Педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования нравственных ориентаций младшего школьного возраста
Учитывая данные положения, педагог может строить свою работу, включающую все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную. Главная ее идея: не навязывать ученику нравственные идеалы в процессе обучения и воспитания, а создать условия для того, чтобы он ориентировался в ценностях общества. Вводил их в свой внутренний мир или отвергал, т. е. умел рефлексировать свое поведение с позиции… Читать ещё >
Педагогические условия организации внеурочной деятельности с целью формирования нравственных ориентаций младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогу важно учитывать, что на формирование нравственных ценностных ориентаций оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля.
На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах.
Становление ценностных ориентаций невозможно охарактеризовать вне связи интеллектуального и эмоционального в личностной сфере. Появление чувств, эмоционального состояния может не только повлечь за собой достаточно сильное переживание, но и превратиться в побудительную силу действий, определяющих мотивацию поведения человека. Появление новых, стойких видов эмоционального отношения и переживаний меняет внутренний мир человека.
Третий элемент при становлении ценностных ориентаций — внутренняя созидательная сила, воля — это высший уровень регуляции личности, который позволяет ей противостоять неприемлемым для нее формам поведения.
Вышеизложенное позволяет рассматривать нравственные ценностные ориентации личности как сложное структурное образование, состоящее из следующих компонентов:
- · когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества, принятых норм поведения и встраивавание их во внутренний план;
- · мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов общества как внутренней потребности;
- · эмоциональный, предполагающий принятий нравственных идеалов общества на позитивном уровне;
- · деятельностный, в процессе которого происходит освоение нравственных идеалов общества в различных видах социально значимой деятельности. 17]
Учитывая данные положения, педагог может строить свою работу, включающую все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную. Главная ее идея: не навязывать ученику нравственные идеалы в процессе обучения и воспитания, а создать условия для того, чтобы он ориентировался в ценностях общества. Вводил их в свой внутренний мир или отвергал, т. е. умел рефлексировать свое поведение с позиции усвоенных им правил и поступать в соответствии со своими правилами и убеждениями. При этом учитель является консультантом, помощником в проявлении индивидуальности школьника, действующим под лозунгом «Я вместе с вами».
Рассмотрим основные понятия. Опыт нравственного поведения — это один из компонентов содержания воспитания, который включает в себя нравственные нормы, воспитание и развитие нравственных чувств, нравственное сознание, выработку привычек, умений и норм нравственного поведения.
Нравственными нормами являются общечеловеческие моральные свойства, а именно совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность, действенный патриотизм, интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к добросовестному социально-направленному труду, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие качества. Чтобы воспитать у учеников определенные качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются. Это закономерность воспитания.
Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения. Однако знания и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы и критически переработаны воспитанниками. Только при правильно организованной жизни и деятельности учащихся у них вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства, а, следовательно, формируется опыт нравственного поведения. 18].
Сложные нравственные понятия и категории могут выводиться из переработки сознанием своего общественноисторического опыта и являться результатом как личного опыта, так и овладения наукой о морали.
Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Их можно определить как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Педагоги придают большое значение моральным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру. Различают простые чувства как временное состояние человека и сложные гражданские чувства, объектом которых является общество, государство и коллектив. Это чувства гуманизма, товарищества, коллективизма, долга и ответственности. Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как, например, удовольствие, радость, негодование, стыд и др. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение — все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.
Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Такая сложная задача, как воспитание нравственного поведения, реализуется по двум основным направлениям:
- 1. организация нравственных поступков;
- 2. формирование нравственных привычек.
Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся. Сами по себе эти поступки еще не означают нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть диаметрально противоположны по своему характеру, например, полезные дела могут совершаться ради удовлетворения тщеславия и даже ради личной выгоды.
Таким образом, в процессе формирования нравственного опыта необходимо не только вызывать нравственные поступки, но и формировать высоконравственную мотивацию этих поступков. Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Организация нравственного опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения как упрочившихся способов осознанных действий, доведенных до автоматического исполнения. 19].
Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентации». От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностных ориентации детей разных возрастов. Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностных ориентаций, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценностные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение.
В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, нравственные отношения. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Ценностные ориентации личности, являясь важнейшим регулятором поведения человека, во многом зависят от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни.