Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников Π² процСссС обучСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π―Π·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ срСдства ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π² Π±Π΅ΡΠ΅Π΄Π°Ρ…, Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° тСкста, ΠΎΠ½ΠΈ становятся для школьника своими, ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ становлСния собствСнного тСкста ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π½Π΅ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠ³Π°Π΅Ρ‚ся, вспоминая ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† дословно, Π° ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ тСкст сам, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ содСрТаниС мысли. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ элСмСнты творчСства Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ восприятия. По ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ относят ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ творчСских… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ школьников Π² процСссС обучСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ излоТСния

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈΠ· Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ русского языка. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ являСтся ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅.

ИзлоТСниС — ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² формирования ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ. ΠŸΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ пСрСсказы принято Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ излоТСниями. ПисьмСнноС ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ отличаСтся ΠΎΡ‚ ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ пСрСсказа Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΠ±Π΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΡƒΡŽ Ρ„Ρ€Π°Π·Ρƒ, Π±Π΅Π· большой спСшки ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ слова, Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π²Π΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒ строй ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Однако трСбования учитСля ΠΊ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ излоТСнию Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΊ ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ пСрСсказу. Π’ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, любой Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ устного пСрСсказа ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ приобрСсти ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ, лишь утрачиваСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, которая Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ всСгда Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‡Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ.

Π“ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΡΡΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ тСкст, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ соотвСтствуСт возрасту, вСдь Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡƒΡΠ²ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌΠΈ словами. Π’ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Тивая Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ школьника.

Π―Π·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ срСдства ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π² Π±Π΅ΡΠ΅Π΄Π°Ρ…, Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° тСкста, ΠΎΠ½ΠΈ становятся для школьника своими, ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ становлСния собствСнного тСкста ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π½Π΅ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠ³Π°Π΅Ρ‚ся, вспоминая ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† дословно, Π° ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ тСкст сам, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ содСрТаниС мысли. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ элСмСнты творчСства Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ восприятия. По ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ относят ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ творчСских ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² развития Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ учащихся. [ 14 ].

Роль учитСля Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ влияния ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°; ΠΎΠ½ ΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ Π·Π° ΡƒΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‚Π΅Ρ… слов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π΅ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ-Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΌ сочСтании, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π·Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠΎΠΌ Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, слСдит Π·Π° Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ сохранялся ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π° (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, сказочный ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ худоТСствСнноС описаниС ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹).

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Π΅ — ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ чувства школьника, Π΅Π³ΠΎ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. Если ΠΎΠ½ «Π²ΠΎΡˆΠ΅Π» Π² Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ», сопСрСТиваСт гСроям рассказа, Ссли Π΅Π³ΠΎ чувство Π·Π°Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΎ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Π΅, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, творчСский ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ высок: пСрСсказ прСвращаСтся Π² Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π· Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ, Π° Π½Π΅ Π·Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ цСлСсообразно сразу ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ†Π΅Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ школьника Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚оящий пСрСсказ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹.

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Ρƒ, ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹:

  • — ΡƒΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Π° пСрСсказа — ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ; Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΠΊ Ρ‚Сксту ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°;
  • — Π±Π΅ΡΠ΅Π΄Π° с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ уяснСния содСрТания ΠΈ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… особСнностСй;
  • — Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°;
  • — Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ расчлСнСниС рассказа — составлСниС Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠ»Π°Π½Π°, ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ частСй;
  • — ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ пСрСсказ Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²;
  • — Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· «Ρ‡Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ» пСрСсказа;
  • — ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ нСдостатков: ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ письма излоТСния.

Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, устному ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ пСрСсказу Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΡƒ. [ 15 ].

ВзаимодСйствиС дидактичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² с ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскими ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅. ДидактичСский ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ систСмности ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Π² ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ систСмС обучСния излоТСниям.

ИзлоТСниС — это, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, особый Π²ΠΈΠ΄ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны — Π²ΠΈΠ΄ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ упраТнСния. Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ — это восприятиС ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠ³ΠΎ тСкста с ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π’ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ — это ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ собствСнного тСкста Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΡƒΠΆΠ΅ воспринятого Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠ³ΠΎ тСкста. Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ излоТСнию слСдуСт Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ с Ρ‚Скста, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡƒΠΆΠ΅ извСстноС дСтям содСрТаниС. ЦСль этого ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС — Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° памяти, сколько Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° рСчСпороТдСния, ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‚ΡŒ извСстный смысл Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития систСмности этапы обучСния излоТСнию ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ прСдставлСны Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классах Π² Π΄Π²Π° этапа.

I ΡΡ‚Π°ΠΏ (2−3 класс) — ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста с ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ.

ЦСль — Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° вычлСнСния Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ мысли, ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° слов ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡ, ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ; Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста Π½Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, составлСниС простого ΠΏΠ»Π°Π½Π°, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ° ΡƒΠΆΠ΅ написанного (соблюдСниС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, красной строки). ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ: «Π£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ сказку ΠΏΠΎ Π΅Π΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Ρƒ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ», «ΠŸΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΡƒΡŽ сказку, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ устойчивыС выраТСния Π΄ΠΎΠ±Ρ€Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π΅Ρ†, красная Π΄Π΅Π²ΠΈΡ†Π° ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅».

II ΡΡ‚Π°ΠΏ (4 класс) — ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста с Π½Π΅ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ, постСпСнноС Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкстов с ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ описания ΠΈ Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ. [ 15, 17 ].

ЦСль — Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° понимания Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠ³ΠΎ тСкста, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ замысла, Π°, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ — Π²Ρ‹Ρ‡Π»Π΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ мысли; Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π·Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΊΠ°, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… слов, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° лСксики, грамматичСских Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ; дальнСйшая ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² дСлСния тСкста Π½Π° ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, составлСниС ΠΏΠ»Π°Π½Π°.

На ΡΡ‚ΠΎΠΌ этапС Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ элСмСнтарным Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌ рСдактирования написанного (Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ правописания, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π±Π·Π°Ρ†Π΅Π², Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠΈΡΠΊ Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ слов, Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Π° ΠΈΡ… ΠΌΠ΅ΡΡ‚оимСниями ΠΈΠ»ΠΈ синонимами, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ° Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Π³Π»Π°Π³ΠΎΠ»Π°). Π’ΠΈΠΏ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ этого упраТнСния — Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ — ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ — воспроизвСдСниС тСкста — ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π°.

  • 1. По ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π΅ воспроизвСдСния исходного тСкста излоТСния Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹Π΅, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ‚Сксту, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠΆΠ°Ρ‚Ρ‹Π΅. (ПослСдниС Π΄Π²Π° Π²ΠΈΠ΄Π° ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ для школьников Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТными). Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ излоТСния воспроизвСсти содСрТаниС ΠΈ ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ срСдства тСкста — ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ, Π° Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° сТатого — ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ это ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎ. Для этого Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ связный тСкст.
  • 2. По ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ тСксту — Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρƒ ΠΈ Ρ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ случаС исходный тСкст нСсколько измСняСтся, пСрСрабатываСтся. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ с Ρ‚ворчСским Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ своС ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρƒ излоТСния Π² Ρ‚СкстС, Π΄ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, внСсти элСмСнты описания (мСсто дСйствия, Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ΅Π² ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.).
  • 3. По Ρ†Π΅Π»ΠΈ провСдСния — ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅. К ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ относятся ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго излоТСния с ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π±ΠΎΡ€ΠΎΠΌ тСкста. Π­Ρ‚ΠΎ самый распространСнный Π²ΠΈΠ΄. Под руководством учитСля Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ тСкст:
    • — Π’Ρ‹ΡΡΠ½ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ, ΠΎΠ·Π°Π³Π»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, дСлят Π½Π° ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ части, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΡƒΡŽ ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΈ Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π΅ΠΉ Π·Π°Π³Π»Π°Π²ΠΈΠ΅ (ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠ»Π°Π½);
    • — Π’Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ Π½Π΅Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹Π΅ слова ΠΈ ΠΈΡ… Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, особыС срСдства Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ„ΠΎΡ€Ρ‹, эпитСты, Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Π·Π° ΡΠΈΠ½ΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΠΌΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, осущСствляСтся языковой Ρ€Π°Π·Π±ΠΎΡ€ тСкста.
  • 4. По Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ — ΠΏΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, излоТСния — рассуТдСния. [ 16 ]

Π¦ΠΈΠΊΠ» ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ излоТСния составляСт ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°:

  • 1. ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡŽ тСкста,
  • 2. собствСнно ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° излоТСния,
  • 3. Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚.

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°.

  • 1. ΠŸΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠ° Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°;
  • 2. Π’ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ слово (ΠΎΠ± Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ взят ΠΎΡ‚Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΠΊ);
  • 3. Π’Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСкста — Π°Π±Π·Π°Ρ†Π° (ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ аудиозаписи);
  • 4. БСсСда ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ тСкста;
  • 5. Π―Π·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·;
  • 6. Π£Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Π° излоТСния ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ (ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ сТатоС, с Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ творчСским Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ);
  • 7. ΠŸΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста.

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ этап ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° ΠžΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ выброс Π½Π° Π΄ΠΎΡΠΊΡƒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Ρ… слов, проводится Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ орфографичСских ΠΈ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ошибок.

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ этап ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° Анализ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚.

Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° излоТСния.

  • 1. БоотвСтствиС ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ мысли;
  • 2. Π—Π°Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ;
  • 3. Части тСкста (ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΌΡ‹) ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π½Ρ‹ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° повСствования Π½Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π°;
  • 4. ЀактичСская Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π°: события ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π½Ρ‹ достовСрно;
  • 5. Π Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅:
    • Π°) языковыС срСдства сохранСны;
    • Π±) сохранСн Ρ‚ΠΈΠΏ ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
    • Π²) лСксичСскиС ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ичСскиС ошибки.

ΠšΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½Π°Ρ Ρ†Π΅Π»ΡŒ обучСния Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ — ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся комплСкс ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π‘Π°Π·ΠΎΠΉ формирования этих ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ тСорСтичСскиС (рСчСвСдчСскиС) знания.

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ€ΠΎΠ΄Π΅ Π±Ρ‹ Π»Π΅Π³ΠΊΠΈΠΉ тСкст. Или Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈ пСрСсказывании тСкста «Π²Ρ‹Ρ€Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ» ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ слова Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ ΠΈΡ… ΠΏΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Ρƒ. Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΡΠ²ΠΎΠ΅Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ этап написания излоТСния ΡƒΠΆΠ΅ Π² 1 классС. ОсобоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ пСрСсказС тСкста ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽ Π½Π° ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. На ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π°. Π’ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ классС ΠΏΡ€ΠΈ написании излоТСния ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ устного пСрСсказа, Π°, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ пСрСсказ Π½Π΅ ΡΠΎΡΡ‚авляСт Ρƒ Π½ΠΈΡ… особого затруднСния. Если Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ 2-Π³ΠΎ класса Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ учитСля составляли ΠΏΠ»Π°Π½ тСкста, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ опрСдСляли Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста, Ρ‚ΠΎ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ 2-Π³ΠΎ класса Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ»Π°Π½, разбивая содСрТаниС Π½Π° ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡ‚Сксты, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ вСсь тСкст, соблюдая ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. [ 17 ] связной Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ письмо Π‘ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ Π² 3 класс Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‚ΡΡ умСния ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, которая являСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ словСсной ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ основы ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ компСтСнтности.

4 класс — это Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ. К ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ учащиСся Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎ ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ свои мысли, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ. Для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ уровня ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ компСтСнтности Π½Π°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ½ΡƒΠ»Π° Π½Π° ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΊ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ элСктивного курса, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΠ΅Ρ‚ прСдставлСния учащихся Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅Π³ΠΎ класса Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ лСксики, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся систСмы Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ лСксичСской Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ процСсс. Для учащихся 4-Ρ… классов Π² ΡΠ»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ курс «Π’Сория ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° написания излоТСния Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²», Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ знакомство с Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ тСория ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° написания ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. [ 16, 18 ].

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π° большоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ удСляСтся ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ учащихся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ способствуСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ языкознания.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ