Селиванов в.с. Актуальные проблемы профессиональной педагогики
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения… Читать ещё >
Селиванов в.с. Актуальные проблемы профессиональной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности.
Обучение — двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков.
Образование — это процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.
Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.
Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеют воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и вместе с тем относительно точного определения современной педагогики — это наука о воспитании человека.
Рассматривая понятия формирование и развитие с точки зрения различных авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятия являются еще не установившимися педагогическими категориями. Анализируя эти понятия хорошо видно, что воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор влияющий на формирование и развитие.
Границы понятия «формирование» еще не определены, они могут чрезмерно сузиться, либо расшириться до безграничных пределов. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается, происходят изменения в различных направлениях формирования жизни. Соответственно, сложно определенно сказать что должно стать целью формирования личности.
Так же не определены границы применения в педагогике понятия — развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны.
Можно сделать вывод, что основными категориями педагогики являются: воспитание, образование, обучение. Это понятия, через которые даются определения педагогическим процессам и явлениям. Ниже представлена схема, на которой видно, что в отдельности можно описать любую категорию, но, в то же время, каждая верхняя категория не может существовать без нижних.
При кажущемся многообразии мира его объекты и связи выстроены по единым законам, которые просматриваются в построении всех учебных дисциплин. Особое место в них имеет учебная задача.
Для обучения учащихся посредством системы учебных задач требуется материал, выстроенный по логике объективного исторического развития предмета познания. Это должен быть учебный материал, скоординированный по всем учебным предметам на единой понятийной основе.
Под понятием подразумевается форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, т. е. это мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и, в совокупности, специфическим для них признаками.
Педагогика как наука является теоретической формой освоения действительности. Она представляет собой систему различных теорий, каждая из которых находит свое отражение в системе понятий. Совокупность системы понятий образует понятийно-терминологическую систему педагогики.
Система понятий активно отражает педагогическую реальность. Она сама выступает как исходная реальность, наделенная своими определяющими признаками.
Обе эти системы в своем единстве образуют логику науки, которая определяет структуру понятийной системы, ее эмпирические и теоретические элементы в их ролях и отношениях, соответствующую особенностям науки и пути развития ее теории.
По степени развития понятийно-терминологического аппарата науки можно судить о степени развития адекватной ему теории. Критериями развитой теории является четкая многоаспектная понятийная система, отражающая многообразие сторон, отношений развивающихся объектов и многообразие возникающих в связи с этим познавательных задач, т. е. объективных и субъективных источников многоаспектности понятий. Многоаспектное отражение развитой теории в понятийной сфере позволят более ясно обозначить предмет познания и построить последовательную концепцию о нем. В развитой теории система понятий обладает относительной устойчивостью предмета познания и его понятийного отражения.
Для построения понятийно-терминологической схемы (модели) педагогики и ее отдельных областей необходимо определить основные системообразующие понятия и их взаимосвязи. Это даст возможность перейти к качественной оценке отдельных областей и направлений педагогики, выявить критерии, характеризующие степень разработанности педагогической теории, прогнозировать пути ее дальнейшего развития.
Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности.
Определение — такая логическая операция посредством которой:
- — раскрывается содержание некоторого понятия;
- — описывается значение некоторого слова;
- — некий объект характеризуется способом, который позволяет его отличить от других объектов.
Есть еще один важный аспект использования определения. В сознании каждого человека имеется некоторый набор понятий и соответствующий ему словарный запас.
Для того чтобы правильно дать определение необходимо знать правила логических операций:
1). Правило соразмерности Определение должно быть соразмерным, т. е. значение определенного должно совпадать с определяющим выражением. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества.
2). Правило предостерегающее от порочного круга Определение не должно заключать в себе круга, т. е. термины должны определяться через другие понятия. Круг в определении означает, что при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое в свою очередь определяется при помощи первого.
Разновидностью круга в определении является тавтология — ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.
3). Правило ясности Определение должно указывать известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке. Т. е. должны быть известны смыслы и значения терминов.
4). Правило понятности Определения должны учитывать знания читателя или слушателя, поэтому следует определить неизвестные понятия через известные.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
- — Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
- — Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
- — Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
- — Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).
- — Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.