Научно-теоретические подходы к проблеме формирования коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи
По мнению И. А. Зимней, происходящие в начале XXI века значительные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно ориентируют его на свободное развитие личности, на творческую инициативу, конкурентоспособность, самостоятельность, мобильность будущего квалифицированного специалиста. Перечисленные накапливающиеся изменения означают процесс смены традиционной… Читать ещё >
Научно-теоретические подходы к проблеме формирования коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современные тенденции исследования коммуникативной компетенции у дошкольников
Термин «коммуникативная компетенция» введен Н. Хомским применительно к лингвистике для обозначения знания системы языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения. Постепенно и в отечественной методике в противовес лингвистической компетенции Н. Хомского появился методический термин «коммуникативная компетенция», под которым стали понимать способность осуществлять общение посредством языка, т. е. передавать мысли и обмениваться таковыми в различных ситуациях в процессе вербального взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему принятых языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения. Коммуникативная компетенция не является личностной характеристикой того или иного человека, ее сформированность проявляется в процессе межличностного общения [62].
По мнению И. А. Зимней, происходящие в начале XXI века значительные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно ориентируют его на свободное развитие личности, на творческую инициативу, конкурентоспособность, самостоятельность, мобильность будущего квалифицированного специалиста [1]. Перечисленные накапливающиеся изменения означают процесс смены традиционной образовательной парадигмы, что отмечается многими исследователями (В.И. Байденко, Г. Б. Корнетов, А. Н. Новиков, Л. Г. Семушина, Ю. Г. Татур и др.), хотя само понятие «парадигма» не всегда ими используется [71].
И.А. Зимняя полагает, что в настоящее время правомерно говорить не только о парадигме образования как целостного явления, но и о парадигмах, его составляющих, таких как цели, содержание, результат. Так, существующая долгие годы «ЗУН» (знания, умения, навыки) — парадигма результата образования включает теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки. Данная парадигма была принята педагогическим сообществом и до сих пор принимается некоторой его частью. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в современном мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата [71].
По мнению И. А. Зимней, теоретической основой выделения ею трех групп ключевых компетенций послужили сформулированные в традиционной отечественной психологии положения о том, что человек является субъектом общения, познания, труда, что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к самому себе, к производительному труду, что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития, что профессионализм включает в себя компетентности. С этих позиций И. А. Зимней были разграничены три основные группы компетентностей:
- 1. Компетенции, относящиеся к человеку как конкретной личности, как к субъекту деятельности, общения: — компетенции здоровьесбережения: знание и сознательное соблюдение норм здорового образа жизни; знание и регулярное соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; - компетенции ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире: ценности бытия, человеческой жизни; ценности культуры (живопись, литература, музыка, др. искусство); - компетенции интеграции: структурирование полученных знаний, ситуативноадекватной актуализации знаний; - компетенции постоянного самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, овладение культурой родного языка.
- 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: — компетенции социального взаимодействия: с обществом, с коллективом, с семьей, конфликты и способы их погашения, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, и социальная мобильность;
- — компетенции в межличностном общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие различных текстов, знание и соблюдение традиций, принятого ритуала, правил этикета;
- 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека: — компетенция познавательной деятельности: постановка и решение образовательно-познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — пути их создания и разрешения; - компетенции деятельности: игра, учение, труд (деятельностный подход); - средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, научная и исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности [71].
В контексте данного исследования представляется возможным особо выделить компетенции в общении.
На современном этапе развития общества ни у кого на возникает сомнения в том, что научно организованное формирование основ различных компетенций начинается в дошкольных организациях — на начальном уровне непрерывного российского образования.
Согласно концепции А. А. Леонтьева [32−33], речевая коммуникация — это такая форма общения, где общие психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном, наиболее обнаженном и наиболее доступном исследованию виде. При этом речевая деятельность рассматривается как специализированное употребление речи для общения, частный случай коммуникативной деятельности.
Коммуникация основывается на существовании коммуникативных актов, участие в которых принимают коммуниканты, порождающие и интерпретирующие речевые высказывания. Начальный и конечный этапы данного процесса восходят к механизмам внутренней речи, ее глубинным структурам, реализующимся на уровне универсально-предметного кода мышления (согласно Н. И. Жинкину [24]).
Основу коммуникации при непосредственном общении коммуникантов составляют и невербальные компоненты: жесты, мимика, позы. Невербальная коммуникация является важнейшим наряду с речью средством общения и взаимопонимания людей. Традиционно принято отождествлять речь со словом, т. е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем звуковая речь как средство общения несет слушателю — и, причем независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов» , — невербально весьма значительную и важнейшую для него информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету разговора, о самом себе и т. п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной [29].
Вместе с тем понятие невербальной коммуникации выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации, например в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием разных органов чувств — зрения, слуха, виброрецепции, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и др.), в разного рода неречевых биотехнологических информационных системах коммуникации и связи и др. [49].
Умение общаться ребенок приобретает, попадая в стандартные жизненные ситуации, однако развивать его способность к коммуникации необходимо в любом случае. В частности, у человека, способного к эмоциональному сопереживанию, коммуникативные проблемы случаются реже, поэтому нужно учить ребенка улавливать эмоциональное состояние собеседника, партнера по игре [21] .
Задача выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда ясных и четких представлений о механизмах и закономерностях становления речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат необходимой основой для грамотного проведения обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений, и их адекватной классификации с целью осуществления правильного планирования и оказания действенной и систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией [60].
Социальная организация человека сложилась не сразу, с момента рождения, а гораздо позже, следовательно, является благоприобретённым свойством. Необходимой предпосылкой к формированию определенного общества как такового и гарантией его дееспособности является наличие в нём прочных коммуникативных связей. Главной силой взаимосцепления людей служит язык [3].
По определению С. Н. Цейтлин, язык — это социально отработанная, исторически изменчивая знаковая система, являющаяся основным средством общения и представленная различными формами существования, каждая из которых имеет, по крайней мере, одну из двух имеющихся форм реализации:
— устную и/ или письменную [64].
Язык не дарован человеку природой. Человек, как прочие биологические виды, родился безъязыким и мало чем отличался по поведению от животных со сходной биологической организацией. И если человек является творением природы, то язык — это уже творение самого человека. Именно сам человек, в процессе своего развития как вида живых существ создал язык для своих насущнейших нужд. Поэтому язык в онтологическом отношении является образованием искусственным [3].
Язык — самое выдающееся проявление человеческого ума и является поистине чудодейственным изобретением. Именно языком, по мнению И. Ю. Абелевой, человек возместил все то, в чём его обделила природа, укрепил свои «слабые места», унаследованные от эволюционных прародителей, приумножил и усовершенствовал самого себя, и продолжает совершенствоваться и поныне [3].
Язык, предназначенный для сплочения людей, обслуживая общество как единый социальный организм, не может быть ни частной собственностью какойто группы лиц, ни тем паче чьей-либо личной собственностью. Нельзя разделить его между теми или иными членами общества. Никто не может стать единоличным владельцем языка. Он принадлежит всем людям вместе и никому в отдельности, им пользуется любой. Язык отличается от практического применения себя отдельными индивидами. Практическое употребление языка каждым конкретным человеком и есть не что иное, как речь [3].
В отечественной психолингвистике обязателен учет всех аспектов порождения высказывания, то в работах зарубежных лингвистов и психологов (Н. Хомский [62], Ч. Осгуд [Osgoodт Ch. Е., 69], базирующихся средства в основном на бихевиористской концепции, многоплановость и широта анализа коммуникативного акта сменяется заметным стремлением к схематизму, что, как нам кажется, приводит к несколько упрощенному пониманию реальных возможностей речепроизводства.
По определению Л. С Цветковой, речь — это высший и особый, полностью специфический психический процесс, организующий все другие высшие психические функции человека и влияющий на их формирование и развитие Согласно исследованиям А. Н. Гвоздева, изучение речи детей имеет огромное значение для целого ряда научных дисциплин, в числе которых языкознание и психология. Оно в высшей степени важно и значимо и для педагогики, так как знание законов развития языка у ребенка служит правомерным основанием для руководства этим развитием в дошкольном и школьном возрасте [17].
По мнению Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и других исследователей, речь возникает лишь при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы ребенка.
Речь, являясь важнейшей социальной функцией, возникает при непременном условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким, значимым для него взрослым, в первую очередь матерью [26].
По мнению С. К. Бондсывязной ревой, даже первое заявление — первые шевеления человеческого плода — это обычно своеобразный ответ на изменения окружающей мать обстановки и ее самочувствия. Когда мать взволнована, явно взволнован и развивающийся плод [8].
Потребность в общении формируется у ребенка в жизненной практике взаимодействия с окружающими людьми. Она возникает в первые два месяца развития ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения М. К. Бурлакова и другие авторы выделяют: — экспрессивно-мимические; - предметно-действенные; - речевые [25].
Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, принято называть довербальным.
В этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса по сравнению со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности, составу и высоте [26].
По мнению М. К. Бурлаковой, процессы развития высших форм психической деятельности всегда лежат в общении ребенка со взрослым. При непосредственном участии речевого контроля у ребенка формируются различные навыки, именуемые праксиставление [10].
Многим действиям дети обучаются, подражая взрослому, а более сложные действия осваиваются ими при помощи значимого взрослого, планирующего их деятельность при координирующей помощи речи [10].
А.А. Леонтьев рассматривает некоторые стороны становления и развития речи у детей.
Исследователь отмечает, что уже в 4−5 месячном возрасте возникает «лепетная речь», в которой намечается структура «первого слога». К 6 месяцам в речи ребенка уже наблюдаются некие отрезки, напоминающие слово, что объясняется возникновением акцента (ударения), мелодикой и большим единством уклада артикуляторных органов. Ребенок начинает ритмично произносить двухи трехсложные слогосочетания [30].
Одновременно с освоением речевых видов деятельности (интонация, мимика, жест) у детей в процессе общения со взрослыми, начиная с конца первого года жизни развивается сложная словесная коммуникативная функция речи. Это является свидетельством овладения различными многоуровневыми компонентами системы родного языка и речи, формирования коммуникативной речи [10].
Этапами постепенного формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью, восприятием и использованием в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование и совершенствование произносительной, артикулярной стороны речи, формирование фонематического слуха [10].
По определению А. Н. Гвоздева, фонемами называются социально отработанные наименьшие единицы речевого звучания, служащие в языке для различения значимых элементов речи, в частности, слов и их различных форм.
Способность фонем дифференцировать слова принято демонстрировать на сравнении слов, которые различаются только одним звуком [17].
Процесс развития речи является постепенным и тесно связан с определенными этапами созревания коры и подкорковых структур головного мозга ребенка. Развитие устной речи детей, по наблюдениям И. А. Сикорского, Г. М. Ляминой, А. Н. Гвоздева и других авторов, в течение первых лет может идти тремя путями [10].
Первый путь — овладение фонетической стороной речи уже к концу 2-го года при односложной, редко двусложной фразе и более позднее овладение словосочетанием и различными вариантами развернутого высказывания (до 2 лет 6 мес. — 3 лет), т. е. формирование парадигматического аппарата как бы несколько опережает развитие синтагматического линейного коммуникативного процесса [10].
Второй путь — медленное накопление фонетического состава речи при относительно быстром развитии фразовой речи. У таких детей может довольно долго держаться несформированность звукопроизношения, т. е. отсутствуют многие звуки. Первоначально слоговая структура слова у этих детей очень упрощена, они опускают согласные в стечениях, слово длительное время состоит лишь из открытых слогов [10].
По мнению М. К. Шохор — Троцкой, в основе формирования абсолютного большинства навыков детской речи лежат такие сенсорные процессы, как: зрительно-предметный гнозис в узнавании лиц, предметов, местности; пространственная ориентировка и оречевление многообразия окружающего мира; а также слухоречевая память, позволяющая ребенку овладевать по мере своего психического развития слоговой и звуковой структурой слова, с его многовариантным флективным изменением в различных контекстах и т. д. [66].
Третий путь развития речевых функций — раннее становление фонетической и синтаксической стороны речи ребёнка. Стойкое отсутствие многих групп звуков, по мнению М. К. Шохор — Троцкой, отмечается у детей, у которых имелись признаки левшества и наблюдалось левшество в семье [10].
Периодизация становления и развития речевых и речемыслительных навыков связана с периодизацией созревания у ребенка различных структур головного мозга [30].
Формирующаяся в раннем детстве способность дифференцировать интонационные характеристики речи реализуется у взрослого (с традиционно правой ведущей рукой) правым полушарием. Так же правым полушарием распознаются знакомые голоса людей. В правом полушарии человека хранятся звуковые и слоговые сочетания, сопровождающие пение без слов и многие другие виды праксиса (одевание и т. д.). Левое полушарие осуществляет многие репродуктивно воспринятые навыки, нарушение которых возникает при поражении нижнетеменных и премоторных отделов головного мозга [30].
Переднетеменные отделы левого полушария мозга хранят в своей кинестетической памяти всю систему открытых слогов, комплексов звуков, входящих в закрытые и сложные по структуре слоги, а также, так называемое «ядро лексикона», которым человек овладевает в первые 2 — 3 года жизни [30].
Л.C. Выготским впервые было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей [43].
Это положение нашло дальнейшее развитие и подтверждение в современных нейрофизиологических исследованиях.
Установлено, что скорость функционального и анатомического созревания центральной нервной системы зависит от того, насколько интенсивен и разнообразен поток информации, поступающей в мозг ребёнка. Вопрос о возможных пределах внешней стимуляции развития отдельных функциональных систем до сих пор полностью не изучен.
Интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребёнка, ибо всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы [34].