Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности
В социологии фиксируется важное для данного рассмотрения понятие «гражданская роль», отождествляемое с понятием «позиция» граждан в обществе, исследуются кризисные явления развития и нарушения безопасности гражданского общества и государства в связи с отрицательной динамикой гражданских отношений. Гражданственность рассматривается в трудах Р. Г. Гусейнова как явление культуры и проявление… Читать ещё >
Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гражданское воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха. Гражданское воспитание позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин «мораль». Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Нравственность есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, — перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неукоснительное соблюдение.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т. д. Все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т. д.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:
- а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
- б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
- в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
- г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
- д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
- е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т. д.
Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению человеком. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. А. С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Исходя из содержания нравственных отношений необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается осознание того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т. д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать гражданское воспитание.
Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.
Реалии воспитательного пространства в его многомерном проявлении обновляющейся парадигмы, хотя и создают позитивный фон и ценностно-ориентационную направленность субъектов социума на становление в общенациональном масштабе феномена гражданственности, — это лишь одна из составляющих глобального общественного процесса. Чтобы определить роль и место воспитания как системообразующего элемента в содержательном наполнении процесса гражданского становления человека, рассмотрим ряд концептуальных положений, проливающих свет на исторические вехи и современные представления об этом феномене [1].
На протяжении всей истории человечества в разные периоды развития педагогической науки гражданское воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный исторический период ее развития.
Сегодня гражданское воспитание — это процесс, который осуществляется в учреждениях разного уровня (дошкольных, школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, общественных организациях). Гражданское воспитание в общественных организациях определяется социально-деятельностным потенциалом, который включает в себя:
- а) готовность и способность личности реализовывать знания о гражданских обязанностях в интегрированном виде;
- б) стремление к самоутверждению в социально значимой деятельности;
- в) умение реализовывать качества гражданина в жизни.
Воспитание Гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности».
Гражданское воспитание понимается как вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности. Это современное определение гражданского воспитания перекликается с взглядами таких педагогов, как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, которые понимали его как формирование привычки к участию в гражданских делах. В то же время оно не поднимается до той духовной основы, которую вкладывали в гражданское воспитание К. Д. Ушинский, И. А. Ильин, которые олицетворяли его с развитием у гражданина любви к своей Родине, осознанием им своего национального достоинства и духовного своеобразия.
В своем исследовании мы придерживаемся мнения Б. Т. Лихачева, который считает, что гражданское воспитание — это система общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания [2]. Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации и др.
Основная цель гражданского воспитания заключается в воспитании у человека нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Так как главным звеном системы гражданского воспитания школьников являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба:
- 1) обществом в целом как макросистемой, его институтом воспитания;
- 2) культурой, историческими традициями, обычаями — с системами, хранящими духовный генотип народа;
- 3) системой воспитания воспитательных учреждений. Система гражданского воспитания обусловлена ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решения поставленных задач.
По проблемам гражданского воспитания школьников имеется ряд педагогических исследований (Л.Ю. Мастыкина, С. Б. Омарова и др.), в которых раскрываются содержание воспитания гражданственности и особенности процесса формирования этого качества у учащихся в системе классных и внеклассных занятий; рассматриваются методы, пути и формы организации воспитательной работы по формированию гражданского сознания школьников; их поведение в процессе взаимоотношения с окружающей средой. Изучен и обобщен опыт воспитания гражданственности в истории развития отечественной школы, анализируются педагогические условия формирования гражданской активности и сознательности в современных условиях. Кроме того, определено место семьи и средств массовой информации в гражданском воспитании; установлены педагогически целесообразные пути и средства формирования основ гражданской зрелости в процессе деятельности детских организаций.
К основным категориям гражданского воспитания относятся понятия: гражданственность, гражданская позиция. Эти понятия, возникшие в античную эпоху и в более поздние периоды человеческой истории, продолжают развиваться и сегодня. Как известно, главным показателем воспитания человека как Гражданина является гражданственность. По мнению Е. В. Бондаревской, А. С. Гаязова и других исследователей, сущность гражданственности необходимо понимать как сопричастность личности к общим делам государства, ощущение себя гражданином, полноправным членом общества, активную и сознательную включенность субъекта в дела и проблемы общества. Она проявляется в способности индивидов быть субъектом политики, т. е. в активной защите гражданами общих коренных интересов своей страны, национальных ценностей народа, является необходимой предпосылкой определенного типа поведения, основана на любви и преданности своему Отечеству.
Гражданственность является аспектом духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданского воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения, которую мы рассматриваем как сложное интегративное личностное свойство, включающее гуманистические компоненты базовой культуры личности в их духовной целостности. Идея личности в контексте культуры дает направление душевной жизни индивида. Гражданственность, как отмечается в исследованиях Е. В. Известновой, О. П. Песоцкой, предполагает долженствование и обязательства граждан, добросовестное служение государству и обществу. Такой подход отражен в исследованиях И. В. Суколенова и других. Он рассматривает гражданственность как необходимую сумму определенных знаний, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего следующие основные социально-ролевые функции — осознанная законопослушность, патриотическая преданность в служении Родине и защите интересов своего Отечества, общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейнобытовых, межнациональных и межличностных отношений. Основными компонентами являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственно-правовая культура, уважение и доверие к другим гражданам страны.
Изучению педагогических аспектов проблемы воспитания гражданственности были посвящены исследования В. Н. Выговской, Г. Н. Волкова, В. И. Кожокарь, Ю. А. Маринкиной, А. К. Нургалиевой, М. П. Чумаковой, Т. А. Шингерей и других. В них раскрываются содержание воспитания гражданственности и особенности процесса формирования этих качеств у учащихся в системе урочных и внеклассных занятий, рассматриваются пути и методы, формы организации воспитательной работы по формированию гражданственности, гражданских качеств.
В научно-педагогической литературе встречаются различные определения гражданственности, что свидетельствует об отсутствии концептуального единства в интерпретации содержания этой категории. В политологическом энциклопедическом словаре понятие «гражданственность» многозначно:
- 1) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
- 2) антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
- 3) приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов;
- 4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
- 5) способность и готовность выступать в роли гражданина.
Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политическое участие». Гражданственность — категория, в которой проявляется отношение человека к государству, обществу, самому себе, своей позиции, своим правам и обязанностям (И.А. Зимняя, В.А. Сухомлинский). При этом гражданственность является предметом исследования целого ряда наук, что позволяет определять ее как одну из наиболее ярких междисциплинарных категорий. Вслед за И. Н. Руссу предлагается учитывать при формировании гражданственности две стороны: объективную — требования к гражданину со стороны государства и общества; субъективную — собственные интересы и потребности гражданина, его заинтересованность в реализации норм и требований государства и общества (в данном исследовании рассматривается субъективная сторона).
На современном этапе развития педагогической науки на первое место в определении гражданственности выносятся ее идеологический, мировоззренческий, общественно-политический аспекты, в рамках которых актуализируются социальная, общественно-политическая, гражданско-нравственная свобода и активность; гражданская сознательность, долг, совесть, ответственность. Базовым сопутствующим свойством гражданственности является личностная активность, которая проявляется и формируется в деятельности, в различных ее формах и разновидностях. Гражданская активность не может существовать вне деятельности. Гражданственность формируется и развивается только в деятельности и носит личностно-деятельностный характер. Созерцательная пассивно-наблюдательная абстрактная гражданственность, по единодушному мнению ученых, невозможна. Гражданственность характеризуется синтезом чувств, привычек поведения, проявляющихся в специфической гражданской деятельности, — взаимодействующих качеств личности, или интегративное качество. Оно включает в себя целый спектр качеств личности. Куда входят:
- · социальная ответственность гражданина;
- · нравственная, политическая и правовая культура (выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности);
- · разделение общественной идеологии;
- · ощущение гражданственности в качестве значимой духовной ценности;
- · гражданская позиция, включающая морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение;
- · практическое поведение, предполагающее наличие готовности личности исполнять свои гражданские обязанности, гармонично сочетать национальные чувства с социальной и этнической толерантностью;
- · социальная и этническая самоидентификация, т. е. осознание личностью своей принадлежности к определенному государству, обществу, этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности) и принятие законов и правил этого общества.
В социологии фиксируется важное для данного рассмотрения понятие «гражданская роль», отождествляемое с понятием «позиция» граждан в обществе, исследуются кризисные явления развития и нарушения безопасности гражданского общества и государства в связи с отрицательной динамикой гражданских отношений. Гражданственность рассматривается в трудах Р. Г. Гусейнова как явление культуры и проявление духовного в человеке в современных условиях гражданского диалога, создания гражданского общества, массовой коммуникации. Значительное влияние на нашу работу оказали исследования теоретического и практического характера по воспитанию гражданской позиции (И.В. Молодцова, Л. Л. Хоружая и др.). Эти исследования внесли существенный вклад в теорию и практику воспитания гражданской позиции школьников. Страна нуждается в компетентных людях, имеющих гражданскую позицию, принимающих самостоятельные решения и способных нести ответственность за свои поступки.
В области психологии понятие «позиция» рассматривается как интеграция доминирующих личностных, избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Позиция, как правило, всегда осознана, индивидуальна, избирательна и динамична, она имеет регулятивный характер для личности (Б.Г. Ананьев и др.). Таким образом, согласно психологической науке, позиция личности представляет собой сложную систему отношений, установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности, целей и ценностей, на которые направлена деятельность. Становление позиции определяет поведение и деятельность личности.
В педагогике «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; сложная интегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативное, ответственное отношение личности к себе, деятельности, миру и жизни в целом. Исходя из этого гражданская позиция включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности — явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: когнитивного (гражданского сознания), деятельностного (гражданского поведения) и эмоционального (гражданских чувств).
В когнитивном компоненте заключена система знаний о политических, правовых и моральных нормах общества, об истории и культуре своего государства, об общечеловеческих ценностях как основе существования Человечества. Данный компонент включает в себя знания о гражданской позиции; понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения.
В деятельностном компоненте выражается деятельностная активность личности, мера ее творческого, созидательного участия в жизни общества, активное отстаивание своих гражданских взглядов и убеждений на основе осознания и принятия ценностей данного общества. Этот компонент характеризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентации, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.
Эмоциональный компонент включает переживания действий и поступков, их эмоциональную оценку: гордость, одобрение или неприятие. Эмоциональный компонент представлен умениями выполнять гражданские обязательства, соблюдать социальные и правовые нормы, т. е. реальным поведением человека, его участием в различных видах общественной деятельности на разных уровнях. Выделенные компоненты гражданской позиции личности, их становление и развитие взаимообусловлены и тесно связаны между собой, при характеристике личности школьников они рассматриваются в единстве и взаимосвязи. Позиция формируется в результате осознания гражданских действий и поступков (как своих, так и чужих). При этом эмоциональный компонент является одним из важных, так как позволяет еще до осознания дать (прочувствовать) оценку событию.
Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции — это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них — свой народ и страну.
В педагогических исследованиях проблема воспитания гражданской позиции занимает важное место. Так, в работах А. В. Беляева, Б. З. Вульфова и других уделяется внимание воспитанию гражданина. Психолого-педагогический аспект становления позиции личности рассматривают в своих работах Л. С. Выготский, В. В. Игнатова и другие. Различные аспекты гражданской позиции обсуждаются в исследованиях Л. Н. Боголюбова, А. С. Прутченкова, Я. В. Соколова и других.
Для нашего исследования значимыми представляются исследования, определяющие «позицию» как отношение личности, которое характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, и в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности (М.С. Каган и др.).
Анализ существующих определений позиции демонстрирует значительные расхождения в толковании понятия психолого-педагогического феномена. Позицию мы будем понимать как интегративную характеристику, которая проявляется в его убеждениях, критическом мышлении, мотивах личностно-значимой социальной деятельности.
Выделение понятия «гражданская позиция» важно, потому что оно является одним из интегративных признаков гражданственности, а также критерием ее сформированности. Ядром понятия «гражданская позиция» является гражданское сознание личности, которое, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов. Анализ понятия «гражданская позиция» позволил выявить различные подходы в понимании ее сущностных оснований. Так, гражданская позиция рассматривается как личностное образование; интегративное качество личности; совокупность гражданских, правовых или нравственных; различные аспекты отношений — духовных, трудовых, нравственных и др.; социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности.
Мы трактуем понятие «гражданская позиция» как свойство личности, проявляющееся в разнообразных видах деятельности, в том числе социальной, содействующее успешной ее социализации. Осмысление понятия «гражданская позиция» позволило определить, что становление гражданина обусловливается не только объективными и субъективными условиями функционирования социума. Наше исследование определяет задачу рассмотрения главного в педагогике понятия — «воспитание», которое трактуем как специальную деятельность, имеющую целью формирование определенных качеств, свойств и отношений части к целому.
Воспитание гражданской позиции школьников определяется как целенаправленный, непрерывный, специально организуемый процесс личностно-значимой гражданской деятельности школьников, предполагающий освоение гражданского опыта с целью самореализации и выполнения гражданского долга. Решение задачи предполагает выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема воспитания гражданской позиции школьников решается с позиции личностно-ориентированного, ценностного и деятельностного подходов.
Личностно-ориентированный подход, с одной стороны, требует учета возрастных особенностей школьников, с другой — качественных характеристик психологических процессов [3]. В настоящее время все более набирает силу личностно-ориентированная тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношениях с субъектно-объектных на диалоговые, субъектно-субъектные. На первое место ставится не только вопрос о развитии школьников, но и о стимулировании их саморазвития.
Таким образом, гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.
мораль нравственность гражданственность воспитание.
- 1. Куприянов Б. В., Крылова Н. Г., Миновская О. В. и др. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студентов высших педагогич. вузов / Под ред. А. В. Мудрика — М.: Academia, 2004. — 30 с.
- 2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Прометей, 1998. — 464 с.
- 3. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактических концепций // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 16−21.