Решение задач формирования гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялось интенсивное приобретение учащимся знаний о средствах музыкальной выразительности, о музыкальном языке: расширение музыкально-слухового кругозора, приемы исполнения; развитие интереса к музыкальным произведениям. Именно качество усвоенных знаний: объем, системность, осмысленность, прочность, действенность и уровень владения… Читать ещё >
Решение задач формирования гармонично развитой личности на внеклассных занятиях по музыке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
музыка образование внеклассный развитие На базе МОУ ДОД ДМШ № 4 Петропавловск-Камчатского городского округа была проведена экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования гармонично развитой личности. В нее вошли беседы о музыке и коллективная творческая деятельность.
Выявление критериев и показателей эффективности формирования гармонично развитой личности
С целью проверки эффективности гипотезы нашего исследования заключающейся в том, что внеклассные занятия по музыке являются эффективным средством формирования гармонично развитой личности, было проведено экспериментальное исследование. В нем участвовало 16 детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и формирующий.
На констатирующем этапе эксперимента были проведены:
- а) беседа с детьми;
- б) тестирование.
В задачи констатирующего этапа входило:
- 1. Определение уровня музыкальных знаний;
- 2. Выявление наличия интереса, определенных пристрастий и предпочтений;
- 3. Определение музыкальных способностей.
Формирующий (обучающий) эксперимент предусматривал знакомство с шедеврами музыкального искусства и исполнение высокохудожественных произведений.
В задачи формирующего эксперимента входило:
- 1. Привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- 2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- 3. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- 4. Обучить основам музыкальной грамоты;
- 5. Сформировать потребность в общении с музыкой.
Для этого были проведены следующие мероприятия:
- 1. Цикл бесед о музыке (с периодичностью один раз в месяц);
- 2. Занятия по хору (один час в неделю) в течение учебного года.
В ходе констатирующего эксперимента необходимо было определить степень музыкальности детей, уровень знаний младших школьников в области музыки; выявить заинтересованность школьников в слушании и исполнении музыкальных произведений. В начале учебного года была проведена анкета для детей.
Вопросы анкеты:
- 1. Как ты думаешь, что такое музыка?
- 2. Какую музыку предпочитаешь слушать? Почему?
- 3. Какие музыкальные стили, направления тебе знакомы?
- 4. Всем ли нужна музыка?
- 5. Разговаривают ли в Вашей семье о музыке? Как часто?
- 6. Какую музыку предпочитают слушать в Вашей семье?
- 7. Может ли музыка плохо воздействовать на человека?
- 8. Чем отличается «классическая» музыка от «современной»?
- 9. Какие песни ты знаешь?
- 10. Любишь ты петь дома? Что поешь?
- 11. Для чего необходима классическая музыка? Что она дает?
- 12. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?
Так же для выявления музыкальной грамотности были использованы методики Л. В. Школяр:
1. «Музыкально-жизненные ассоциации».
Методика предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению (например, М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»):
- — Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
- — Где в жизни могла звучать эта музыка и как могла повлиять на людей?
- — О чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы ее выразительные средства?
- 2. «Открой себя через музыку»
Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания (например, П. И. Чайковский «Зима»):
- — дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;
- — второе задание предполагает раскрытия ребенком музыкального содержания в пластике, в движении;
- — третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.
Анализ данных по выявлению уровня музыкальных способностей нами измерялась по трехбалльной системе:
- — высокий оценка ставится, если учащиеся точно передали задуманный композитором образ, выразительно его продемонстрировали, прочувствовали настроение и характер произведения;
- — средняя оценка — если были какие-то неточности в передаче образа, ребенок был малоэмоционален, стеснялся;
- — низкая оценка — если ребенок неверно определил задуманный композитором персонаж, был скован в проявлении эмоций.
Качественный анализ содержания каждой методики осуществляется по следующим критериям развития музыкальных способностей, представленных в таблице № 3.
Критерии развития музыкальных способностей.
- — адекватное, эстетически-активное достижение «пикового состояния» в музыке, единство эмоционального и интеллектуального;
- — точное содержательное высказывание ребенком об воспринимаемых музыкальных образах;
- — стремление воспринимать мир музыкальных образов через взаимосвязь со своим миром;
- — умение анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки;
- — умение оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способность воображать, отождествлять себя с музыкальным образом.
- — достижение «пикового» состояния в музыке и понимание музыкальных образов имеет не всегда адекватный характер;
- — осознанно воспринимают простые, статичные, однозначные музыкальные образы;
- — стремление и готовность воспринимать мир музыкальных образов и свой эмоциональный мир;
- — анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность;
- — умение устанавливать причинно-следственные связи между музыкальным образом и средствами выразительности;
- — при интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.
- — отсутствует интерес к восприятию музыкального образа;
- — восприятие и понимание музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное;
- — способ анализа содержания музыкального образа и средств выразительности характеризуется неустойчивостью;
- — в познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.
В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные:
Из 16 человек — 23% детей с высоким уровнем музыкального вкуса, которые характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. 30,7% детей показали средний уровень музыкальных способностей. Большинство же ребят — 46,3%, были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялось интенсивное приобретение учащимся знаний о средствах музыкальной выразительности, о музыкальном языке: расширение музыкально-слухового кругозора, приемы исполнения; развитие интереса к музыкальным произведениям.
В ходе обучающего этапа эксперимента, бесед о музыке, был разработан комплекс заданий творческого характера. Формами предъявления творческих заданий были:
- а) анализ музыкальных произведений, ее музыкальных средств (лад, ритм, тембр и др.), жанровой специфике и т. д;
- б) исполнение музыкальных произведений зарубежных, русских композиторов.
На обучающем этапе эксперимента для развития у учащихся познавательной активности, требовалось создание соответствующих условий обучения. Этому способствовало создание проблемных ситуаций, которые происходило различными способами: определение характера музыкальных произведений; анализ средств музыкальной выразительности в музыкальных произведениях; подбор детских музыкальных инструментов к прослушанным произведениям; прохлопывание ритмического рисунка вокальных произведений; выразительная передача настроения во время исполнения песен.
Как видно из диаграммы, учащиеся, которые в полной мере смогли выполнить задание экспериментальных срезов: из 16 человек экспериментальной группы 46,1% справилась с заданием, выполнявших задания примерно на половину — 38,5%, а малая часть учащихся выполняла задания менее половины указанного объема — 15,4%. Кроме того в результате обработки полученных данных выяснилось следующее:
- а) достаточно уверенно при анализе музыкальных произведений учащийся справляются с определением их основных средств музыкальной выразительности;
- б) не вызывает затруднений у учащихся и определение жанров.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов Значимость формирующего этапа эксперимента была обусловлена решением задач: способности оценить произведения музыкального искусства во время восприятия и выражения своих эмоций во время исполнения музыкальных произведений.
Именно качество усвоенных знаний: объем, системность, осмысленность, прочность, действенность и уровень владения умениями и навыками исполнения музыкальных произведений и стали основными показателями успешности обучающего эксперимента.
Важным показателем эффективности проводимой на обучающем этапе эксперимента работы явилось изменение уровня музыкальной культуры испытуемых, которые фиксировалось нами степенью способности понимания и пристрастия музыкальным произведениям в разных видах деятельности на внеклассных занятиях по музыке.
Таким образом, сопоставление данных, полученных по всем формам контрольных проверок (анкетирование, тестирование, творческие задания) подтвердило гипотезу нашего исследования.
Критерии и показатели эффективности формирования гармонично развитой личности.
I. Музыкальный слух.
- — Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
- — Владение широким диапазоном голоса.
- — Слуховое внимание.
II. Музыкальная память.
- — Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.
- — Наличие музыкального «багажа» памяти и умение им пользоваться.
III. Чувство ритма.
— Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Творческие навыки.
- — Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.
- — Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.