Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Рекомендуемые упражнения для ежедневных занятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При смене дыхания во время игры нужно иметь в виду, что любое музыкальное построение обычно заканчивается перед аккордовым звуком. Поэтому не следует делать очередной вдох на неаккордовых звуках, например, в момент задержания, перед проходящим звуком или после него, перед вспомогательным звуком. Рекомендуется начинать занятия с первого примера (средний регистр), как самого легкого, и стараться… Читать ещё >

Рекомендуемые упражнения для ежедневных занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый учащийся должен ясно и определенно представить себе, с чего следует начинать ежедневные занятия над развитием техники исполнительского дыхания, что в каждом упражнении всего нужнее и полезнее. Так, начинать с игры гамм, арпеджио, секвенций, этюдов и пьес не вполне целесообразно. Лучше предварительно проиграть специальные упражнения с целью:

  • 1) научиться так называемой атакировке звука (правильному звукоизвлечению) во всех нюансах — от pianissimo до сильного sforzando
  • 2) научиться филировке звука (постепенному усилению или уменьшению силы звука) и ровному выдуванию его во всех регистрах.

Занятия можно начинать с приведенных ниже примеров:

Рекомендуется начинать занятия с первого примера (средний регистр), как самого легкого, и стараться постепенно развивать амбушюр, не утомляя губы. Играть следующим образом: каждую ноту из первых трех или из общего примера исполнять тремя способами — штрихами:

Первый удар должен быть весьма коротким, острым и сильным, несколько утрированным, затем тотчас же перейти к абсолютному pianissimo и начинать филировать звук, как указано в примере, строго придерживаясь динамических обозначений.

Звук атакировать ясно, определенно, но без акцента, и держать ровно, в одной силе указанного нюанса, причем стараться достигнуть совершенной ровности, не допуская никаких колебаний, вибраций, дрожания.

Сыграв три группы нот (в трех регистрах) всеми тремя способами (штрихами), необходимо дать отдых губам приблизительно полчаса, так как заниматься с переутомленными губами вредно. После отдыха можно продолжить занятия.

2.4 Дыхание и музыкальная фразировка

В исполнительской практике музыкантов сплошь и рядом встречаются случаи, когда играющий, не имея возможности сыграть на одном дыхании продолжительную музыкальную фразу, вынужден где-то сменить дыхание. Это «где-то» в практике игры нередко определяется только внутренним чутьем музыканта, его природной чуткостью к музыкальной фразировке, так как в методической литературе подробных указаний на этот счет обычно не дается. Желая восполнить указанный пробел, мы рекомендуем учащимся запомнить следующее.

Одним из важнейших условий хорошей фразировки при игре на духовых инструментах является полное подчинение дыхания особенностям исполняемых произведений. Играющий должен уметь правильно определять границы законченных (в смысловом отношении) построений, т. е. уметь определять цезуры. Установление цезуры можно сравнить с расстановкой соответствующих знаков препинания в словесной речи. Пользуясь подобной аналогией, мы можем сказать, что разрывать единое музыкальное целое так же недопустимо, как недопустимо при чтении или в разговорной речи прерывать начатую мысль на полуслове.

В соответствии с этим могут быть сформулированы следующие наиболее общие закономерности смены дыхания в момент игры.

В целях соблюдения единства музыкального целого дыхание следует менять во время пауз, так как они являются наиболее отчетливым выражением цезуры. Однако при исполнении музыки, имеющей большое количество пауз, дыхание ни в коем случае не следует менять в каждой паузе, ибо частая смена дыхания приведет к быстрому утомлению музыканта.

При отсутствии пауз для смены дыхания можно использовать продолжительные звуки. Так, например, если после продолжительного звука следует один или несколько коротких, то дыхание следует брать после продолжительного звука.

Кроме пауз и продолжительных звуков, основанием для смены дыхания является повторение музыкального материала, которое помогает определить цезуру даже при непрерывном изложении.

Если ярко выраженные признаки цезуры отсутствуют (что может встретиться иногда при непрерывном мелодическом движении), то основанием для установления цезуры и смены дыхания может служить: Смена гармонических функций, резкая смена динамики, смена регистров:

При смене дыхания во время игры нужно иметь в виду, что любое музыкальное построение обычно заканчивается перед аккордовым звуком. Поэтому не следует делать очередной вдох на неаккордовых звуках, например, в момент задержания, перед проходящим звуком или после него, перед вспомогательным звуком.

Кроме того, для сохранения большей выразительности выполнения не рекомендуется брать дыхание после вводного тона за исключением случаев, когда вводный тон находится перед заключительной нотой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой