Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Влияние сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино" на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития науки и образования исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических исследований. В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творческого воображения (Л. С Выготский., А. Н. Леонтьев, Я. А Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М… Читать ещё >

Введение. Влияние сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино" на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в прошлом столетии и «…давно стала полноправным литературным жанром…» [40, с.20]. Она находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания ее жанрового своеобразия. Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития воображения маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь, воображения. Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка [49]. воображение дошкольный творчество сказка В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития и развития воображения. Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом [74].

Воображение — есть фантазия, которая открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять и так далее. По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира [42, с. 268−270].

В рамках современной детской психологии очевидны некоторые тенденции, которые заставляют взглянуть на проблему диагностики воображения по-новому. Прежде всего, дошкольный возраст все чаще рассматривается не просто как сензитивный период развития воображения, что вполне традиционно (Л. С. Выготский), но и как сензитивный период развития творческого потенциала личности (В. Н. Дружинин, О. М. Дьяченко и др.).

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки и так далее. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Творчество, в нашем случае «сказочное», базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности заложит более глубокие основы литературного воспитания, облегчит ребенку переход из детского сада в школу, создаст фундамент для дальнейшего его обучения и развития.

Цель выпускной квалификационной работы — изучить, насколько эффективно влияет сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — воображение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой выпускной квалификационной работы стало предположение: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать сказку А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», то уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста повысится.

Для реализации цели мы поставили следующие задачи:

  • 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 2. Подбор диагностических методик для выявления уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
  • 3. Проведение диагностики по выявлению уровня развития воображения у детей в контрольной и экспериментальной группе.
  • 4. Разработка цикла занятий по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
  • 5. Проведение цикла занятий с использованием сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» в экспериментальной группе.
  • 6. Проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группе.
  • 7. Анализ результатов контрольного диагностического исследования экспериментальной и контрольной группы.
  • 8. Выявление влияния сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» на развитие воображение детей старшего дошкольного возраста.
  • 9. Формулировка выводов на основе полученных данных.

Методы исследования:

  • 1. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
  • 2. Педагогический эксперимент;
  • 3. Диагностический метод — тестирование;
  • 4. Методы математической обработки данных.

На современном этапе развития науки и образования исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических исследований. В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творческого воображения (Л. С Выготский., А. Н. Леонтьев, Я. А Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, Д. Гилфорд, К. Роджерс, П. Торренс и другие.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, его диагностики и развития как в школьном возрасте (Д. Б. Богоявленская., Д. Б. Волков, В. Н. Дружинин, A. M. Матюшкин, O. K. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Е. Л. Яковлева и другие), так и в дошкольном детстве (Е. С. Белова, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева и другие).

В связи с тем, что проблема развития творческого воображения не достаточно разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого воображения и средств его развития приобретает особую актуальность. Один из путей целенаправленного развития творческого воображения ребенка лежит через художественную литературу. Сказка для ребенка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Она раздвигает для него рамки обычной жизни [58]. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

Большой вклад в изучении сказки внесли такие исследовали, как В. Я. Пропп, В. П. Аникин, А. В. Запорожец, Ю. А. Лебедев и другие.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические исследования о развитии воображения, исследования сказки как литературного жанра и как источника творчества детей. В области методологии и методики проведения исследования за основу взяты работы Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. В. Лубовского, Д. Б. Богоявленской, Е. И. Ермолаевой — Томиной, В. Я. Проппа, Ю. А. Лебедева и других.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение передового педагогического опыта в аспекте изучаемого вопроса; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; методы, направленные на выявление уровня развития воображение детей и фиксацию результатов, достигнутых после формирующего эксперимента; составление комплекса занятий с использованием сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; методы обработки материалов.

Методические разработки по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста посредством сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» могут быть использованы в практической работе специалистов ДОУ, а также родителями.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой