Организационные основы психологической поддержки педагогов
Зелигман проводил многочисленные исследования оптимизма и пессимизма как атрибутивного стиля человека, т. е. способа его объяснения своих неудач и успехов. На их основании он сделал вывод, что пессимизм не только предрасполагает к депрессии и психосоматическим заболеваниям, но существенно снижает эффективность труда, приводит к ощущению беспомощности, отказу от стратегии преодоления в случае… Читать ещё >
Организационные основы психологической поддержки педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве теоретической модели для работы с педагогами удобно опираться на теорию А. Маслоу. Тогда идеальный образ учителя, к которому следует стремиться, можно наметить через характеристики, с помощью которых Маслоу описывал психологически здоровых людей.
- 1. Умение принимать себя, других, природу. Такие люди принимают себя такими, какие они есть, осознавая собственную ценность и уникальность. Они не сверхкритичны к своим недостаткам, не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда, тревоги. Они принимают свою физиологическую природу, ощущая радость от еды, сна, сексуальной жизни. В других людях они умеют видеть достоинства, умеют прощать недостатки. Поэтому они могут терпимо относиться к слабости других.
- 2. Непосредственность, простота, естественность. Они не стремятся произвести впечатление. Позволяют себе быть собой и открыто выражать свое мнение с людьми различных социальных слоев и статусов. Не прячутся за социальную роль, позволяют себе выходить из нее. Не имеют запретов на проявление чувств, т. е. умеют открыто заявлять о своем гневе, обиде, страхе, не ущемляя при этом интересы других людей.
- 3. Свежесть восприятия. Это умение видеть новизну и прекрасное в обычных событиях жизни (прогулка по лесу, общение с людьми). Поэтому жизнь представляется таким людям радостной и интересной.
- 4. Глубокие межличностные отношения. Они умеют устанавливать близкие взаимоотношения с родными и друзьями. Легко общаются с детьми.
- 5. Наличие чувства юмора. Предпочитают философский доброжелательный юмор. Любят посмеяться. Часто улыбаются.
- 6. Креативность. Такие люди умеют подходить к жизни творчески. Имеется в виду творчество в широком смысле этого слова. Оно может выражаться в выпечке пирогов или выращивании цветов, вышивании или посещении театров и т. п.
- 7. Самодостаточность. Это возможность полагаться на свой собственный потенциал и не зависеть от оценок окружения. Оно проявляется в отсутствии обязательного стремления к статусу, престижу, популярности.
- 8. Центрированность на проблеме. Это наличие приверженности к какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе. Имеется в виду, что эти люди центрированы не на себе, а на проблеме, которую они считают своей жизненной миссией.
Помимо выделенных характеристик, на наш взгляд, необходимо декларировать необходимость еще одной, вытекающей из специфики современной социокультурной ситуации. Попробуем обосновать свое мнение.
Сегодня многие руководители школ жалуются на то, что люди почему-то перестают «гореть» на работе, вроде бы все делают, но без особого усердия, начинают часто жаловаться по разным причинам, и все заявляют об усталости от всего: работы, домашних обязанностей, а нередко и от собственных детей. По этим описаниям можно заключить, что все чаще и чаще педагоги включаются в такое распространенное сегодня состояние, как депрессия. Действительно, сейчас депрессия выходит из привычной нам роли: становится не болезненным исключением, а привычным состоянием жизни. Во многом это является следствием преобладания в обществе так называемого негативного программирования, которым пронизаны сегодня СМИ.
Однако понятно, что негативному программированию в первую очередь подвержены те взрослые, которые испытали его еще в детстве. Но современные методы воспитания детей просто пронизаны явлением негативного программирования. Это особенно заметно при сравнении специфики социализации ребенка в современном и традиционном обществе. В традиционном обществе во всех обрядах, сопровождавших ребенка на его жизненном пути, начиная с младенческих — перерезания пуповины, первого купания, первого пеленания, укладывания в колыбель и т. п. — присутствовали благопожелания, которые выполняли функцию позитивного программирования. Они оказывали внушающее воздействие сначала на родителей, а позже и на самого ребенка, формировали у них веру в то, что ребенок будет расти здоровым и успешным. Можно сказать, что они способствовали развитию у него такого качества, как оптимизм. Современный ребенок, напротив, чаще включен в процесс негативного программирования, поскольку родители и другие взрослые склонны скорее отмечать его недостатки, чем достоинства. Нередко ребенок вообще не имеет представления о своих хороших качествах.
Поэтому сегодня среди взрослых, вышедших из современного детства, так распространен пессимизм, который является важнейшей предпосылкой депрессии. Более того, М. Зелигман — американский психолог — считает, что само нахождение в пессимистическом настроении уже является слабой формой проявления депрессии[1].
Зелигман проводил многочисленные исследования оптимизма и пессимизма как атрибутивного стиля человека, т. е. способа его объяснения своих неудач и успехов. На их основании он сделал вывод, что пессимизм не только предрасполагает к депрессии и психосоматическим заболеваниям, но существенно снижает эффективность труда, приводит к ощущению беспомощности, отказу от стратегии преодоления в случае появления трудностей, т. е. к пассивности.
Поэтому мы полагаем, что современные условия вынуждают добавить к портрету идеального учителя такое качество, как оптимистическая жизненная позиция.
Понятно, что данный портрет психологически здорового учителя является идеалом, но полезно видеть его как образ, к которому стоит стремиться. Мы полагаем, что с достаточной мерой деликатности его можно обсуждать с педагогами и с администрацией.
Как психологу структурировать работу по оказанию психологической поддержки педагогам, ориентируясь на данный образ? Мы полагаем, что для этого также удобно воспользоваться классификацией потребностей А. Маслоу. Хотя из дальнейшего рассмотрения станет видно, что не все необходимые действия посильны психологу и не все входят в сферу его профессиональной компетенции.
- [1] См.: Зелигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече; Персей, 1997.