Введение.
Общение как форма взаимодействия субъектов педагогического процесса
Проблеме педагогического общения приурочено к существенное численность изучений, анализ которых открывает некоторое количество качеств в ее исследовании. Прежде только это определение структуры и критерий формирования коммуникативных умений преподавателя (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. Н. Леонтьев и др.). В этом нюансе получили формирование способы функционального… Читать ещё >
Введение. Общение как форма взаимодействия субъектов педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди обилия заморочек современной педагогики и психологии, общение является одной из более фаворитных и напряженно исследуемых. Общение выступает в качестве 1-го из важных причин эффективности человечной деловитости.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач обучения подрастающего поколения, является иной ракурс рассмотрения трудности общения — формирования личности в нем. Как демонстрируют итоги психолого-педагогических изучений, конкретно в общении, и, до этого только в конкретном общении со важными иными (родителями, преподавателями, ровесниками и т. д.) проходит развитие человечной личности, создание важных её параметров, высоконравственной сферы, мировоззрения.
Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и обширно представлено в философии, социологии, общей и общественной психологии, педагогике и остальных науках, любая из которых исследует его в связи с задачками и спецификой собственной области познания.
Наиболее часто встречаемым и разработанным является подъезд к общению как одному из видов деловитости. Некоторые ученые при этом подчеркивают специфичность деловитости общения как формы снабжения остальных видов деловитости, разглядывают его как необыкновенную активность. Так, Л. П. Буева отмечает, что активность и общение — две взаимосвязанные, сравнительно самостоятельные, но не равноценные стороны одного процесса жизни. [1].
Общение — это не элементарно ряд поочередных отдельных действий (деятельностей) общающихся субъектов. Любой акт конкретного общения — это действие человека на человека, а конкретно — их взаимодействие. Процесс общения основывается как система сопряженных актов взаимодействия (Б. Ф. Ломов). [2. 3].
Общение характеризуется как соц процесс, исполняемый снутри определенной общественной общности (в группе, в классе, в сообществе в целом). Социальность общения разъясняется не лишь тем, что оно обслуживает коллективную активность, но до этого только тем, что оно выражает или реализует публичные дела.
Отмеченные больше сущностные свойства общения имеют пространство и в педагогической деловитости, но специфика педагогического общения определяется назначением данной деловитости, направленной на реализацию целей развития личности. В. Н. Соковнин отмечает, что довольно социально зрелой может существовать лишь таковая педагогика, которая осведомлена о закономерностях общения. [4].
В процессе педагогического общения исполняется обучение приемам и методикам умственной деловитости, создание мыслительных действий, управление действиями учения, обучение приемам работы, неизменное поддержание интереса учащихся на самом уроке, мотивационное снабжение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, аннулирование эмоциональной напряженности.
Проблеме педагогического общения приурочено к существенное численность изучений, анализ которых открывает некоторое количество качеств в ее исследовании. Прежде только это определение структуры и критерий формирования коммуникативных умений преподавателя (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. Н. Леонтьев и др.). В этом нюансе получили формирование способы функционального общественного обучения (АСО): ролевые забавы, социально-психологические тренинги, споры и др. С их поддержкой преподаватели овладевают методами взаимодействия, развивают коммуникабельность/ [5. 6. 7].
Другим курсом является изучение трудности взаимопонимания меж преподавателями и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они означаемы в силу такого, что контакт вероятен лишь в критериях довольно совершенного взаимопонимания меж общающимися, приобретение которого просит розыска определенных критерий и приемов. [8. 9].
Особую группу изучений сочиняют те, какие учат нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде только, это изучения по дилемме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.). Педагогическая система «учитель-ученик «в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой крупная роль отводится исполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного дела к человеку, доброжелательности, общительности и др. [10. 11].
Эти и остальные нюансы исследования педагогического общения, обоюдно дополняя друг друга, демонстрируют его непростой и полиэдральный нрав в образовательном процессе.
Педагогическое общение в большей доли довольно регламентировано по содержанию, формам, а поэтому оно не является только методом ублажения отвлеченной потребности в общении. В нем четко выделяются ролевые позиции преподавателя и обучаемых, отражающие «нормативный статус «всякого. Их оглавление определяется уставными документами, учебными планами и програмками.
Итак, педагогическое общение представляет собой социально-нормативные формы взаимодействия преподавателей и учащихся. Цели, оглавление, нравственно-психологический степень общения и ценностные дела, какие обязаны актуализоваться в нем, для преподавателя выступают как социально данные. Однако так как общение протекает конкретно, личиком к личику, то оно получает для соучастников педагогического взаимодействия личностное обмеривание. Педагогическое общение как процесс жизнедеятельности преподавателя и обучаемых «втягивает «в себя личность всякого из них.
В настоящее время неувязка знания преподавателем личности учащегося заполучила необыкновенную злободневность, ибо она конкретно связана с гуманистическими тенденциями, элементами доминанту современного педагогического процесса.
Исходя из актуальности мы избрали тему исследования: «Психолого — педагогические основы общения учителя и учащихся в педагогическом процессе начальной школы».
Объектом исследования: является педагогический процесс начальной школы.
Предметом исследования: общение как форма взаимодействия субъектов педагогического процесса.
Гипотеза: Если мы понимаем педагогическое общение как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности, то это будет способствовать повышению эффективности протекания педагогического процесса школы.
Цель исследования: изучение проблему общения и раскрыть его роль в формировании и развитии личности младших школьников.
Задачи исследования:
- 1. Изучение психолого-педагогической, теоретической, методической литературы по исследуемой проблеме.
- 2. Раскрытие сущность, содержание, функции, стили общения как фактора повышения эффективности педагогического процесса школы.
- 3. Разработка методических и практических рекомендаций по организации общения младших школьников в педагогическом процессе начальной школы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- — определена сущность понятия общения, «педагогического общения», выделены ее содержание, функции, стили;
- — разработана технология взаимодействия учителя и учащихся в общении. — определены особенности стилей педагогического общения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе изучены и проанализированы различные аспекты общения как фактора развития и формирования личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методические и практические рекомендации по организации общения учащихся в педагогическом процессе школы.
Методы исследования:
- · Наблюдение;
- · Метод опроса;
- · Библиографический метод;
- · Интерпретационные методы;
- · Психодиагностические методы.
Базой исследования явилась Половинковская средняя школа Костанайского района.