Особенности обучения иностранному языку в дошкольной образовательной организации
Учитывая психические, физические особенности детей дошкольного возраста и их способности к изучению иностранного языка (такие как способность удерживать внимание на каком-то определенном виде деятельности незначительно долгое количество времени, особенности памяти и процессов запоминания, физическая активность и т. д.), при проведении непосредственной образовательной деятельности детей… Читать ещё >
Особенности обучения иностранному языку в дошкольной образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1.1 Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности по иностранному языку в дошкольной образовательной организации
Изучение иностранного языка, как известно, всесторонне обогащает личность: знакомство с отличной от своей собственной культурой, ее традициями, иным строем языка и произношением развивает способности ребенка, как творческие, так и мыслительные, что является очень важным при раннем становлении личности.
Говоря о педагогических условиях обучения иностранному языку в дошкольной образовательной организации, нельзя не затронуть вопрос об особенностях обучения иностранному языку в дошкольной образовательной организации, поскольку эти два аспекта обучения дошкольников неразрывно связаны между собой — обучение иностранному языку имеет свою специфику и, не учитывая этой специфики, мы, следовательно, не можем выделить и условия обучения данному предмету.
У детей дошкольного возраста еще практически не существует языкового барьера, они с готовностью воспринимают иностранный язык, общаются на нем.
Раннее обучение иностранному языку имеет свои положительные результаты, подтвержденные теоретическими исследованиями (Негневицкой Е.И., Шахнарович А. М., Блудовой П. П., Бахталиной Е. Ю. и других):
- 1. Развитие коммуникативных функций детей, в том числе, умения общаться. Развитие речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, способности к имитации и др.), развитие психических функций (речевого мышления, логического мышления, языковой догадки и т. д.).
- 2. Развитие речевого аппарата (овладение правильным произношением — ведь в иностранных языках существуют отдельные фонемы, которых нет в системе родного языка, способствует развитию и сохранению гибкости речевого аппарата детей) и развитие речи дошкольников в целом.
- 3. Развитие мышления, так как в процессе изучения иностранного языка дети вольно или невольно анализируют, сравнивают его с родным языком, то есть непрерывно осуществляют мыслительный процесс.
- 4. Обогащение словаря: расширение словарного запаса за счет усвоения иноязычной лексики, а также лингвострановедческого материала.
- 5. Развитие таких психических процессов как внимание, память, задействованных при изучении иностранного языка.
Очень важно отметить, что таких результатов можно достигнуть только при грамотной организации процесса обучения. [2]
Учитывая психические, физические особенности детей дошкольного возраста и их способности к изучению иностранного языка (такие как способность удерживать внимание на каком-то определенном виде деятельности незначительно долгое количество времени, особенности памяти и процессов запоминания, физическая активность и т. д.), при проведении непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста (далее — занятий) следует большое внимание уделять игровым методам, частой смене видов деятельности во время занятия, развитию познавательных и творческих способностей дошкольников. В практике работы с детьми дошкольного возраста широко используются различные игры для обучения иностранному языку: игры с правилами, разнообразные варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Занятия должны строиться так, чтобы атмосфера игры царила на них с первой и до последней минуты. Чем больше педагог погружает дошкольников в атмосферу игры, следуя четким правилам и в то же импровизируя на ходу, ориентируясь на интересы и особенности дошкольников, тем успешнее проходит обучение. Игровая деятельность может быть дополнена такими видами деятельности как рисование, лепка, аппликация, раскраски, кроссворды, пазлы и т. д. Дети данного возраста активны, любознательны, им нравится принимать участие в ролевых играх, инсценировании сказок, придумывать свои собственные сказки и истории. И изученные иностранного языка они воспринимают как увлекательную игру. Задача же преподавателя состоит в том, чтобы сделать эту игру не только увлекательной и разнообразной, но и развивающей, обучающей, не акцентируя внимания на этой стороне деятельности.
Игры применяются с различными целями:
- · для введения и закрепления новых лексических единиц и речевых моделей иностранного языка;
- · для развития умений и формирования навыков устной речи;
- · для поощрения дошкольников использовать иностранный язык в речи, то есть как форма самостоятельного общения детей на иностранном языке.
Усложняя игру в процессе обучения, очень важно следовать принципам постепенности, последовательности и доступности в обучении.
Лексический и грамматический материал важно вводить постепенно, усложняя его или вводя новые единицы только при усвоении уже изученных ранее. Также новый материал должен логически вытекать из ранее изученного, являться его продолжением, быть «разбит» на тематические блоки. При обучении дошкольников иностранному языку важно учитывать и доступность преподносимого языкового материала для понимания дошкольников, т. е. он не должен быть слишком сложным или, наоборот, слишком простым для них, должен затрагивать сферы жизни, понятные и близкие им. На занятиях используются как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка, так и русские игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом. Часто русские игры усложняются за счет увеличения или изменения текста, для того чтобы закрепить знание нужных конструкций или определенного лексического материала.
Схема построения игровых занятий традиционна. Занятие состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего им подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема умственных нагрузок. Факторы, сопровождающие игру, — интерес, чувство удовольствия, радости — облегчают обучение. Игра конкретна и соответствует развитию дошкольника. В старшей группе игра должна составлять 80% занятий иностранным языком, а в подготовительной группе — не менее 50%. [2]
Играя и выполняя творческие задания, дети дошкольного возраста учатся самовыражаться. И иностранный язык они начинают рассматривать уже не как учебный предмет, а как средство самовыражения и общения. Изобразительная деятельность играет здесь одну из ведущих ролей. Ведь именно посредством рисования и выполнения других творческих заданий ребенок дошкольного возраста выражает свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям действительности, событиям, происходящим в его жизни. Основное значение изобразительной деятельности на занятиях по иностранному языку в том, что она объединяет зрительную, слуховую и моторную память, помогает развивать воображение, творчество. Также такой вид деятельности положительно влияет на эмоциональное состояние детей во время занятий по иностранному языку, а положительный эмоциональный настрой и отношение к занятиям, в свою очередь, способствуют более продуктивной деятельности дошкольников, поддержанию интереса к занятиям, более успешному усвоению новых слов, выражений и грамматических структур.
Также при обучении иностранному языку дошкольников важно учитывать, что развитие умений и формирование навыков аудирования и устной речи является одной из самых важных задач, так как прослушивание аутентичных аудиотекстов с опорой на картинки или двигательную активность создает необходимую коммуникативную базу для дальнейшего развития коммуникативных умений. Кроме того, занятия аудирования и устной речи создают предпосылки для перехода к чтению и письму на иностранном языке на начальном этапе обучения в школе.
Аудирование как цель обучения означает развитие у детей умения понимать на слух:
- — основное содержание коротких, адаптированных аутентичных текстов с опорой на зрительную или двигательную наглядность;
- — коротких сообщений и инструкций педагога и сверстников, построенных на знакомом языковом материале. 2]
Проводя занятие аудирования с дошкольниками, следует также помнить о том, что для того, чтобы аудирование было успешным, перед прослушиванием аудиотекста детям необходимо понять, зачем, с какой целью они будут слушать данный аудиотекст и каким будет результат их деятельности. [6] Поэтому любой аудиотекст обязательно предварительно вводить озвучиванием коммуникативной задачи деятельности. Например, «Прослушайте рассказ Медвежонка и скажите, какие у Медвежонка любимые цвета», «Отгадайте загадки и нарисуйте ответ» и т. д. Требуется помнить о том, что прослушанный аудиотекст должен соответствовать поставленной коммуникативной задаче и уровню владения языком детьми дошкольного возраста.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать сказать, что при проведении занятий по иностранному языку в дошкольной образовательной организации преподавателю, помимо учебно-методического комплекта, необходимо иметь набор игрушек и карточек с картинками по тематике данного занятия, безопасный мяч, аудиозаписи и проигрыватель для возможности прослушать аудиотексты к занятию (если это занятия по аудированию), набор цветных карандашей и фломастеров, пластилин и другие предметы для проведения творческих занятий. Педагогические условия проведения занятий по иностранному языку в дошкольной образовательной организации должны соответствовать особенностям занятий с дошкольниками, способствовать более продуктивному проведению занятий и усвоению знаний детьми дошкольного возраста.