Причины и факторы возникновения межнациональной нетерпимости
Национальный вопрос — одна из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей, пренебрежительно относиться к их истории, языку, ценностям культуры. Внимание на это обращается потому, что при всей нашей внешней благопристойности отношений нет-нет, да и прозвучит где-то реплика «Чурка!», «Чучмек» или анекдот… Читать ещё >
Причины и факторы возникновения межнациональной нетерпимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В многочисленных проявлениях межрасовой, межнациональной, межрелигиозной нетерпимости в России виноваты многие. Прежде всего, власти, допустившие деятельность партии РНЕ и ей подобных движений. Ни для кого не секрет, что определенный (и немалый!) процент членов РНЕ — представители силовых структур, имеющие большой опыт организационной, идеологической массовой работы. Но больше всего в этой драме общества виновата школа — как она могла оставаться в стороне от воспитания толерантности?
Первопричиной многих проблем является эгоизм и стремление к немедленному удовлетворению собственных желаний. Сторонники нравственного нигилизма заявляют, что все ценности субъективны, относительны и спорны; ничего нельзя познать, и знание невозможно передать другим, поэтому сама жизнь лишена всякого смысла.
Не имея ясного представления о всеобщих универсальных ценностях, абсолютных и неизменных, человечество быстро превращается в сообщество, состоящее из индивидов и мелких групп, которые рвутся к удовлетворению эгоистичных желаний и потребностей.
Существует множество причин, порождающих осложнения в межнациональных отношениях, но среди них следует выделить три особые:
- • недооценка сложности и деликатности межнациональных и межрелигиозных отношений;
- • непонимание властями взаимосвязи социальных, экономических, политических и культурных проблем с национальными;
- • игнорирование национальных чувств людей, пренебрежительное отношение к их истории, языку, ценностям культуры.
Методические аспекты воспитания межнациональной толерантности
Решение вопроса об удовлетворении потребностей каждого народа возможно только на пути возрождения культурнотворческой миссии школы, ее перехода к культурообразующей системе преподавания. Ключевая проблема — углубление наших представлений о взаимоотношениях между образованием и культурой. Это не изолированные понятия, а нерасторжимые части одного целого.
Чтобы сформировать новую точку зрения на ценности, мы должны взять за основу все позитивные стороны мировоззрения прошлого и создать новые ценности, совпадающие с потребностями современного человека.
Независимо от образовательного ценза, от внутренней культуры мы уже осознали, что дальнейшая судьба любого народа должна быть неразрывно связана с освоением духовного наследия.
За много лет впервые заговорили вслух о святости, о нравственности, о милосердии, о совести. В школах на уроках русской литературы двадцать лет назад впервые было разрешено обратиться к Священному Писанию как памятнику мировой художественной культуры. Сегодня впервые вплотную мы подошли к необходимости создания учения о совести, на котором неизбежно смыкаются все религии и философии. Ведь возвышеннее, бесценнее совести для пользы природы и общества ничего нет.
Наконец мы поняли, что национальное достоинство русских можно утверждать только через уважение к людям другой веры, другой национальности.
В «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г., называются следующие фундаментальные ценности XXI в.:
- • свобода личности;
- • равенство;
- • солидарность;
- • уважение к природе;
- • общая обязанность;
- • терпимость.
В любой стране ведущая и решающая роль в сохранении и развитии национальных культур и языков и формировании межэтнического единства принадлежит семье, школе и библиотеке.
Отсюда вытекает важность не только школьной, но и семейной, и социальной педагогики, укрепления педагогического взаимодействия семьи и школы.
Родители и педагоги обязаны не только развивать интеллектуальные способности молодого поколения, их долг — позаботиться о нравственном и этическом развитии своих детей, поскольку лишь человек, зрелый сердцем и душой, способен воплотить в жизнь вселенские идеалы.
Следовательно, в первую очередь образование должно способствовать становлению зрелой личности методом воспитания души. Во-вторых, образование должно помочь человеку осознать разницу между правильным и неправильным поведением, развивая в нем стремление к установлению искренних отношений, основанных на истинной любви. И в-третьих, в процессе образования человек приобретает знания и технические навыки, необходимые в работе. Этот третий аспект является главным в современной системе образования.
Если XX в. был эпохой научно-технических и экономических достижений, то XXI в. должен стать эпохой глобального духовного возрождения.
В проекте намечены конкретные сроки разработки и реализации специальных общеобразовательных программ и стандартов для всех учебных заведений (школ, техникумов, вузов); внедрение в повседневную практику семейного консультирования; регулярные замеры напряженности в обществе; анализ рисков и последствий социальных конфликтов; оказание психологической помощи беженцам, мигрантам. Все подробно прописано в подпрограммах «Личность», «Семья», «Общество».
В сфере образования, например, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, толерантности должно стать нравственно-философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей.
Есть и подпрограмма «Государство». Она предусматривает проведение эффективной государственной политики по снижению социально-психологической напряженности в обществе.
Задачей государственного масштаба является твердое противодействие идеологии фашизма, расизма и вообще всех видов экстремизма, этнофобии и ксенофобии.
Меняются типы социального устройства страны, меняются правительства, меняются границы и названия государств, а культура остается. И все потому, что культура — вечная ценность. Мир в любом регионе может быть достигнут только через образование и культуру, потому что культура интернациональна.
В школьной среде необходимо формировать диалог культур, традиций, обычаев — в этом залог культуры и цивилизованности будущей личности.
Национальный вопрос — одна из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей, пренебрежительно относиться к их истории, языку, ценностям культуры. Внимание на это обращается потому, что при всей нашей внешней благопристойности отношений нет-нет, да и прозвучит где-то реплика «Чурка!», «Чучмек» или анекдот «про чукчу». Мнения людей по поводу национального вопроса по всей России мало чем отличаются от мнения москвичей, свыше трети которых (35%) при социологическом исследовании заявили, что расовые и национальные предрассудки у нас есть и свойственны многим; почти половина из них (48%) считают, что такие предрассудки есть, хотя свойственны немногим; лишь 11% москвичей полагают, что их в российском обществе нет.
Однако таким ощутимым является межрасовый, а не межнациональный барьер. Исследования показывают, что у старшего поколения (50 лет и более) лишь 10—15% жителей имеют родителей различных национальностей; наиболее творческая прослойка общества (25—50 лет) — до 30%, студенты — до 40%; если же проанализировать национальный состав семей, формирующихся в студенческой среде, национальность будущих детей до 60% окажется смешанной. Такова картина, по крайней мере, в вузах многонациональных городов Юга России.
В целом же по стране, как свидетельствует официальная статистика, тоже растет процент межнациональных браков: если в 1979 г. он составил 8,8%, то по переписи 1989 г. —16,7%. Процесс интернационализации идет и в отношении к языку своей диаспоры. У лиц нерусской национальности, проживающих в крупных городах, родной язык в большинстве случаев остается языком общения лишь в семье и среди родственников.
Все это лишний раз подтверждает условность национальной принадлежности, и с каждым годом эта условность возрастает. Практически невозможно сейчас найти «чистокровного» русского или армянина, украинца или даргинца: все народы давно породнились друг с другом. Не случайно Чингиз Айтматов писал: «Мы сегодня в одной лодке, а за бортом — космическая бесконечность». Тем не менее, национальные черты проявляются во многом. Все люди плачут одинаково, смеются одинаково, но играют в разные игры, слушают различную народную музыку.
Любой человек должен понимать, что только туризм, бизнес, искусство и школа способны примирить народы, погасить межнациональные конфликты, вернуть, людям их культуру, вывести общество на новый виток развития цивилизации.