Структура многомесячных циклов тренировки (макроциклов)
По мнению ряда специалистов (Л. П. Матвеева, Н. Г. Озолин и др.), основное содержание занятий переходного периода составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. В то же время, по мнению А. Н. Воробьева, в переходном периоде следует продолжать специальную физическую подготовку, но с меньшей интенсивностью. Вместе с тем все специалисты сходятся в одном, что… Читать ещё >
Структура многомесячных циклов тренировки (макроциклов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Продолжительность и структура макроциклов связана со многими факторами. В их числе следует назвать специфические особенности вида спорта и закономерности становления спортивного мастерства; необходимость подготовки спортсменов к участию в конкретных соревнованиях (например, чемпионате страны, Европы, мира или Олимпийских играх); индивидуальные физические и функциональные возможности спортсмена, особенности его подготовленности, содержание предшествующих тренировок.
В макроструктуре тренировки выделяют различные макроциклы, продолжительность которых может колебаться от нескольких месяцев до 4 лет. Для спортсменов первого этапа многолетней подготовки макроцикл принципиально отличается от 3 или 4—5 этапов максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсмена. Это отличие, во-первых, может быть в сроках макроцикла — до 2 лет в первом случае и до 4 лет — во втором. Если на первом этапе основная задача макроцикла заключается в создании на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья, технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки в дальнейшем, то на этапе достижений высоких спортивных результатов макроцикл продолжительностью до 4 лет вызван организацией планомерной подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач подготовки спортсмена к главным соревнованиям четырехлетия.
Вместе с тем в тяжелоатлетических видах спорта, где наблюдается тенденция расширения ответственных соревнований в течение года, планируется 3—4 макроцикла. На планирование макроциклов влияет также улучшение материальной базы, например, соревнования по тяжелоатлетическим видам спорта проходят в закрытых помещениях (например, в манеже) что позволяет отказаться от сезонного проведения соревнований.
Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, на основе двух макроциклов — двухцикловым, трех макроциклов — трехцикловым. В каждом макроцикле выделяют три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. Нередко при двухи трехцикловом варианте построения тренировочного процесса переходный период между вторым и третьим макроциклами не планируется, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.
Чтобы получить представление о периодизации спортивной тренировки, необходимо рассмотреть один большой тренировочный цикл. Он состоит из подготовительного периода, который делится на два этапа — общеподготовительный и специально-подготовительный, соревновательного периода, включающего в себя предсоревновательный и соревновательный этапы, и переходного периода. При подготовке к особо ответственным соревнованиям может возникнуть необходимость в этапах: разгрузочном, непосредственной подготовки, участия в соревнованиях.
Подготовительный период. Тренировка в этом периоде имеет исключительно важное значение, поскольку создает общий и специальный фундамент — физический, функциональный, психологический, технический, интеллектуальный для подготовки к соревновательному периоду. Пренебрежительное отношение к выполнению плана подготовительного периода может отрицательно сказаться на всем процессе подготовки спортсмена и его выступлениях на соревнованиях. Восполнить недостаток спортивной формы за счет более напряженной работы в соревновательном периоде будет очень трудно.
В подготовительном периоде решаются следующие задачи:
- 1. Приобретение и улучшение общей физической подготовленности.
- 2. Дальнейшее совершенствование силы, быстроты и других физических качеств применительно к тяжелоатлетическим видам спорта.
- 3. Улучшение морально-волевых качеств.
- 4. Овладение техникой и совершенствование в ней.
- 5. Ознакомление и совершенствование элементов тактики ведения спортивной борьбы.
- 6. Повышение уровня знаний в области теории и методики спорта, гигиены, самоконтроля.
Эти задачи даны лишь в самом общем виде, чтобы показать основную направленность периода. При составлении индивидуального плана тренировки необходимо определить более конкретные задачи, особенности вида спорта, уровень развития компонентов подготовленности спортсменов, условия тренировки и т. д. Например, гиревики занимаются развитием силовой и общей выносливости, штангисты — общесиловой подготовкой и развитием скоростно-силовых качеств. Результаты решения задач подготовительного периода, строгое соблюдение режима тренировочной работы и отдыха, гигиены занятий спортом позволяют приобрести тренированность, которая позволила бы спортсменам начать соревновательный период на более высоком уровне, чем год назад.
Как мы отмечали выше, подготовительный период делится на два. Первый — общеподготовительный — направлен на приобретение и укрепление общей физической подготовленности. Вместе с тем в этот период продолжается работа над совершенствованием техники, двигательных качеств. Для этого широко используются средства общей физической подготовки, упражнения для обучения технике и совершенствования в ней, методы воспитания моральных и волевых качеств.
Второй этап — специально-подготовительный — направлен на приобретение и усиление специальной подготовленности, улучшение техники и решение других задач специальной подготовки атлета. На этом этапе наибольшую роль играют средства специальной физической подготовки, методы обучения технике при более высокой интенсивности движений, чем на первом этапе подготовки, воспитание волевых качеств применительно к требованиям избранного вида спорта. Продолжительность подготовительного периода в одногодичном цикле в различных видах спорта достигает 5—6 месяцев, у тяжелоатлетов — 3—4 месяца.
Тренировочная нагрузка на всем протяжении подготовительного периода постепенно возрастает, достигая наибольшей величины незадолго до его окончания, причем объем возрастает очень круто и становится наибольшим в середине подготовительного периода, а в некоторых видах спорта — даже раньше. Чем ниже интенсивность нагрузки, тем выше объем. Интенсивность же возрастает более медленными темпами: чем выше ее величина, тем более полого.
Координационная сложность движения нарастает с такой постепенностью, чтобы к середине подготовительного периода или несколько позже можно было начать работу по стабилизации техники на фоне повышения интенсивности и снижения объема тренировки.
Следует остановиться еще на одном из важнейших компонентов тренировки — психической напряженности, значительно обусловливающей затраты энергии человека, нервных сил. Кривая психической напряженности в этот период должна нарастать постепенно и иметь волнообразную кривую. В подготовительном периоде не должно быть ответственных соревнований, требующих специальной подготовки к ним. Но время от времени спортсмену надо участвовать в рядовых соревнованиях или контрольных прикидках, где накапливается опыт соревновательной борьбы, контроля за своими действиями, возможность объективно оценить свои возможности. Полезны соревнования в упражнениях из средств общей специально-вспомогательной подготовки. Например, для штангистов бег на короткие дистанции, различные прыжковые упражнения и т. п.
Основной (соревновательный) период. Тренировка в этом периоде направлена на достижение высоких спортивных результатов на базе созданного фундамента в подготовительном периоде. Основными задачами тренировки в этом периоде являются следующие.
- 1. Дальнейшее повышение уровня развития физических и моральноволевых качеств применительно к виду спорта.
- 2. Совершенствование и закрепление спортивной техники.
- 3. Овладение тактикой спортивной борьбы и приобретение опыта участия в соревнованиях.
- 4. Поддержание общей и специальной физической подготовленности на достигнутом уровне.
- 5. Повышение уровня теоретической и интеллектуальной подготовленности.
Решение задач соревновательного периода при условии соблюдения режима тренировки, отдыха, гигиены спорта и питания позволяет постепенно повышать уровень тренированности спортсмена и его способности к достижению более высоких результатов.
Соревновательный период делится на 2 этапа: первый — ранний соревновательный и второй — этап основных соревнований.
Первый этап необходим спортсмену для того, чтобы все приобретенные в подготовительном периоде положительные сдвиги в двигательных качествах, функциональных возможностях, психологических сферах как можно качественно и полно использовать и применить в соревновательных условиях. Только в этом случае спортсмен может реально проверить свои возможности, приобрести психологическую устойчивость и желание в борьбе повышать свои спортивные результаты. Обычно после первых соревнований можно сделать выводы об уровне подготовленности спортсмена, внести некоторые коррективы в тренировочный процесс.
На втором этапе тренировка строится так, чтобы привести спортсмена в состояние наилучшей спортивной формы, позволяющей добиться высоких результатов в определенных состязаниях. Круг тренировочных средств может быть несколько уменьшен, включая и специальную подготовку, но они еще больше приближены к тому, что потребуется на соревнованиях. Иногда необходимо увеличить объем ОФП и СФП, если становится меньше объем специальной тренировки (в связи с ростом интенсивности).
Продолжительность соревновательного периода в одногодичном цикле в разных видах спорта различна: у тяжелоатлетов — 2—3 месяца.
При двух циклах в году она соответственно уменьшается. Число тренировочных дней в соревновательном периоде — 5—7 в неделю.
Общая нагрузка в тренировочных занятиях и в состязаниях продолжает нарастать и становится наибольшей за 2—3 недели до важнейших стартов. При этом объем специальной тренировки постепенно снижается до определенного уровня. В каждой предсоревновательной неделе этот объем уменьшается еще больше. Интенсивность же продолжает постепенно возрастать, достигая высшего уровня незадолго до участия в важнейших соревнованиях. Затем эта интенсивность снижается за несколько занятий до соревнований, но не более чем за неделю.
Переходный период. Этот период имеет важное значение в тренировочном процессе. Регулярные на протяжении многих месяцев занятия физическими упражнениями, нацеленность на достижение высоких результатов, постоянное напряжение нервной системы и волевых возможностей спортсмена вызывают к концу соревновательного периода тренировки значительную усталость. Как известно, мышечная усталость проходит достаточно быстро — в течение одного или нескольких дней. А утомленная центральная нервная система, психическая сфера спортсмена восстанавливаются более длительное время, следовательно, чем усиленнее тренируется спортсмен, а главное, чем чаще и напряженнее он участвует в различных соревнованиях, тем более необходим ему отдых.
Среди специалистов нет единого мнения, как использовать переходный период в большом цикле подготовки спортсмена.
Одни считают, что этот период надо использовать для пассивного отдыха, другие — тренироваться, как в подготовительном периоде, третьи — отдыхать активно. По мнению В. Н. Платонова, известного специалиста в области спортивной тренировки, к числу основных задач переходного периода следует отнести организацию полноценного отдыха, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 45 до 6—8 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен.
Как было отмечено выше, на практике применяют разные подходы к содержанию тренировки в переходном периоде. Первый подход предполагает сочетание активного и пассивного отдыха. Его часто применяют американские спортсмены — пловцы, хоккеисты и др., которые после основных соревнований на 1,5—2 месяца прекращают тренировки. Второй подход предполагает всего несколько дней пассивного отдыха и после них — достаточно напряженную тренировку, построенную по принципу втягивающего режима мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Такой подход является промежуточным вариантом между первыми двумя и связан с широким применением средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, позволяющих обеспечить поддержание основных компонентов тренированности.
По мнению ряда специалистов (Л. П. Матвеева, Н. Г. Озолин и др.), основное содержание занятий переходного периода составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. В то же время, по мнению А. Н. Воробьева, в переходном периоде следует продолжать специальную физическую подготовку, но с меньшей интенсивностью. Вместе с тем все специалисты сходятся в одном, что в переходном периоде не должно быть однотипных и монотонных упражнений, которые допустимы в подготовительном периоде. Необходимы разнообразные упражнения, лучше на природе, в лесу, что позволяет получить положительные эмоциональные заряды.
Однако в некоторых случаях спортсмену и после окончания соревновательного периода необходимо продолжать тренировку в своем виде спорта, пока есть для этого условия, например лыжникам. Суммарная тренировочная нагрузка при этом уменьшается более чем наполовину по сравнению с соревновательным периодом. Число тренировочных дней можно оставить таким же или несколько сократить.
Итак, в заключение можно сказать, что при переходе из одного периода или этапа в другой не должно быть резких толчков. Снижая нагрузку в переходный период после окончания соревновательного периода, следует готовиться морально и психологически к началу более интенсивных тренировок, к выполнению более высоких объемов нагрузки в подготовительном периоде следующего большого цикла, чтобы поднять свои физические и функциональные возможности на как можно более высокий уровень с целью достижения новых спортивных результатов.