Особенности воображения у младших школьников с ТНР
У детей с ТНР специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у детей без речевой патологии, они больше склонны к простому подражанию. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто не могут использовать… Читать ещё >
Особенности воображения у младших школьников с ТНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В дефектологии исследования сформированного воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи свидетельствуют о наличии тесной связи процессов воображения и мышления и о значительной роли интеллектуального фактора в развитии воображения (М.М. Нудельман, С. К. Сиволапов, Н.А. Цыпина) [1, c 46].
В трудах, посвященных исследованию воображения у детей с нормальным развитием, подчеркивается тесная связь воображения и речи. «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи, — писал Л. С. Выготский. — Задержка в развитии речи… знаменует собой и задержку развития воображения» [2, c 217].
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По мнению А. Р. Лурии, это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение — это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.
Продукт творческого воображения можно оценивать по двум параметрам; по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать по избитому пути); предсказательности мышления (проникновение в неизвестное); беглость мысли (беглость речи) и т. д.
В.П. Глухов исследовал воображение у детей с тяжелыми нарушениями речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ТНР чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами [4, c 97].
Исследования В. П. Глухова позволяют сделать выводы об особенностях воображения у детей с нарушениями речи. Дети данной категории по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников. В пробах на выполнение рисунков по заданным геометрическим фигурам и на окончание рисунков по заданному началу дети с нормальной речью создают в среднем на 5 образцов больше, чем дети с речевой патологией. У детей с ТНР отмечается в 2,5 раза больше рисунков, копирующих образец и предметы ближайшего окружения, у них значительно чаще отмечается повторение собственных рисунков и есть рисунки, неадекватные заданию. Для детей с речевой патологией характерно использование штампов и однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности [3, c 38].
В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Так, количество образов, возникающих при восприятии недифференцированных изображений (пятна Роршаха), у детей с речевой патологией оказывается меньшим, чем у нормально развивающихся детей. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами. Ответы детей с недоразвитием речи по выполненным рисункам, как правило, односложны и сводятся к простому называнию изображенных предметов либо носят форму короткого предложения. Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.
Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (Овчинникова Т. С). Воображение у дошкольников с ТНР оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Исследование показало, что все эти параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ТНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности. Это объясняется тем, что у детей с ТНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Дети с ТНР при выполнении заданий использовали шесть категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты — солнце, луна). Здоровые дети использовали 14 категорий (добавив к перечисленным такие, как посуда, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ТНР гораздо ниже, чем у здоровых [8, c 43].
У детей с ТНР специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у детей без речевой патологии, они больше склонны к простому подражанию. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у их здоровых сверстников, происходит разделение в цепочке «предмет — образ — слово».
Большие трудности наблюдаются у детей с ТНР в воссоздании пространственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность запаса представлений, неумение их перестраивать.
Таким образом, проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей с ТНР [9, c 71]:
- 1) снижение мотивации в деятельности;
- 2) снижение познавательных интересов;
- 3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;
- 4) отсутствие целенаправленности в деятельности;
- 5) несформированность операционных компонентов;
- 6) сложность в создании воображаемой ситуации;
- 7) недостаточную точность предметных образов — представлений;
- 8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
- 9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.