Учебно-исследовательская деятельность: понятие, сущность и особенности
Учебная деятельность является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Человек не вечен, ему отведено определённое время жизни. Накапливаемый информационный опыт хранится у человека в памяти, естественно, после его смерти также знания теряются вместе с ними. Новые поколения не имеют достаточного опыта и знаний. Это является главной причиной… Читать ещё >
Учебно-исследовательская деятельность: понятие, сущность и особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.
Поэтому в этом параграфе мы подробно рассмотрим учебно-исследовательскую деятельность младших школьников.
Для уточнения и разъяснения понятия учебно-исследовательская деятельность нами были изучены такие понятия, как «деятельность», «учебная деятельность», «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность».
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [1, с.356].
Психология дает нам схожее определение: деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [3, с.169]. Из этих определений можно вывести одно общее, деятельность — это процесс активного взаимодействия субъекта с окружающим миром, самореализация человека, в ходе которой субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.
Определяя деятельность, мы говорим также о целенаправленном воздействии субъекта на объект. Цель деятельности есть ее интегрирующее и направляющее начало. Она возникает у человека как образ предвидимого результата его активности и является важнейшим компонентом структуры деятельности. Многие исследователи рассматривают именно целенаправленность как определяющую характеристику для человеческой деятельности.
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности (в особенности у подростков), выражающийся в тесных дружеских взаимоотношениях с товарищами и коллективом, в стремлении жить с ними общей жизнью, общими интересами [12].
Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадий обучения профессии.
У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра,.
хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд — основная деятельность, но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным) [12].
Наша задача в данном параграфе рассмотреть учение, как деятельность младших школьников. Доктор психологических наук А. Н Венгер считает, что учебная деятельность — это один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, тем не менее, это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, учебная деятельность — это вид деятельности, особая форма социальной активности личности [4, с.114].
Из этого следует, что учебная деятельность — это один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение знаний и получение умений самостоятельно учиться и добывать знания.
Учебная деятельность является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Человек не вечен, ему отведено определённое время жизни. Накапливаемый информационный опыт хранится у человека в памяти, естественно, после его смерти также знания теряются вместе с ними. Новые поколения не имеют достаточного опыта и знаний. Это является главной причиной естественной потребности передачи существующих в обществе знаний последующим поколениям. Этими образовательными процессами управляет человек, который занимается учебной деятельностью.
Охват учебной деятельности зависит от развития самой науки. То есть, наука в процессе накопления знаний постоянно расширяется и разветвляется. Каждое научное открытие порождает новые вопросы и пути изучения. Новое ответвление спустя время (если изучение развивается) снова подвергается разделению.
В итоге, с расширением науки, учебная деятельность то же нуждается в своём развитии. Получаемый информационный опыт должен подтверждаться, оптимизироваться, обобщаться, обретать правильную форму последующего его изложения и преподноситься человеку для усваивания. Но и тут имеются свои проблемы. Со стремительным увеличением научной информации возникает нехватка времени и ресурсов на её естественную переработку. А это также влияет на актуальность её подачи[5].
Перейдем к следующему, интересующему нас понятию — «исследовательской деятельности». Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем.
По определению Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность — это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности [6, с. 14].
Исследовательская деятельность обеспечивает способность учащегося:
- * к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- * к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.
И наконец, перейдем к изучению понятия «учебно-исследовательская деятельность». Рассмотрим несколько определений, которые даются в различных источниках.
Учебно-исследовательская деятельность — это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвидение и прогнозирование, как результатов решения, так и способов и процессов деятельности [10].
Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [11].
По мнению Н. А Разагатовой, организация учебно-исследовательской деятельности — это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать формированию и развитию исследовательских умений, способности самостоятельно добывать и применять знания [9].
Определений учебно-исследовательской деятельности немного, но из выше указанных можно составить одно общее. Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является получение учащимися знаний путем решения поставленной перед ними задачи, самостоятельного поиска различных способов решения, в результате чего происходит развитие у учащихся исследовательского типа мышления.
Учебно-исследовательская деятельность позволяет младшим школьникам пройти путь ученого от выдвижения гипотезы, до ее доказательства или опровержения, от выбора темы исследования до представления и защиты своей работы.
Учебно-исследовательская деятельность, как и любая, имеет основные составляющие: субъект, объект, активность направленная субъектом на объект.
Субъектами учебно-исследовательской деятельности являются: группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
Объекты для учебного исследования выбираются с учётом имеющихся возможностей: наличие системы понятий о выделенном объекте (связи между объектами), которая позволит построить гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке гипотезы.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников должна отвечать ряду объективных педагогических требований:
- · учитывать возрастные особенности ребенка;
- · строиться на базовом образовательном стандарте и служить основой для углубления знаний и получения новых;
- · способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;
- · содействовать формированию научного мировоззрения [8];
Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки. Содержанием же учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение практических и теоретических задач.
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются доброжелательная атмосфера в коллективе, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения, структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы, вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности, формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.
Существует понятие, которое часто соотносят с понятием «учебно-исследовательская деятельность», это «научно-исследовательская деятельность». Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Взаимосвязь данных понятий обусловлена тем, что они представляют собой различные виды исследовательской деятельности и направлены, прежде всего, на развитие личности учащегося [13, с.157].
Учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, способствуют воспитанию научного мировоззрения, выполняя, таким образом, воспитывающую функцию. Наконец, нельзя не принять во внимание и тот факт, что именно с помощью учебных исследований можно осуществлять контроль знаний основных разделов школьной математики и владение определенными методами решений, уровень логического мышления и т. п.
К основным дидактическим функциям учебно-исследовательской деятельности относят следующие:
- · функцию открытия новых (неизвестных ученику) знаний (т.е. установление существенных свойств понятий;
- · выявление математических закономерностей; отыскание доказательства математического утверждения и т. п.);
- · функцию углубления изучаемых знаний;
- · функцию систематизации изученных знаний (т.е. установление отношений между понятиями; выявление взаимосвязей между теоремами; структурирование учебного материала и т. п.);
- · функцию развития учащегося, превращение его из объекта обучения в субъект управления, формирование у него самостоятельности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации);
- · функцию обучения учащихся способам деятельности [5].
Анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебного исследования: 1) постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) проверка гипотезы; 4) вывод.
Таким образом, сущность учебно-исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.