизайну интерьера в школе, разработать методику… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа на занятиях по дизайну интерьера на уроках изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
дизайн интерьер квартира лофт Сложившееся противоречие между требованием современного общества к уровню мастерства учащихся и отсутствием научно обоснованной системы поэтапного освоения закономерностей основ дизайнерского искусства, позволяющей педагогам успешно решать учебно-творческие задачи по видам декоративно-прикладного искусства в процессе обучения школьников, обусловило выбор темы исследования. Основополагающая проблема определяется поиском оптимально продуктивной методики поэтапного освоения основ искусства дизайна интерьера, обеспечивающей высокий уровень основ художественного мастерства.
Проблема исследования состоит в поиске эффективных методов преподавания и разработке методики обучения на примере искусства дизайн интерьера, способствующих формированию творческой активности детей в процессе их подготовки.
Анализ теоретических аспектов проблемы, поисковая экспериментальная работа с учащимися позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: уровень творческой активности школьников в процессе обучения декоративно-прикладному искусству повышается, если:
- — определить его основные виды, способствующие развитию творческих способностей детей;
- — будут учтены традиции народного творчества и разработана методика использования изобразительной деятельности;
- — в процессе обучения будут широко использоваться различные методические приемы, художественные средства достижения выразительности народного декоративно-прикладного искусства.
Проблема, цель, предмет и исследования определили необходимость решения следующих задач:
- 1. Изучить научные труды по художественной психологии и педаготике, художественно — творческой лрактмке, иокуоетвооедопиго, методике обучения дизайну интерьера. Провести анализ методической и теоретической литературы по проблеме исследования, чтобы выявить виды декоративно-прикладного искусства, наиболее способствующие развитию творческих способностей учащихся и наиболее эффективные методы в процессе формирования художественно-творческой деятельности школьников.
- 2. Проанализировать характерные особенности изобразительной деятельности в искусстве дизайна, на которые следует опираться в процессе формирования навыков и творческих способностей у детей.
- 3. Определить педагогические условия и эффективные пути формирования творческой деятельности учащихся.
- 4. Разработать и теоретически обосновать методику организации учебно-познавательной и творческой деятельности у школьников с учетом традиций народного искусства.
- 5. Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.
Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:
- 1. Теоретический анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по искусству дизайна.
- 2. Наблюдение и анализ учебной и творческой деятельности учащихся на занятиях.
- 3. Анкетирование и опросы ребят на занятиях.
- 4. Беседы с учащимися.
- 5. Научный эксперимент как основа для нахождения эффективной методики организации творческой деятельности учащихся при изучении искусства дизайна .
Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области психологии, педагогики, декоративно-прикладного народного искусства, дизайна среды, теории и истории искусств, теории и методики обучения изобразительному и декоративно — прикладному искусству. Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе изучалась и анализировалась искусствоведческая, психолого — педагогическая и методическая литература, инструктивные материалы министерств образования Казахстана, разрабатывались методы работы, анализировались данные эксперимента. Все это позволило разработать основное содержание экспериментальной программы по художественному дизайну интерьера в школе, разработать методику эксперимента и педагогические пути, методы и средства эстетического воспитания и художественного образования учащихся на занятиях, был проведен анализ действующих учебных программ и учебных пособий по декоративно — прикладному искусству.
На втором этапе проводился психолого — педагогический развивающий эксперимент. Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения школьников дизайну с использованием экспериментальных классов при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением художественной деятельности в параллельных контрольных классов Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства эстетического воспитания, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий на темы казахского и русского декоративно-прикладного искусства дизайна, повседневной жизни и культуры казахского народа в разные периоды их истории.
Работа проводилась с учащимися 6 классов «Б» (контрольный) и «В» (экспериментальный) средней школы № 11.
Для проведения опытно — экспериментального урока мною был разработан план — конспект урока .
Тема: «Дизайн интерьера детской комнаты».
Цели урока: 1 Обеспечить усвоение учащимися композиционных особенностей интерьера;
- — формировать умение оценивать с эстетической точки зрения интерьер помещений;
- — ознакомить с возможностями компьютерного дизайна интерьера.
- 2 Развивать у учащихся воображение, умение применять знания на практике, умение планировать, оценивать, регулировать и контролировать свои действия.
- 3 Воспитывать творческий интерес и эстетический вкус в оформлении жилья.
Материально-техническое обеспечение: презентация «Композиционные особенности интерьера», компьютерная игра «Симсы», журналы «Салон», компьютеры, проектор, экран.
Учебно-производственная работа: компьютерный дизайн интерьера детской комнаты.
Ход урока:
- 1. Организационный момент.
- 2. Актуализация прежних знаний:
Сегодня мы поговорим с вами о том, где мы живем, что нас окружает и каким законам подчиняются окружающие нас предметы. Запишите тему урока"Дизайн интерьера детской комнаты".
Скажите, пожалуйста, каким самым распространенным словом можно заменить понятие «квартира»?
А что такое гостиничный номер вы знаете?
В номере созданы те же условия, что и в жилых квартирах. Но почему же гостиничный номер мы не можем назвать домом?
Гостиничный номерэто комфортное пространство, заполненное отработанной по международным стандартам мебелью, освещенное, окрашенное, оклеенное, но… чужое. Жилище превращается в дом в том случае, когда оно становится укрытием от внешних невзгод, теплым родительским кровом.
Вот вы все живете в квартирах, ходите друг к другу в гости, и, конечно, обращали внимание, что все дома, несмотря на одинаковую планировку, не похожи друг на друга. Почему?
Неповторимость и самобытность интерьера квартиры, прежде всего, определяют люди, населяющие ее, их возраст, род занятий, характер, художественные предпочтения, творчество, любовь к своему жилищу, тепло, которым они его наполняют.
3. Изучение нового материала:
Поговорим сегодня о том, может ли каждый из нас стать «сам себе дизайнером»?
В ходе нашей беседы вы, наверное, отметили для себя незнакомые или малопонятные слова. Какие?
Интерьервнутреннее убранство помещения.
А чем мы можем заполнить и украсить помещение?
Дизайнпроектировать, конструировать.
Запишите определения в тетрадь.
А что же такое дизайн интерьера? Что означает эта фраза, как ее перевести на русский язык, в чем смысл словосочетания?
Дизайн интерьерапостроение, конструирование внутреннего убранства помещений.
Создание интерьераискусство. Представьте, что вы затеяли ремонт. Все идеи, мысли, предметы, живущие в вашей голове, возможно незримо связаны между собой, но наша задачаобъединить их в одном гармоничном дизайне. Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо ознакомиться с тем, что такое композиция.
Композиция означает соединение, связь различных предметов в единое целое. Композиция «держит» пространство, организует его, подчиняет своим законам.
Каковы же эти законы и правила композиции?
- -приступая к дизайну интерьера, помещение необходимо распланировать,
- -разделить на зоны. Некоторые помещения имеют свое строго определенное назначение, т. е. функцию (н-р, комната, где есть ванна, умывальник будет являться зоной гигиены, т. е. ванной комнатой, …)
- -в одной комнате может быть несколько зон, необходимо выделить главную.
- -к главной зоне, если нужно, подбираются второстепенные.
Определите в этом интерьере деление на зоны.
А сейчас нам понадобятся еще два понятия, используемые и дизайне, думаю вы с ними уже встречались.
Аксессуары -??? Дополнения (вазы, картины, игрушки…).
Стиль -???особенные признаки определенного направления (кантри, минимализм, хай-тек, модерн, классический…).
Очень важно, чтобы каждый аксессуар или предмет мебели обязательно находил так называемую поддержку — другой предмет такого же цвета или с таким же узором, либо предмет в том же стиле.
Главное правило создания гармоничного жилого пространства — ничего лишнего!
Чаще всего встречается центрическая композиция интерьера. Давайте разберемся в этом, вспомните историю. Что являлось в доисторической пещере центром, вокруг которого сосредотачивалась жизнь племени, рода? (очаг) В Древней Греции или Риме таким центром был внутренний дворик — атриум; в средневековых замках — камин. А в современной квартире какая комната будет центральной? а чаще всего «душой», центром ее что является?(зал, ТВ) Вот вам классический пример центрической композиции.
Какие предметы интерьера вы видите?
Как же качественно, художественно, целостно связать отдельные предметы интерьера в единое целое? Сделать это можно при помощи способов композиции .
Связывание отдельных разрозненных предметов мебели, оборудования и декоративного искусства в единое целое может производится по законам симметрии и асимметрии.
Симметрия предполагает расположение парных деталей интерьера по обе стороны от воображаемой линии (оси симметрии). Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и даже официальности.
В каких комнатах применим этот способ?
Очень часто именно с помощью симметрии выстраиваются интерьеры детских комнат для двоих детей, спальни родителей. В этих случаях симметричное построение, начатое группой мебели, может быть подчеркнуто и усилено симметричным расположением остальных элементов. Каких?
Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, тоассиметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм, делает интерьер более сложным и интересным.
Часто оба приема сочетаются в композициях на равныхназовите пример.
Симметричное и ассиметричное построение предполагает использование таких композиционных средств как повтор, нюанс, контраст.
С повтором мы встречались при анализе симметричных решений, когда по обе стороны от оси располагались одинаковые предметы.
Как выражается это средство в этом интерьере?
Количество повторений может быть разным.
Если в явлении повтора сохраняются размеры, материал, цвет, фактура, то изменение хотя бы одного из этих составляющих в небольших пределах может дать нюансные решения.
Как в этом интерьере это выражено?
Резкие изменения названных характеристик (т.е. цвета, материала, формы…) приводит к контрасту.
В каких деталях прослеживается это средство композиции?
Запишите в тетрадь способы и средства композиции.
4. Повторение:
Что такое дизайн интерьера?
Назовите способы композиции?
Какие средства композиции используются в дизайне интерьера?
5. Практическая работа:
Исправьте неточности в дизайне предложенных интерьеров в соответствии с заданиями в карточках.
- 6. Заключительная часть:
- -Подведение итогов.
- -Домашнее задание: на эскизе или на компьютере расположить предметы интерьера своей комнаты, используя способы и средства композиции.
Практическое задание.
- 1. Определите ошибки в дизайне интерьера детской комнаты (стиль, композиция, цветовое решение, функциональность…)
- 2. Внесите изменения в дизайн интерьера комнаты, используя способы и средства композиции.
Анализ теоретических аспектов проблемы, поисковая экспериментальная работа с учащимися показали, что уровень творческой активности школьников в процессе обучения декоративно-прикладному искусству значительно повысился.
На таблице в процентном соотношении ярко отображены сведения о тенденции увеличения знаний, как теоритических, так и практических, по технике дизайна.
Таблица № 1. Показатели знаний учащихся.
Критерии оценки знаний. | Удовлетворительно. | Хорошо. | Отлично. |
Оценка знаний учащихся до проведения опытно-экспериментального урока. | 70%. | 30%. | |
Процентное соотношение теоритических знаний учащихся по дизайну интерьера после проведения опытно-экспериментального урока. | 20%. | 70%. | 10%. |
Соотношение практических умений и навыков учащихся в ходе выполнения задания по дизайну интерьера. | 60%. | 40%. |
Показатели практических умений учащихся после урока.
В результате опроса, проведения контрольных заданий по рисунку — эскизу, выполнения художественных изделий интерьера, анализа детских рисунков и поделок школьников сравнивались результаты экспериментального обучения дизайна интерьера и результаты традиционного обучения художественных занятий.
Причем в экспериментальных классах использовалась экспериментальная методика проведения занятий, направленная на активное формирование не только специальных знаний и умений по дизайну, но и на развитие эстетического вкуса и художественных интересов, потребностей, на развитие эстетического восприятия, составляющих структурную основу и одновременно необходимые условия успешного художественно — эстетического развития и непосредственно связанных с развитием и формированием эмоционально — чувственного и творческого отношения к действительности.
На третьем этапе, в конце эксперимента, проводился анализ, обобщались результаты опытно — экспериментальной работы, формировались выводы исследования, осуществлялось оформление работы.
Научная новизна исследования:
- — проведен научный и историко — теоретический анализ основ декоративно — прикладного искусства Казахстана, способствующих формированию познавательной активности в процессе изобразительной деятелъности у школьников.
- — выявлены и экспериментально апробированы условия наиболее эффективного влияния народного декоративно — прикладного искусства на процесс организации творческой деятельности учащихся. Главные из них — интегративные, практико — ориентированные формы занятий с использованием материала народного декоративно-прикладного искусства дизайна как эффективного средства развития творческой деятельности.
- — научно обоснована методика проведения занятий, оптимально соответствующая развитию творческой активности учащихся в условиях изучения декоративно прикладного искусства, заключающаяся в эффективном использовании новых информационно-технологических средств и методов индивидуального подхода в процессе овладения технологическими операциями искусства дизайна.
- — определены художественно — выразительные средства решения образа в декоративно — прикладном искусстве, наиболее доступные в работе со детьми школьного возраста и эффективные в их эстетическом, художественном воспитании.
- — раскрыты и определены место и роль искусства дизайна в системе эстетического воспитания школьников.
- — выявлена и обоснована роль занятий по дизайну интерьера как эффективного средства эстетического воспитания и художественного образования школьников.
- — раскрыты и научно обоснованы педагогические основы эффективной методики организации занятий кружка по художественной обработке интерьера .
- — выявлены возрастные и индивидуальные особенности художественного развития учащихся как необходимое условие эффективности занятий.
Достоверность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; комплексной методикой исследования; результатами педагогического эксперимента; положительными результатами экспериментального обучения, проведением занятий по декоративно — прикладным искусствам, работой с учащимися в школах.
Результаты проведения формирующего эксперимента показали более высокое качество работ у учащихся экспериментальной группы (80%). Рост художественно-творческих способностей и умений в этой группе значительно превысил аналогичные показатели в контрольной группе (50%). Следует также отметить улучшение качества владения техникой ткачества у учащихся экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности методов и средств обучения, способствующих формированию художественно — творческой деятельности учащихся. В ходе выполнения контрольного задания был отмечен более высокий уровень самостоятельности и уверенной работы учащихся из экспериментальной группы.
По материалам формирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: результаты экспериментального урока показали, что систематическая и целенаправленная работа по декоративной обработке кожи в условиях обучения декоративно — прикладному искусству, учитывающая индивидуально — психологические особенности детей, способствует более полному, разностороннему развитию их художественно — творческих способностей. Успешному экспериментальному обучению способствовало совершенствование теоретической знаний учащихся в области искусства дизайна интерьера. В результате опытно — экспериментального урока художественно — творческая деятельность школьников достигла более высокого уровня развития, что подтвердило эффективность и полезность методики, способствующей организации художественно — творческой деятельности учащихся в условиях обучения видам дизайна .