Резюме.
Психология и педагогика игры
Выделяют теоретические и эмпирические методы игровой деятельности, а внутри этих групп: методы-операции и методы-действия. Средства игровой деятельности классифицируются по пяти группам: материальные, информационные, языковые, логические, математические. Функции игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе: обучающая, познавательная, творческого развития, компенсаторная, социокультурная… Читать ещё >
Резюме. Психология и педагогика игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В педагогическом процессе игра выступает не только как собственная, часто очень самобытная, деятельность ребенка, но и как явление педагогическое, т. е. как фактор социализации, средство воспитания и коррекции, форма организации деятельности, метод обучения, как способ изменения положения отдельного индивида в коллективе сверстников и т. д.
Функции игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе: обучающая, познавательная, творческого развития, компенсаторная, социокультурная, коммуникативная, диагностическая, развлекательная, релаксационная, психотехническая.
Существующее разнообразие видов игр делает возможным применение учителем начальных классов игр и игровых программ, направленных и на обучение и воспитание, развитие и коррекцию психических качеств и личностных характеристик, организацию досуга и развлечение детей с учетом их потребностей и возможностей.
Выделяют теоретические и эмпирические методы игровой деятельности, а внутри этих групп: методы-операции и методы-действия. Средства игровой деятельности классифицируются по пяти группам: материальные, информационные, языковые, логические, математические.
Игра в своей структурной организации строится так же, как и любая другая деятельность человека. Структурная общность игры с любой другой деятельностью заключается в наличии двух этапов: подготовительного и реализующего. На подготовительном этапе организации игры определяется ее цель, разрабатывается программа, в которой реализуется игровой замысел, определяются мотивы игры. На реализующем этапе выделяются следующие структурные компоненты игры: сюжет игры, роль, игровые действия, правила, игровое употребление предметов (замещение), реальные (партнерские) отношения между играющими детьми и др.
Таким образом, игра предстает как сложноорганизованная деятельность. Однако не в каждой игре можно вычленить вышеназванные компоненты. Структура игры зависит от ее вида, цели, возраста участников, игровых условий и т. д.
Вопросы для самопроверки
- 1. Какими характеристиками обладает игра как педагогическое явление?
- 2. Согласны ли вы с А. С. Макаренко, что «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»?
- 3. Какие функции выполняет игра в учебно-воспитательном процессе? Подтвердите ответ примерами.
- 4. В чем специфика используемых в игровой деятельности методов и средств?
- 5. Какова роль «игрового замещения» в психическом развитии детей?
- 6. Охарактеризуйте структуру игры. Приведите примеры игр, имеющих разную структуру.
- 7. Как изменяется сюжет игры с возрастом ребенка?
- 8. Каковы особенности ролевого поведения младших школьников?
- 9. Как изменяются игровые действия детей в процессе развития игровой деятельности?
- 10. Каковы особенности игровых отношений младших школьников? В чем заключается их основное значение?