Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экологическое образование школьников: сущность, содержание, принципы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание экологического образования усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие… Читать ещё >

Экологическое образование школьников: сущность, содержание, принципы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под экологическим образованием Г. Н. Карона понимает процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде [17].

В.Б. Калинин под экологическим образованием подразумевает обучение и воспитание для решения социально-экологических проблем, деятельное стремление жить в гармонии с людьми и природой, чтобы обеспечить лучшее качество жизни не только себе, но И будущим поколениям. Ведь качество жизни — полнота бытия — зависит от состояния окружающей среды, от решения экологических проблем [17].

В. А. Сластенин считает, что экологическое образование это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процессауникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации[14].

Под экологическим образованием мы понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Формирование у учащихся знаний о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном месте, где он живет и действует.

Исследуемая проблема экологического образования широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К. Д. Ушинский, В. Г. Огородников, В. А. Сухомлинский, А. Рачинский и др.

Одним из компонентов экологического образования является экологическая ответственность, которую И. Т. Суравегина понимает как совокупность таких качеств личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих[11].

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе [6].

Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

  • — заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;
  • — потребность общества в экологически грамотных гражданах;
  • — состояние и достижения экологической науки;
  • -психологические закономерности умственной деятельности школьников;
  • — психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;
  • — общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости [4 ].

Содержание экологического образования включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентации. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Содержание экологического образования усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [10].

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у учащихся экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, преподаватель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей решения [ 3].

На этапе теоретического обоснования способов гармоничного взаимодействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности учащихся. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т. п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [ 3 ].

Принципы экологического образования:

Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний.

Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. Системно — структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности. Принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств информации. Особенно важно это учителю, когда в школьных условиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологических проблем современности.

Единство интеллектуального и эмоционального начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающейся природной среды. Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятиям, которое пробуждает эстетические переживания и порождает внести практический вклад в её улучшение.

Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Это означает, что анализ конкретных фактов как положительного, так и отрицательного воздействия человека на природу данной местности сочетается с оценкой последствий этих влияний с общегосударственных позиций. Логично включаются в систему представлений учащихся данные, показывающие глобальный характер проблем среды, на имеющих государственных границ и не поддающийся какому — либо административно — территориальному делению. Поэтому многие проблемы окружающей среды могут быть эффективно решены только путем тесного международного сотрудничества [ 13 ].

Таким образом, постоянную опору на конкретное явление, факты ближайшего окружения школьника важно сочетать с данными, расширяющими представления учащихся о глобальности экологических проблем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой