Самооценка.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т. п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок… Читать ещё >
Самооценка. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возможность для самооценивания вводится с первых дней обучения.
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания выбираются только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например, посчитать количество звуков в слове).
Выполнив задание, ребёнок оценивает правильность выполненной работы, для чего используется «Волшебную линеечка», разработанная Т. В. Дембо и С. Я, Рубинштейн. [13,117с].
Можно использовать ретроспективную и прогностическую самооценку. Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее.
Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована. .
Возможны два варианта такого самооценивания:
ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз — после учительской проверки.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку — полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
В этом же листе можно отмечать ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем.).
Таким образом безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.
Особенности применения безотметочного обучения в практике начальной школы Основными принципами безотметочного обучения являются: Критериальностьсодержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе; критерии должны быть однозначными и предельно четкими. Приоритет самооценкисамоценка ученика должна предшествовать оценке учителя; для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся — прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы) Гибкость и вариативность — содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения.
Всестороннее видение способностей учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам и лишь 10% - творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: «Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам».
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной «Тетради наших догадок, вопросов и открытий»). ] Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). [21,с253].
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т. п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений должен решаться очень осторожно и индивидуально. Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т. д., для чего на полях тетради напротив нужной строки на вертикальной черте, линеечке или шкале успехов ставит точку; высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком эту точку, либо не согласиться и расположить свой кружок выше или ниже на этой оценочной шкале.
Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. Примерно к концу I четверти в классе намечается тенденция к более адекватному детскому самооцениванию.. [15].
Таким образом, содержательная оценка необходима для того, чтобы сформировать и развить оценочную деятельность младших школьников, обучить их взаимоконтролю, сделать образовательный процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это условие и результат сотрудничества между учителем и учащимися, закрепление взаимопонимания и взаимодоверия. А переход на безотметочную систему обучения возможен только там, где существуют отношения доверия между учащимися, учителями и родителями. Существует еще один способ оценивания деятельности и личности младшего школьника. Это «хорошие слова» или комплименты. Этот прием хорошо известен учителям начальной школы и широко ими используется. Комплимент нормирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка. Как же научить ребенка оценивать свои возможности, узнавать о своем «незнании»? Первым шагом могут стать задания по различным учебным предметам с недостающими данными. С помощью таких заданий учитель обучает детей «умному спрашиванию», построению предположений. Например, детям предлагается ряд задач, часть из которых имеет конкретное решение, а другая часть, лишь внешне похожая на первую, такого решения не имеет. На вопрос таких задач можно либо «умным» вопросом, либо утверждением, что эту задачу решить невозможно. В ситуации, когда ученик понимает, что известным способом задача не решается, для первоклассника достаточно просто констатировать этот факт, для второклассника выход за границы незнания проявляется в его способности задать учителю вопрос с требованием доопределить задачу, т. е. добавит данные, более четко сформулировать вопрос.. [5,412с] В 1- 2-х классах существуют специальные уроки, где детей учат такому «умному спрашиванию», создают проблемные ситуации; в 3 — 4-х классах эти ситуации становятся неотъемлемой частью любого урока. Для школьников становится ценным само спрашивание, поиск путей решения подобных заданий. [12,490с] Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее. Первым шагом в этой работе является собственная оценка проверенного учителем задания, в котором ошибки уже исправлены. Получив тетрадь, ученик на вертикальной черте (шкале успеха) отмечает точку, соответствующую его самооценке. Чем выше точка, тем выше уровень самооценки. у ребят и их родителей, т.к. является своеобразной летописью их достижений Таким образом, исполнительская и поисковая, творческая активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности оценивается по-разному, но одинаково достойно. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал — «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике). Следующий шаг — самооценка ребенка до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю. В проводимых проверочных работах таких шкал, на которых дети оценивают себя, обычно бывает несколько. Каждая из них выбирается и обсуждается в классе. Ученики самостоятельно называют наиболее значимые для них аспекты данной работы (например, безударные гласные в корне слова, безударные личные окончания глаголов и т. д.) и отмечают предполагаемый уровень качества выполнения каждого конкретного задания. Дети, активно участвующие в обсуждениях по поиску вариантов решения различных заданий, оценки правильности своих действий, задающие «умные вопросы», высказывающие собственные гипотезы, отдельно оцениваются учителем (не всегда отметкой). Их имена заносятся в специальный «Дневник личных достижений», либо в классный «Дневник успехов». В классный Дневник успехов заносятся не только учебные достижения школьников. Особо отмечается творческая и поисковая деятельность, «именные открытия». За прошедшее время Дневник успехов приобрел особую популярность примеров, текстовой задачи, уравнения. Была дана оценка за общее впечатление от работы. Основной смысл прогностической самооценки заключается в том, чтобы научить ребенка правильно рассчитывать свои силы. Так на уроке литературного чтения до проверки домашнего задания учитель предлагает ребенку отметить в таблице буквой предполагаемую оценку своей внимательности, с которой они читали текст, заданный на дом. Затем следуют вопросы учителя или одноклассников по содержанию текста. После фиксации результатов опроса детям предлагается повторно оценить себя и занести результат самооценки в таблицу. В заключение этой работы учитель выставляет в таблицу свою оценку, соглашаясь или не соглашаясь с мнением ученика, при этом учитывается ученическая самооценка, его личные возможности, индивидуальный рост.. [19,119с].
Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку — полностью или частично. В «Листе индивидуальных достижений» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Более подробно формы текущей оценки при безотметочном обучении описаны в рекомендациях Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования «Система оценивания учебных достижений школьников» (2001 г.). В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений. Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности ее выполнения. При оценивании такой работы можно пользоваться следующей технологией. Чтобы зафиксировать не только конечный результат (например, решена или не решена математическая задача), но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему не хватило для успешного решения задания, удобно пользоваться следующей таблицей:
Контрольная работа, 5 задание. 3 класс Составь и реши уравнение, сделай проверку: «К какому числу надо прибавить 58 456, чтобы получить 403 012?» Шаги решения Сложность Субтесты 1. Составить уравнение 3 Логические навыки Текстовые задачи 2. Правильно определить алгоритм решения 2 Решение уравнений 3. Произвести вычисления 1 Вычислительные навыки 4. Сделать проверку 1 Вычислительные навыки («|» — если шаг пройден верно, «-» — если допущена ошибка или ученик не справился, «0» — если ученик не приступал к выполнению этого шага). Выполняя эти действия по всем заданиям контрольной (проверочной) работы, учитель таким образом фиксирует результат ребенка в целом по контрольной работе. Затем сумма набранных учеником баллов за контрольную работу целиком и по каждому из проверяемых в ней субтестов в отдельности переводится в единую 100-балльную шкалу как процентное отношение достигнутого к максимально возможному: Ученик Петров Вася, 3 «А» класс, школа N 770, г. Москва Достигнутый уровень Максимально возможный уровень по100-балльной шкале Контрольная работа в целом 60 90 66 Логические навыки 25 30 83 Вычислительные навыки 10 25 40 Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика — самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод составления таких «портфелей» основывается на анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов работ учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами: — что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика; - какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце; - как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его «портфеля». Возникает противоречие между существующей системой оценивания школьников и требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова. Отмена отметок по пятибалльной, системе вытекает из задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, предполагающей разработку новой модели начальной школы. Ее главной чертой становится переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для младших школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени.. [16] Ознакомившись с некоторыми трудами Амонашвили Ш. А., Цукермана Г. А., а также с системой развивающего обучения по этой теме я узнала о дифференцированной оценке труда каждого учащегося. На протяжении всего урока ребенок следит за своей работой, стараясь в конце урока оценить ее качество в сравнении с предыдущей. Для наглядного изображения своих личных достижений я использую «Лесенку» Дети сами продвигаются по ее ступенькам, выполняя последовательно задания, и ставят флажки на ступеньке. Для грамотного письма и более внимательного отношения к своим ошибкам на уроке русского языка провожу игру «Ситечко». На отдельных листочках ребята выписывают слова, в которых они допустили ошибки. В конце четверти подсчитываем, сколько слов попало в «Ситечко». Чем меньше слов, тем лучше. Затем ученики заучивают слова и пишут их под диктовку соседа по парте. Ребята проявляют интерес к этой игре, им нравится добиваться пустого «Ситечка». В первом классе за правильно выполненные задания награждаю грибочком, который ребенок вкладывает в свою корзиночку.. [21,253с].
Удобным инструментом для дифференцированной оценки считаю в своей работе применение «волшебных линеечек», с помощью которых можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию. Например после первой самостоятельной работы по звуковому анализу, в котором ребенок должен представить в звуковой схеме только количество звуков в слове, прошу детей провести в тетради под схемами линеечку длиной 10 клеток и отметить середину линеечки. 1. (Начало линеечки) Все звуки слова на месте, я ни один звук не потерял. 2. (Середина линеечки) Половина звуков потерялось, а половина на месте. 3. .(Конец линеечки) Не нашел ни одного звука Ученикам предлагается поставить крестик на этой линеечке там, где они считают нужным. Когда учитель проверяет тетради учеников, он ставит свою оценку умения определять количество звуков в слове на той же линеечке, исходя из простой арифметики. Если в работе было три слова из 3, 4, 5 звуков, то всего ребенку предстояло выделить 12 звуков. Следовательно, крестик посередине ставится при пропуске 6 звуков, крестик в левой стороне при пропуске 3 и менее звуков. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик красной ручкой. Когда учитель возвращает детям их первую самостоятельную работу по звуковому анализу, то сначала называет детей, чьи самооценки совпали с учительской самооценкой и хвалит: «Эти ученики уже умеют делать трудное и важное дело — они умеют оценивать себя сами! Некоторым надо еще потренироваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься.» К концу 1 класса для оценки собственной работы в классе можно использовать памятки: Оценка своей работы в тетради. «Молодец!» — доволен работой, большинство слов написано правильно. «Хорошо!» — не совсем доволен работой, некоторые слова написаны с ошибками. «Не очень хорошо» — не доволен работой, есть ошибки и небрежное письмо. Оценка работы на уроке. «Молодец!» — работал активно весь урок. ОТВЕЧАЛ БЕЗ ОШИБОК «Хорошо!» — работал активно, но иногда допускал ошибки. Не очень хорошо" - работал не очень активно, на вопросы отвечал не всегда. Для самооценки работы каждого учащегося на уроках литературного чтения, математики, русского языка целесообразно применять индивидуальный лист учащегося «Самооценка моей работы» Урок разделен на три основные части: проверка домашней работы; устная работа на уроке; самостоятельная работа на уроке.. [22,88с].
После завершения каждой части урока учащимся предлагается оценить свою работу. Результат оценивания своего труда фиксируется с помощью цветового сигнала в листе самооценки. В конце урока учащиеся в листе самооценки фиксируют изменения в сторону улучшения (ухудшения) результатов своей работы на основе сравнения с предыдущими уроками.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя. Выводы по первой главе На мой взгляд, особое место среди всех перечисленных мною УУД, занимает важное место регулятивных УУД. Они позволяют учащемуся не только рационально подходить к выполнению учебных заданий, полученных от учителя, но и организовывать собственное самообразование как в годы учебы в школе, так и после ее окончания. Роль регулятивных действий возрастает при переходе учащегося из класса в класс.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания.