Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Критерии готовности ребенка к школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сенсорное развитие (восприятие) — это развитие восприятия и формирование представлений ребенка о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Восприятие ребенка 6−7 лет становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние… Читать ещё >

Критерии готовности ребенка к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Критерии готовности ребенка к школе Умение читать и писать — безусловно, важный, но не единственный критерий готовности ребенка к школе.

Физическая готовность:

  • · высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;
  • · соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;
  • · способность переносить статические нагрузки, умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств;
  • · развитие мелкой моторики.

В период 6−7 лет рост ребенка увеличивается на 7−9 см. в год. Для вычисления роста ребенка можно воспользоваться формулой:

Рост (см) = 75 + (5 * n),.

где 75 см — средний рост ребенка в возрасте одного годa; 5 см — средняя годовая прибавка роста за год; n — количество лет.

В период 6−7 лет прибавка в весе составляет около 2 — 2,5 кг в год. Для вычисления веса ребенка существует формула:

Вес (кг) = 10 + (2 * n),.

где 10 кг — средний вес ребенка в возрасте одного года; 2 кгсредняя годовая прибавка веса; n — количество лет.

В старшем дошкольном возрасте у детей повышается двигательная активность, их поведение меняется. Ребята становятся более подвижными, у них быстро развивается мышечная масса.

Интеллектуальная готовность:

  • · сенсорное развитие (восприятие) — это развитие восприятия и формирование представлений ребенка о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Восприятие ребенка 6−7 лет становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.
  • · внимание — направленность психической деятельности ребенка, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для него определенную значимость. Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.
  • · память — процесс отражения прошлого опыта человека, проявляющего в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал. Ребенок должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения. Перед ребенком 6 — 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.
  • · мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов — анализа, синтеза, суждений и т. п. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений, владеть логическими операциями. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно — следственные связи и зависимости. Развитию образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, слушание сказок, конструирование.
  • · воображение — «это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний» (Дьяченко О.М.)
  • · речь. К 6−7 годам у ребенка словесный запас может достигать 14 тысяч слов. Однако речь ребенка отличается глагольностью, то есть употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, в ней очень мало прилагательных. Речь ребенка постепенно становится связной, развернутой, логической, понятной слушателю.

Мотивационная готовность:

  • · желание идти в школу;
  • · понимание важности и необходимости учения;
  • · проявление интереса к получению новых знаний.

Социальная готовность:

  • · умение взаимодействовать со сверстниками;
  • · умение выполнять требования учителя;
  • · умение подчиняться интересам группы;
  • · умение контролировать свое поведение.

Эмоционально-волевая готовность:

  • · умение регулировать свое поведение;
  • · возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание
  • · тревожность должна быть умеренная и адекватная;
  • · умение ставить цели и принимать решения;
  • · умение намечать план действий и прилагать усилия к его реализации.

В статье «Методики, направленные на выявление уровня готовности ребенка к школе» рассмотрены методики, позволяющие родителям выявить уровень готовность ребенка к школе по различным направлениям (уровень развитие внимание, памяти и т. д.).

Критерии здоровья. ребенок мотивационный здоровье школа На сегодняшний день дети определяются в ту или иную группу здоровья, после проведения комплекса оценочных мероприятий, система которых основывается на следующих критериях:

  • 1. Функциональные нарушения и хронические заболевания: есть или нет.
  • 2. Функциональное состояние основных систем организма ребенка (на каком уровне находится).
  • 3. Сопротивляемость организма малыша неблагоприятным воздействиям извне (в какой степени).
  • 4. Уровень и гармоничность достигнутого развития.

Именно по этим критериям и оценивается здоровье ребенка. В зависимости от результатов оценивания, ребенок может попасть в одну из 5 групп здоровья. Само название «группа здоровья» носит больше статистический, нежели врачебный характер. Состояние здоровья ребенка определяется на основе совокупности различных данных, полученных в результате обследования. Эти данные могут быть учтены при диспансеризации детей, в отчетах здравоохранительных учреждений, и пр. Давайте подробнее рассмотрим каждую из групп.

  • 1 группа. Сюда относятся дети с хорошим здоровьем, хорошим психическим и физическим развитием, а также без всяческих дефектов и отклонений.
  • 2 группа. Ее составляют детки, которые не страдают никакими хроническими заболеваниями, но имеют какие-либо функциональные или морфофункциональные нарушения. Сюда относятся и дети, у которых были какие-либо заболевания инфекционного типа; дети, у которых наблюдается задержка в общем развитии (без эндокринных патологий); дети, страдающие от недостатка или переизбытка веса; дети, подверженные частым острым респираторным заболеваниям; а также те дети, которые имеют последствия после каких-то травм или операций, но все соответствующие функции сохранены.
  • 3 группа. Сюда относят детей, у которых есть определенные хронические заболевания, находящиеся в клинической ремиссионной стадии, редко обостряющиеся и при которых функциональные возможности сохранены либо компенсированы. Также к этой группе можно отнести деток, у которых есть какие-нибудь физические недостатки или последствия после травм или операций (но только при условии, что соответствующие функции компенсируются таким образом, что это не влияет и не мешает ребенку учиться или делать что-либо).
  • 4 группа. В данную группу входят дети, у которых хронические заболевания находятся в активной или неустойчивой клинической ремиссионной стадии, при этом обострения наблюдаются часто, функциональные возможности сохранены или компенсированы (полностью или частично). Также сюда попадают дети, у которых хронические заболевания находятся в стадии ремиссии, но функциональные возможности ограничены; дети с физическими дефектами, последствиями операций или травм, имеющие частично компенсированные функциональные возможности, вследствие чего их работоспособность значительно снижается.
  • 5 группа. Включает в себя детей с тяжелыми хроническими заболеваниями, для которых характерны редкие ремиссии и частые обострения и рецидивы. Кроме того, сюда можно отнести детей, пострадавших в результате травмы или операции, компенсация функциональных возможностей которых нарушена.

Периоды до 7лет.

новорожденный (первые 3—4 недели жизни);

младенческий (до 1 года);

ранний детский (1—3 года);

дошкольный (от 3 до 6—7 лет).

В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым условиям. У него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция. Его нервная система еще незрелая из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

В младенческом возрасте начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы, вырабатываются условные рефлексы, формируются движения, быстро увеличиваются вес, рост.

В раннем детском возрасте рост несколько, замедляется, совершенствуются двигательные умения, формируется речь, ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Дошкольный период характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, быстро развивается нервная система, речь. Становится более устойчивым внимание, повышается любознательность. Малыш приобретает элементарные трудовые навыки.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. Постепенно дети приобретают самостоятельность, развивается их скелет и крепнет мускулатура, движения становятся более точными, уверенными, целенаправленными.

Родители должны научиться определять, правильно ли растет их ребенок, соответствует ли его развитие установленной возрастной норме.

Установлены также возрастные закономерности появления двигательных умений у детей: развитие их определяется по статическим функциям (по способности удерживать голову и туловище лежа, сидя и стоя) и динамическим (умение поворачивать туловище лежа, ползать на четвереньках, вставать, ходить). Статические и динамические функции формируются последовательно — соответственно месяцам жизни детей.

Занимаясь с малышами физическими упражнениями, очень важно учитывать состояние их дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Ребенок дышит более поверхностно и значительно чаще, чем взрослый, т. е. 20—24 раза в минуту, а не 16—18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Функция сердечно-сосудистой системы у дошкольника хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, и повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70—74 уд/мин, то у дошкольников — 90— 100.

Нервная регуляция сердца малышей несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается и сердечная мышца при физической нагрузке довольно скоро утомляется. Однако при перемене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы.

Поэтому во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с менее подвижными и часто устраивать кратковременный отдых. При организации занятий нужно подбирать для ребят разные игрушки и предметы.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозгу, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого. Однако, учитывая легкую возбудимость нервной системы, необходимо очень серьезно относиться к малышу, не давать ему длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерных утомлений, тем более что процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения. Дети этого возраста очень восприимчивы, но следы полученных впечатлений закрепляются у них не сразу, а навыки, легко разрушаются.

В дошкольные годы, как и в раннем детстве, важное значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. Но с каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения взрослого. Значительно усложняются игры. Они становятся важнейшей деятельностью, в процессе которой приобретается жизненный опыт. В играх все отчетливее вырисовывается определенный замысел, проявляется творческое воображение.

Костеобразовательный процесс у дошкольников также не завершен, несмотря на то что кровообращение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост. В то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон, однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

В отличие от взрослых дети во время сидения затрачивают больше усилий и производят значительную мышечную работу, так как учатся преодолению неустойчивого равновесия. Сидение для них — акт статического напряжения, а не отдыха, как для взрослых. Известно, что равновесие гораздо легче соблюдать в движении. Вот почему дети быстро устают от сидения и с удовольствием бегают.

Все эти особенности детского организма необходимо учитывать родителям при организации занятий физическими упражнениями с малышами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой