Методика руководства двигательной деятельности детей на прогулке
Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, тем самым не рассчитывая своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность… Читать ещё >
Методика руководства двигательной деятельности детей на прогулке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перед проведением игр и игровых упражнений необходимо подготовить физкультурно-игровой материал, выбрать игры с учетом возраста и сезона года, продумать ход прогулки, распределить роли. Важно, чтобы сам педагог принимал активное участие в играх и упражнениях: это поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности. Известно, что дошкольники любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес к играм падает. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. //Дошкольное воспитание.- № 6. 2000. С.30−37. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение двух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки. Если это не нарушает хода игры, дети привыкают действовать в измененных условиях, что важно для повышения их двигательной активности.
Подготовка к прогулке должна происходить в следующей последовательности:
- 1. Определить вид прогулки.
- 2. Установить цель.
- 3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
- 4. Выбрать место проведения.
- 5. Определить затраты времени на прогулку.
- 6. Разработать задание.
- 7. Наметить виды деятельности участвующих в задании.
- 8. Составить конспект прогулки.
Необходимо соблюдать следующие требования к организации прогулки: предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде; сообщить цель прогулки; рассказать о маршруте и заданиях; указать порядок следования по маршруту; назначить ответственных; провести инструктаж по безопасности.
Организация детей к проведению различных физических упражнений начинается с комплексной оценки двигательной активности, что позволяет выделить три уровня ее развития.
Наибольший процент среди дошкольников всех возрастов составляют дети со средним уровнем двигательной активности. Они охотно выполняют разнообразные движения (ходьба в чередовании с бегом и прыжками; бег в разных направлениях с обеганием предметов, влезание на снежный холм и спрыгивание с него, ходьба на лыжах и скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых, катание на санках). Дети со средним уровнем двигательной активности (55%) достаточно уравновешенны, активны, подвижны и самостоятельны. Но и им не всегда удается правильно выполнить задание, так как они поглощены самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Дети с высоким уровнем двигательной активности (17%) гиперподвижны, легковозбудимы, имеют разные нарушения в психофизическом развитии. Для них характерны действия высокой интенсивности, что мешает им быть внимательными и правильно выполнять двигательные задания педагога. А их самостоятельная двигательная активность однообразна. Дети с низким уровнем двигательной активности (28%) малоподвижны, отличаются плохо развитой моторикой, часто болеют. Им присущи неуверенность в своих движениях, неустойчивость эмоционального тонуса. Такие дети особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке. Лескова Н. К., Ноткина Н. А. Оценка физической подготовленности дошкольников. //Дошкольное воспитание, 2004, № 10. С. 17.
Для организации детей при проведении различных физических упражнений основными задачами на прогулке являются:
- — знакомство детей с различными видами движений и создание вариативных условий для их систематического выполнения;
- — закрепление умений ориентироваться в пространстве, действовать совместно, участвовать в коллективных играх и игровых упражнениях;
- — создание благоприятных условий для развития творчества детей, в том числе в движениях, и положительного эмоционального состояния.
Успешно решать эти задачи возможно лишь при рациональном сочетании разных видов и форм двигательной деятельности под руководством педагога. С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно новый материал, предлагаемый на физкультурных занятиях, увязывать с играми и упражнениями на прогулках. Важно позаботиться также о соответствии игр временам года. Так, зимой можно познакомить детей с разнообразными играми данного сезона, а на участке организовать катание на санках, скольжение по ледяной дорожке, ходьбу на лыжах. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной воспитаем двигательной деятельности. Ее лучше проводить двумя подгруппами, составленными с учетом разного уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Практикум: Физическое воспитание дошкольников. Москва, 1997. С. 56. Например, дети первой подгруппы (с высоким и средним уровнем двигательной активности) выполняют упражнения на развитие внимания и точности выполнения движений (ходьба на лыжах по дорожке с обходом крупных предметов), а воспитатель контролирует качество их выполнения. Дети второй подгруппы (с низким уровнем двигательной активности) выполняют задания на быстроту движений, на скорость, например «Догони саночки», «Добеги до Снеговика», «Быстро возьми и положи предмет». Подвижная игра, общая для обеих групп, предлагается воспитателем с учетом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более двух-трех раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться три-пять раз в зависимости от желания детей, к которым следует предъявлять более строгие требования: добиваться четкого выполнения условий и правил игры. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети могли выполнить роль ведущего в игре. Педагог постепенно вовлекает в игры всех детей. Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоения движений детьми. Иващенко О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.//Дошкольное воспитание.- № 11. 2007. С.56−59 Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает их к самостоятельности, творческой активности. Так, сначала в игре «Поезд» дети просто идут друг за другом, везя за собой санки, затем поднимаются на небольшую горку и на санках спускаются друг за другом, соблюдая определенные интервалы. Через некоторое время, когда дети освоят предлагаемые движения, педагог продолжает игру: спустившись с горы, дети гуляют по лесу, имитируя движения животных и птиц: бегают, подскакивают, приседают, лепят из снега фигурки и т. п. Например, дети пятого года жизни должны четко выполнять двигательные задания и правила игры, в том числе ориентироваться в пространстве, быстро находить свое место во время различных построений (занять определенное место в «поезде», найти свой «домик» и т. п.).
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы дозировки:
- 1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. Шишкина В. А. Движение + движения [Текст]: Книга для воспитателей д/сада /В.А. Шишкина.- М.: Просвещение, 1992. С. 26.
- 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки. Шишкина В. А. Движение + движения [Текст]: Книга для воспитателей д/сада /В.А. Шишкина.- М.: Просвещение, 1992. С. 29.
- 3. Усложнить или упростить правила игры.
- 4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
- 5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т. д.
Конечно же, при проведении подвижных игр воспитателю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Необходимо помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Практикум: Физическое воспитание дошкольников. Москва, 1997. С. 37.
Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений.
Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, тем самым не рассчитывая своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Степанова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие. М. 2001. С. 14. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки. Степаненкова, Э. Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э. Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. — 1995. № 12. С. 23−25.
Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.
Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать быстрое охлаждение. Рунова М. Зимняя прогулка //Дошкольное образование.- № 12. 2003. С.35−40. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными.
Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если же они в теплых костюмах — интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.
При развитии двигательной активности на прогулке, необходимо обеспечение страховки и предупреждение травм во время любой двигательной активности.
В каждом детском саду должны соблюдаться инструкции по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке, по правилам безопасности для воспитанников на спортивной площадке, стадионе, а также инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма.
Исходя из содержания типичных инструкций по технике безопасности и предупреждения различных травм, при организации прогулок следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для всех сезонов:
- — падение с горок, «шведских стенок» в случаях отсутствия страховки воспитателя;
- — травмирование торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр;
- — порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
- — травмирование ног воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;
- — травмы, ушибы при катании на качелях, каруселях;
- — самовольный уход воспитанника за пределы детского сада. Сборник инструкций по обеспечению безопасности. Интернет ресурс: lescdod.ru›Docs/mkk/instrukcii/instrukcii.ru/
При организации прогулок, характерных для осенне-весеннего периода:
- — травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах;
- — травмы, ушибы во время труда в огороде, на участке; во время игр на мокрой и скользкой площадке;
- — намокание детской одежды, обуви;
- — переохлаждение или перегревание организма ребенка.
При организации прогулок следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:
- — обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей;
- — травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;
- — травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;
- — травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
- — травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
- — намокание детской одежды и обуви; Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. //Дошкольное воспитание.- № 6. 2000. С.30−37.
При организации прогулки за пределами детского сада, например проведения экскурсии, прогулок-походов, необходимо проведение у детей инструктажа по мерам безопасности при следовании или при проведении мероприятия. При длительных автобусных поездках или проезде на железнодорожном транспорте обязательно иметь с собой запас воды и нескоропортящихся продуктов. Маршрут должен быть тщательно изучен. При переходе улиц, дорог воспитатель должен следить за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения. Также, у руководителя группы должна быть дорожная аптечка с минимальным набором средств оказания первой доврачебной помощи. В случае возникновения несчастных случаев или внезапных заболеваний детей сопровождающие должны принять меры для оказания или сами оказать заболевшему или потерпевшему первую медицинскую помощь и, при необходимости, доставить его в ближайшую организацию здравоохранения. Инструкция по обеспечению безопасности при организации и проведении экскурсии. Интернет ресурс: http://www.forchel.ru/351-instrukciya-po-obespecheniyu-bezopasnosti-pri-organizacii-i-provedenii-yekskursii.html.