Методические приемы работы с учебником по истории в 5-7 классах
Учителю необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к истории, ставить перед ними познавательные задачи различной сложности. В школьном учебнике истории заложены многочисленные варианты работы на занятиях, на его основе можно разработать и претворить в жизнь различные варианты и модели уроков, в зависимости от конкретной учебной ситуации, возникающей в каждом конкретном случае. При этом… Читать ещё >
Методические приемы работы с учебником по истории в 5-7 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ХХI век — век гуманитарных технологий, на первый план выходят гуманитарные науки, среди которых история занимает первое место. Сейчас очень важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. При изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Учителю необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к истории, ставить перед ними познавательные задачи различной сложности. В школьном учебнике истории заложены многочисленные варианты работы на занятиях, на его основе можно разработать и претворить в жизнь различные варианты и модели уроков, в зависимости от конкретной учебной ситуации, возникающей в каждом конкретном случае. При этом следует подчеркнуть, что работа на основе учебника может быть творческой работой. Учебник носит нормативный характер, в чём, хотя и не в явной форме, прослеживается авторская концепция, которая проявляется в подборе и расстановке фактов, их анализу и т. д., тем не менее, речь идёт не о слепом копировании и пересказывании учебного материала, а о творчестве на основе учебника. На основе материала учебника можно выстроить самые разные варианты уроков в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой учитель. Но результаты будут положительными только в том, случае, если работа будет проводиться систематически на каждом уроке. Нужно использовать различные методы, их запас неограничен. Существуют традиционные методы, выработанные и проверенные временем, и новаторские.
Методисты — классики, Ф. П. Коровкин, Д. И. Полторак считают необходимым начинать работу с учебником с ознакомления с ним (презентации). Данный прием, который позволяет познакомить учащихся с новым учебником. Учитель в начале года представляет новый учебник, показывает и разъясняет принципы работы с ним (ознакомление с оглавлением, хронологическими рамками учебного курса, структурой учебника, особенностями построения курса, методическим аппаратом, иллюстративным, аппаратом ориентировки). П. В. Гора в приемах работы с учеником делить текст на главные и неглавные факты и в соответствии распределяет приемы. Самыми классическими приемами, используемыми методистами являются работы с документами, иллюстрациями, дополнительными материалами. П. В. Гора предлагает соединять два приема, например прием картинного описания сочетанием с исторической картой. Также он предлагает приемы картинного и аналитического описания, образное и сюжетное повествование. Ф. П. Коровкин в отличие от других предлагает работу с терминологией и ставит его на первое место в начале изучения нового материала. Также по мнению методиста необходимо использование вопросов и заданий, которые даются в учебниках. Использование диафильмов, кинофрагментов и фильмов предлагает включат Д. И. Полторак для наиболее эффективного восприятия материала. И в общем можно сказать, что все три методиста используют классические методы работы, дополняя и объединяя приемы. В настоящее время все эти приемы используются учителями истории и являются эффективными приемами при работе с учебником.
Главной составляющей частью учебника является текст. Поэтому приемы работы с текстом учебника могут быть разнообразны. Начнем с приема пересказа материала параграфа. Можно посоветовать учащимся пересказывать текст по составленному ими плану. Чтобы у них не было соблазна механически запоминать, зубрить текст, учитель должен составлять контрольные вопросы так, чтобы ответы на них учащийся формулировал, не цитируя учебник, а творчески и самостоятельно.
Одной из разновидностей приема пересказа является пересказ своими словами основной мысли прочитанного абзаца, ее обоснование и доказательство. Такой метод актуален во всех классах и при любой теме, так как позволяет контролировать процесс усвоения учениками материала, развивать устную речь и навыки доказательства. Некоторые современные методисты отвергают важность и эффективность такого приема, как комментированное (объяснительное) чтение, мотивируя отказ тем, что это слишком простой и обыденный метод. Однако практика показывает, что, так как в классе часто собраны учащиеся с разными познавательными возможностями, а тексты учебника нередко сложны для восприятия, то такой прием отнюдь не потерял своей значимости. При чтении в классе учителю необходимо останавливаться на каждом труднопонимаемом слове и вопросами убеждаться, что ученики правильно его восприняли: «Что это значит?», «Как вы это понимаете?», «Подберите синоним?». Вопросы задаются тогда, когда ученик прочитал до точки. Такова методика комментирования или объяснительного чтения. В ряде случаев учитель дополняет прочитанную статью своими комментариями (объяснением). При этом самостоятельное чтение особенно важно применять в 5 — 6 классах, так как это позволяет формировать навыки самостоятельной работы с учебной книгой. Поэтому нельзя оставлять прочитанный текст без внимания. Опора объяснения учителя на текст должна быть обязательна.
Выборочное чтение — разновидность комментированного чтения, данный прием, можно широко применять на уроках. В этом случае необходимо тщательно проработать содержание статьи, отобрать фрагменты для чтения, продумать, каким способом выделить их в тексте и ввести в урок. Фрагменты текста можно использовать в качестве иллюстрации и рассказу учителя. Возможен и другой подход к использованию дополнительных текстов на уроке. Учитель сам определяет, в каком качестве использовать тексты учебника, исходя из их содержания и целей урока.
Немаловажную роль играют такие методы и приемы работы с учебником как анализ прочитанного и осмысление исторического материала.
При анализе текста ученикам могут быть представлены следующие вопросы: о каком событии идет речь в тексте, какова его главная мысль, и т. д. Осмысление исторического материала можно проводить с помощью контрольных вопросов, нахождения ответа в тексте параграфа, подтверждения фактами какого — либо вывода, сравнения двух явлений. При сравнении исторических событий, явлений, фактов учителю необходимо выделить самому или вместе с классом основные сравнительные линии. Для этого можно составить памятку, либо использовать имеющиеся в справочном аппарате, попутно разъяснив ученикам как с ними работать. Сравнение различных объектов и понятий, составление сравнительных характеристик повышает интерес к предмету, так как дети могут проследить целостность истории как науки, а не набора фактов.
Эффективным приемом работы с текстом учебника является методика выделения главного в тексте учебника. Она заключается в том, что заранее составляется система вопросов, на которые в тексте учебника нужно найти ответ. Система вопросов дифференцирована, т. е. учащиеся с менее развитыми способностями подбирают ответ на них в одном предложении текста. Его и надо рассказать. При незначительном усложнении вопросов ответы будут содержаться уже в абзацах. Их можно зачитывать и затем отвечать своими словами. Это наиболее распространенный прием в работе с учебником. Он позволяет осуществлять контроль за усвоением материала и проводить в процесс обучения элементы индивидуального подхода, очень подходит для развития речи учащихся.
Например, задание по выбору и нахождению ответа на вопросы в тексте параграфа.
Учащимся необходимо выявить особенности развития княжеств в период феодальной раздробленности по тексту учебника. Далее она предлагает ученикам следующие положения, по которым нужно было определить княжество:
- 1. В этом княжестве у князей сложились особые отношения с половцами. Князья дружили с половцами, половцы помогали им в борьбе с Владимиром Мономахом.
- 3. Важную роль в жизни города имел мост. Здесь нередко происходили кулачные бои между различными враждующими группировками. Отсюда, по приговору городских властей сбрасывали осужденных на смерть преступников.
- 4. Здесь княжили внуки Ярослава Мудрого. Большой мощи княжество достигло при Ярославе. Княжество славилось своим богатством, развитыми международными связями, особенно с Византией, Венгрией, Польшей.
- 5. Объединение двух княжеств произошло при Романе Мстиславиче, впоследствии он присоединил к своим владениям Киевское княжество. Так выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
- 6. Земли княжества входили в состав «отчины» Мономаховичей. В середине XII века княжество из далекой окраины превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.
С помощью такой работы учащиеся научатся выделять наиболее главные особенности и черты события, явления, процесса, отделяя главную информацию от второстепенной.
Таким образом, нужно формировать у ребенка навык осмысленного чтения, развивать в нём способность усваивать не одни слова, но и мысли, а также ассоциировать вновь приобретаемые знания с ранее полученными представлениями.
Распространенными приемами работы с учебником являются письменные работы учащихся. Среди них выделяются такие, как:
- 1. Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть. Для эффективного и быстрого восприятия изучаемой темы лучше всего сначала составить краткий план, а затем — развернутый (своего рода шпаргалку), после этого определить суть, главную мысль параграфа (главы).
- 2. Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Выделяют несколько видов конспектирования: обычное, классическое (ученики выписывают наиболее важные фразы) и творческое, когда конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. Важно отметить, что данный прием нужно применять в старших классах основной школы, так как он очень сложен, но подготовку и формирование каких — либо навыков можно проводить и в 6−7 классах.
- 3. Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста. Это прием более сложный. Его можно будет использовать в седьмом классе. Представив детям тему, учитель в качестве закрепления может предложить составить тезисный план параграфа учебника, выписывая тезисы каждого пункта. Данный прием позволяет закрепить пройденный материал.
- 4. Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. Важно, чтобы ученики прочувствовали эпоху, сопереживали каким — либо событиям и сформировали свое представление о прошедшем времени. Ученики после прочтения соответствующего параграфа с интересом рассуждают, выражая свое отношение и к историческим личностям и к процессам, в целом.
- 5. Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д. очень распространена методика составления биографической справки с использованием учебника. Учащиеся должны охарактеризовать историческую личность по определенному плану: полное имя, дата рождения, род деятельности, факты жизни, вклад личности в историю.
Составление терминологической справки тесно связано с таким приемам как ведения словарика исторических терминов. Такой метод позволяет систематизировать знания по истории и научить работе с дополнительной энциклопедической литературой. Учащиеся могут записывать термины, как в алфавитном порядке, так и по разделам, темам.
Также широко применяется работа с понятиями и историческими терминами.
Приведем пример такой работы в 6 классе. Учащимся предлагается выписать из учебника, его словаря в столбик слова-ассоциации к понятию «государство»: князь, границы, закон, народ, земли, союзы, племена и т. д. Далее ребята могут составить рассказ, используя ассоциации как опорные слова.
Еще один вариант работы — задание «убрать лишнее слово». На самом деле такое задание может быть не простым, как кажется на первый взгляд, т.к. учащиеся недостаточно внимательно относятся к прочитанному тексту: «Какое ремесло не получило широкого распространения в городах Древней Руси? Кузнечное дело, гончарное дело, резьба по кости, резьба по дереву, стеклодувное дело, ювелирное дело и т. д».
В 6 и 7 классах при изучении нового материала можно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либо конкретным понятием. Например, на уроке в 7 классе учащиеся составляют ассоциативный ряд к слову «мануфактура». После составления ряда ученики работают с текстом учебника, а затем анализируют, насколько верными оказались их ассоциации. На следующем уроке это же задание можно использовать в качестве проверки домашнего задания индивидуально.
В 7 классе учащиеся справятся с более трудной задачей — составить определение, используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляют ассоциативный ряд какого-либо понятия или термина по мнению родителей. Выход будет следующим:
- * если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
- * оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Для формирования интереса к уроку начинать работу по изучению нового материала можно с работы с заголовками. Например, проанализировать заголовок параграфа или пункта параграфа, выделить в нем ключевые слова, наметить, на какие вопросы надо получить ответ. По изучению материала ученики могут предложить свое название текста.
В основной школе актуально использование таблиц, схем. Так как данные приемы позволяют развивать способность логически мыслить и структурировать свои знания. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц поможет учащимся лучше запомнить материал, структурировать его и облегчить воспроизведение и повторение.
Очень удобно использовать таблицы при изучении обильного фактического (международные отношения, достижения науки и техники, истории культуры), хронологического материала (войн, реформ). В этом случае часто используются синхронистические таблицы. Суть приема сводится к составлению своеобразной сетки дат и событий. Существуют разновидности таких таблиц: тематические хронологические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития. В них может быть раскрыто своеобразие события или его значение.
Прием составления таблиц по тексту учебника, так как это позволяет лучше систематизировать материал. Например,.
1) Общая характеристика развития княжеств в период феодальной раздробленности.
Княжество. | Где находится. | Особенности развития хозяйства, крупные города. | Правители. |
2) «Политическое развитие княжеств»
Княжество. | Политическое устройство. | Функции и привилегии. |
князь. | бояре. | вече. |
Календари исторических событий в деталях воспроизводят хронику наиболее важных событий, подчеркивают их динамизм, быстроту и напряженность действий их участников.
Часто учителя привлекают на урок использование различных по сложности схем — чертежей, отражающих существенные признаки, связи и отношения исторических явлений. Они используются для наглядного сравнения изучаемых явлений, показа тенденций их развития, а также для обобщения и систематизации исторических знаний. Использовать схемы можно при изучении внешней политики государства, военных действий, исторических процессов.
Таким образом, обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.
В работу с учебником входит не только чтение текстов, но и использование методического аппарата (выполнение задач и упражнений). Обыкновенно отдельные темы в учебнике заканчиваются вопросами. Эти вопросы для учителя имеют примерное значение. Он может их дополнять, изменять, если найдёт это полезным. Но нужно добиваться того, чтобы ученики дали на них правильные ответы и выполнили указанные упражнения. Это систематизирует и закрепляет приобретённые ими знания. В современных учебниках авторы стремятся дифференцировать вопросы и задания, создавая целые группы вопросов и заданий определенной тематики («Расскажите о…», «Подготовьте рассказ», «Сделайте вывод», «Подумайте и сравните» и т. д.).
Учителю необходимо приучить детей использовать книжные иллюстрации и карты. При классном чтении учитель должен методически проработать иллюстрации: во-первых, связать их с соответственными местами текста, во-вторых, убедиться, как ученики воспринимают рисунок, спросить, что он изображает; если нужно, пояснить надпись и т. д.
Иллюстративный материал занимает большое место в учебном материале. Один из важнейших приемов работы с иллюстрациями в учебнике — это изучение и составление необходимых пояснений к ним. Иллюстрации в учебниках истории могут выполнять информационную функцию. С целью получения этой информации используется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения. «Чтение» информации достигается постановкой вопросов, направляющих внимание детей на важные элементы изображения. Это одновременно развивает и устную речь, и воображение, формирует интерес к исторической личности. Данный прием позволяет сделать процесс изучения истории более наглядным и интересным.
Прием составления рассказа, с опорой на иллюстрации учебника, также широко используется в практике работы, особенно часто при проверке знаний. Разнообразие иллюстраций, вопросов и заданий делают возможным реализацию индивидуального подхода к учащимся при работе с учебником. Очень интересны иллюстрации новых учебников именно тем, что их можно назвать источником информации. Можно не только беседовать и сравнивать текст учебника и иллюстрации, но и писать по ним какие — либо творческие работы (сочинения, рассказы).
Работая с наглядными пособиями, особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям. Наиболее характерные задания требуют анализа иллюстраций, сопоставления их и формулирования вывода в результате такого сопоставления, установления связи иллюстраций с текстом.
При изучении темы «Культура Руси X — XIII вв.» учитель может предложить совершить экскурсию по учебнику. Ученики с интересом рассматривают иллюстрации, которые выступали теперь не просто картинками, а музейными экспонатами. Этот прием позволяет формировать интерес к истории, развивать внимание и воображение учащихся. Учебник выступал в этом случае как своеобразный музейный фонд. Такой прием стал возможным только с появлением учебников нового поколения, с внедрением новых, нетипичных, интересных иллюстраций.
Иллюстрации в учебниках истории могут выполнять информационную функцию. С целью получения этой информации используется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения. «Чтение» информации достигается постановкой вопросов, направляющих внимание детей на важные элементы изображения. Например, при изучении темы «Русь и Орда» можно акцентировать внимание учеников на картину С. В. Иванова «Баскаки», задав к ней следующие вопросы:
- 1. чем могли отдавать дань русские?
- 2. каковы были взаимоотношения русских и монголов, судя по картине?
При изучении темы «Образование централизованного государства» в 6 кл. или «Реформы Петра 1» в 7-м сравнить стрелецкое Ивана IV с войском, созданным Петром 1. При этом нужно сначала самостоятельно учителю выделить самому или вместе с классом основные сравнительные линии. Для этого можно составить памятку, которую она и прилагает:
- — социальный состав
- — численность
- — род занятий (особенности)
- — условия принятия на службу.
Сравнение проводится с использованием текста учебника и подтверждающих его иллюстраций. Такой прием повышает интерес к истории, делает ее более наглядной и понятной.
Сравнение иллюстраций и содержания статьи помогает конкретизировать текст, сформировать полные и четкие представления о тех объектах, о которых идет речь в учебнике.
Иллюстрации являются более простым видов изобразительной наглядности, чем условно — графическая, к которой относятся карты и картосхемы. Соответственно работа с картой требует от учащегося и учителя более сосредоточенной и серьезной работы. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов. Очень важно, что современные учебники истории обладают неким набором карт, которые можно использовать при изучении близких тем. Современные вкладыши карт в учебниках позволяют повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, то есть активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов форм работы по картографии в ходе уроков. Работа с картой не должна идти в разрыве с работой над учебником. Так, например, на этапе изучения нового материала рассказ учителя всегда сопровождался показом по карте.
При работе с исторической картой учителю нужно соблюдать некоторые правила: перед показом карты надо давать словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места сражения, опираясь на уже известные ученикам ориентиры. При описании границ называются не только физико-географические объекты, но и соседние государства и народы. Привлекая внимание учащихся, учитель говорит: «Посмотрите на карту». Определив словами местоположение объекта, учитель записывает его название на доске, а ученики находят его в своих учебниках и картах.
Работа по карте может одновременно сопровождаться работой с текстом учебника или иллюстрацией. Вначале учитель может акцентировать внимание учащихся на самом событии, избрав одну из методик работы с текстом, а затем прослеживая все события на карте.
Домашнее задание к каждому следующему уроку обязательно должно включать в себя какое-либо творческое картографическое задание:
- — представь, что ты участник похода на Казань, расскажи, что ты увидел во время похода (для этого нужно было изучить теоритический материал учебника)
- — Иван Грозный поручил тебе проверить работу наместников. Какие земли ты посетишь прежде всего? (необходимо выяснить в чем заключались обязанности наместника).
Такие приемы позволяют активизировать познавательный интерес учеников, заставить обратиться к материалам учебника или, что еще лучше, к дополнительной литературе, которая, кстати, представлена в приложении учебника.
Таким образом, картографические умения очень важны для всестороннего развития личности ребенка. Умение работать с картой должно входить в список обязательных компетенций выпускника основной школы. При этом навыки работы с картой должны быть доведены у ученика до автоматизма.
Для реализации принципа научности и наглядности очень важно работать с документами. Такая работа позволяет развивать у учащихся критическое восприятие и формировать интерес, а самое главное навыки исследовательской работы. Важно сказать, что самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся является работа с текстом документа. В современных учебниках представлено большое количество материала для исследования, и его вполне достаточно для начала.
Наиболее часто используется прием беседы по тексту документа. Чаще всего учитель привлекает на урок документы повествовательного характера. При этом можно работать как по вопросам к документу учебника, так и по общепризнанным методам. Работа с документом постепенно усложняется с учетом возраста учеников и развитием их познавательных возможностей.
Более сложным вариантом работы с документом является анализ, при котором обучение работе с документом включает следующие этапы:
- 1) учитель дает образец разбора документа;
- 2) ученики анализируют документ под руководством учителя;
- 3) работают под руководством учителя и самостоятельно;
- 4) самостоятельно изучают документ в классе и дома.
Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняя суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Конечно, для самостоятельного изучения документ необходим каждому ученику.
Работа с документами включает в себя также:
- — чтение и пересказ документа и составление по нему плана;
- — объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой;
- — самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух документов, характеризующих одно и тоже событие.
При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению. Постепенно работа с документом усложняется (какие исторические условия подготовили появление события, явления, реформы; как документ помогает понять современные общественные явления).
Наиболее эффективным является сравнение двух документов, отражающих одно и тоже событие. Например, два документа: «Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому. 1564 г.» и «Послание Ивана Грозного опричнику Василию Грязному, захваченному в плен крымскими татарами. 1574 г." — относятся к одному и тому же времени и представляют личность Ивана Грозного и отношение его к этим людям, такое сравнение позволяет рассмотреть личность царя с разных сторон. Это позволяет формировать у учащихся способность объективно оценивать историческую личность и не мыслить однобоко.
Подготовка учителя к использованию первоисточника на уроке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем меньше трудностей он представляет для самостоятельного изучения. Педагогически обработать документ — это значит выбрать содержание, используемое на уроке. В случае необходимости учитель видоизменяет документ, не затрагивая его сущности, стараясь сохранить особенности стиля автора. Затем надо объяснить новые для учеников термины и понятия и разработать задания по работе с документом. Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степени понимания его содержания.
Одним из самых сложных форм работы с учебником является лабораторная работаэто форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточнику. Нас интересует работа с учебником. Цель такого занятия — формирование яркого и целостного образа — представления об исторических фактах; развитие и совершенствование умения анализировать учебный текст, различая объективные исторические события и их авторскую интерпретацию; оценивать учебную информацию на предмет достоверности.
Структура лабораторного занятия по учебнику включает в себя несколько этапов:
- — Организационный, на котором учитель сообщает тему, мотивирует ее выбор и выдвигает учебные проблемы (предлагает сделать это учащимся), знакомит учеников с учебниками, на основе которых будет проводиться занятие. Учитель должен разъяснить инструкцию и требования к результатам работы.
- — Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта.
- — Коллективное обсуждение полученных результатов, творческие отчеты групп, выступления представителей или фронтальный опрос.
- — Подведение итогов лабораторной работы, суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода.
Нужно сказать, что формулирование вывода важно не только на лабораторном занятии. В список компетенций учащихся входит умение составлять выводы. Очень важно научить детей делать это качественно.
При работе с учебником формируются умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Практическая часть.
Последнее время мы все чаще обращаемся к альтернативным формам занятий. К таковым относим уроки-лекции, уроки-семинары, лабораторные и практические занятия. Их можно составлять и на основе учебника или нескольких. Лоскутова Е. А. предлагает следующий тип занятий, основанный на учебнике А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI века», учебнике «История России с древнейших времен до конца XVI века» А. Н. Сахарова.
Структура занятия. Основные этапы:
Организационный этап.
- 1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.
- 2. Вступительное слово учителя.
Время правления Ивана Грозного неоднозначно оценивалось современниками и историками.
С одной стороны, жестокий тиран. С другой — набожный и религиозный человек. С третьей — душевнобольной человек.
- 3. Постановка цели урока. В зависимости от общей подготовленности класса, ее может сформулировать сам учитель («На основе документов и собственных знаний вам необходимо дать характеристику правления Ивана Грозного») или предложить сделать это учащимся («Что вы должны сегодня узнать на уроке и как работать»).
- 4. Знакомство с учебниками.
- 5. Инструкция к работе.
Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Ивана Грозного. В каждой группе распределяются роли.
Работа в группах.
«Хранители» получают от учителя пакет с документами и карточку — инструкцию.
Карточка-инструкция № 1. «Личность царя».
Источники: учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной + документы + портрет Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.1−3 парагр.28 учебник А. Н. Сахарова.
Вопрос: О каких чертах характера Ивана Васильевича говорится в тексте?
2) Прочитайте документы 1 — 4, дающие представление о личности и характере Ивана Грозного Вопрос: На какие черты характера царя указывают авторы высказываний?
Карточка-инструкция № 2. «Русское общество в XVI веке».
Источники: учебник А. А. Данилова + документы Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Известен интересный факт. Иван Грозный знал Священное Писание и многие религиозные книги наизусть, цитируя их в разговоре со всеми.
Вопрос: О чем говорит эта черта характера правителя?
2) Прочитайте п. 4 параграф 23 учебника А. А. Данилова.
Задание: Охарактеризуйте положение стрельца в новом войске.
Карточка-инструкция № 3. «Система государственного управления (военные и чиновники)».
Источники: учебник А. А. Данилова + документы Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п.3−4 парагр.23 учебника А. А. Данилова.
Задание: Назовите основные черты системы правления Ивана Грозного.
Карточка-инструкция № 4. «Система государственного управления «.
Источники: учебник А. Н. Сахарова + документы Вопросы и задания для обсуждения в группе:
1) Прочитайте п. 5 парагр.28 учебника А. Н. Сахарова, прочитайте документ.
Вопрос: Какой была структура местного и центрального управления? Какими были функции наместников?
Творческие отчеты групп.
«Репортеры» выступают с результатами работы группы. В зависимости от задания, форма выступления различная.
Подведение итогов.
После выступления «репортеров» учитель зачитывает документ 14. Всему классу задается вопрос: Каковы были итоги правления Ивана Грозного? Ответы учащихся.
Рефлексия: Достигнуты ли цели урока? Как работали группы? Что особенно понравилось или не понравилось на уроке? Чем заинтересовались?
Домашнее задание на выбор.
- а) «Личность в истории» — написать сообщение об историческом деятеле 16 века
- б) Составить кроссворд по изученной теме.
- в) возьмите интервью у стрельца о его жизни и службе (вопрос-ответ).
- г) Составьте рассказ от имени иностранца, побывавшего в России в правление Ивана Васильевича. Что он отметит, какие особенности? («Россия глазами иностранца»)
Таким образом, лабораторное занятие позволяет учащимся научиться работать не только индивидуально, но и в группе, сформировать чувство ответственности за свое поведение и работу, почувствовать себя исследователем и реализовать творческие способности.