Методы развития основных физических качеств
Ловкость совершенствуется в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, согласованность и быстрота движений. Связана она с упражнениями в суставной гибкости. Для развития общей ловкости необходимо включать упражнения из гимнастики (со снарядами и без них), акробатики (прыжки, особенно с трамплина, на батуте), подвижные и спортивные игры (в том числе в необходимых условиях… Читать ещё >
Методы развития основных физических качеств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и молодежи должно быть отведено развитию мышечной силы.
В общем смысле сила человека определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий [15].
Считается, что сила это взаимодействие психофизических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать внешним силам.
Классифицирует силовые способности так:
- — собственно-силовые (статический режим, медленные движения);
- — скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).
Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу — это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражение — сокращения с уменьшением длины и изотермического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В процессе выполнения спортивных или профессиональных приемов и действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжелые грузы. Мышцы, обеспечивающие эти движения, работают в различных режимах. Если, преодолевая какое-либо сопротивление, мышцы сокращаются, то такая их работа называется преодолевающей (концентрической).
Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, могут при напряжении, и удлиняться, например, удерживая очень тяжелый груз. В таком случае их работа называется уступающей (эксцентрической). Преодолевающий, и уступающий режимы работы мышц объединяются названием динамического.
Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с предельным числом повторений при относительно небольшом отягощении. Это позволяет выполнять большой объём работы, обеспечивающий активность обменных и пластических процессов, определяющих ускоренный рост мышечной массы. Кроме того, непредельные отягощения не затрудняют контроль за техникой движений. Однако, вследствие того, что развивающий эффект упражнений возникает только при появлении утомления (когда в работу включается большое количество двигательных единиц), необходимо большое количество повторений упражнения.
Силовая подготовка школьников среднего возраста отличается рядом особенностей. Прежде всего, следует стремиться, к комплексному развитию ведущих в данной игре мышечных групп. Аналитическое воздействие оказывают упражнения с преодолением собственного веса, веса партнера, с гантелями, эспандерами, набивными мячами, с резиновыми амортизаторами, с преодолением своего веса на снарядах, со снарядами. Специально — силовые, это комбинированные упражнения (с отягощениями — свинцовый пояс и с мячом) и упражнения технико-тактического характера.
Силовые упражнения требуют особенно тщательной дозировки и осторожности при занятиях с юношами и девушками, у которых предельные нагрузки составляют 20 — 30% от веса тела.
Одним из важнейших физических качеств является быстрота — способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени [16].
Быстрота является комплексным двигательным качеством и основными формами её проявления являются:
- — время двигательной реакции;
- — время максимально быстрого выполнения одиночного движения;
- — время выполнения движения с максимальной частотой;
- — время выполнения целостного двигательного акта выделяют ещё одну форму проявления быстроты — быстрое начало движения («резкость»). Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой, поэтому многие авторы предлагают определение «скоростные качества».
Считают, что для развития быстроты одиночного движения и темпа можно использовать многократно повторяемые с максимальной скоростью упражнения (соревновательные или подготовительные). Используются два основных метода: метод облегчения условий (бег за лидером, бег под уклон). И метод усложнённых условий (бег в гору, метание более тяжёлых снарядов). При развитии быстроты следует выполнять определённые условия. Отдыхать между упражнениями следует до полного восстановления дыхания, выполнять упражнение с максимальной или около максимальной скоростью. школьный физический педагогический С выносливостью обычно отождествляют способность спортсмена к длительному выполнению мышечной работы.
Выносливость — способность организма человека преодолевать наступающее утопление, такую формулировку дает.
Для развития выносливости он предлагает применять метод повторного, строго регламентированного упражнения и игровой. Основными средствами развития выносливости являются упражнения циклического и ациклического характера (бег, ходьба, метания).
В развитии выносливости к циклическим упражнениям используются две основные группы методов: методы стандартного упражнения и методы переменного упражнения. К первой группе относятся: 1) метод непрерывного упражнения (пробегание дистанции с постоянной скоростью). Он используется для развития общей выносливости; 2) метод стандартного интервального упражнения используется, например, при повторном пробегании дистанции 200 м с околопредельной скоростью. Эти методы могут применяться и для ациклических движений, которым придаётся циклический характер (отжимания, приседания, жимы штанги и т. д.
Методы переменного непрерывного упражнения. Например, пробегание дистанции с разной скоростью на её отрезках.
Метод переменного интервального упражнения, например, метод прогрессирующего упражнения. Каждое последующее пробегание дистанции выполняется с большей скоростью или в каждом очередном подходе к штанге преодолевается больший вес. При этом методе жёсткие интервалы отдыха непригодны: требуется полное восстановление.
Метод нисходящего (по внешней нагрузке) упражнения. Например, при воспитании скоростной выносливости повторно пробегают 100м+400м+200м с интервалами 5−7 мин, скорость бега поддерживается на одном уровне [17].
Контрольный, соревновательный метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.
Под физическим качеством ловкость понимается единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи.
Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), а также способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Данное физическое качество исследовалось в начале учебного года в начальных и средних классах, а также в конце учебного года, т. е. в мае месяце.
Считается, что ловкость нельзя, по-видимому, рассматривать как физическое качество (способность), в то же время, о ней правомерно говорить как о комплексном психомоторном (двигательном) качестве, совокупности координационных способностей. Прежде всего — это:
- — применение необычных исходных положений;
- — зеркальное выполнение упражнений;
- — изменение скорости или темпа движений;
- — изменение пространственных границ упражнения;
- — смена способов выполнения упражнений;
- — осложнение упражнения дополнительными движениями;
- — создание непривычных условий выполнения упражнений;
- — выполнение знакомых упражнений в неизвестных заранее сочетаниях.
Воспитывается ловкость довольно медленно. Лучший возраст для начала специализированного развития — младший школьный, как указывалось выше. Своего максимума ловкость достигает к 20 — 22 годам.
Ловкость совершенствуется в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, согласованность и быстрота движений. Связана она с упражнениями в суставной гибкости. Для развития общей ловкости необходимо включать упражнения из гимнастики (со снарядами и без них), акробатики (прыжки, особенно с трамплина, на батуте), подвижные и спортивные игры (в том числе в необходимых условиях — баскетбол в воде, на коньках, хоккей в зале, с уменьшенными клюшками и т. д.).
Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять движения с необходимой амплитудой [18].
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.
Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.
Различают также общую и специальную гибкость.
Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость — предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.