Развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). Мы использовали тест… Читать ещё >
Развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование творчества как средства активизации детей младшего школьного возраста
В своей работе нам также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Объектом эксперимента послужили две группы МБОУ гимназия № 37 г. Махачкалы. Обе группы — академические, т. е. дети отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 6−7 лет.
Целью исследований было выявить влияние стимулирования воображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Старшие дошкольники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.
Мы использовали тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 6−7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1−4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). [7].
Рассмотрим, каковы результаты исследования в каждой из двух групп.
Результаты исследования:
Экспериментальная группа Фамилия, имя Тип решения задачи на воображение.
- 1. Валиев Тимур 4
- 2. Волков Саша 2
- 3. Даудова Диана 3
- 4. Магомедов Далгат 4
- 5. Керимова Аида 3
- 6. Маллаев Арсен 3
- 7. Кадиев Эльдар 4
- 8. Искандерова Ася 4
- 9. Коробкова Анна 3
- 10. КазиевМагомед 4
- 11. Багандова Фарида 3
- 12. Кабардиева Дженнет 4
- 13. Магомедов Гамзат 2
- 14. Сулейманов Башир 4
- 15. Рамазанова Айна 3
- 16. Сайпулаева Зарема 3
- 17. Ушакова Юля 4
- 18. Болатаева Патимат 5
- 19. Шапиева Саният 3
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 62/19 =3,3.
Контрольная группа Фамилия, имя Тип решения задачи на воображение.
- 1. Бадиева Н. 3
- 2. Казиева С. 4
- 3. Бондарев С. 2
- 4. Багомедова М. 4
- 5. Гаджиева С. 5
- 6. Магомедов Д. 3
- 7. Гасанова Г. 4
- 8. Керимова П. 4
- 9. Бекмуразаева А. 2
- 10. Габдуллина Р. 3
- 11. Гасангаджиев Т. 4
- 12. Кулиев М. 3
- 13. Гасанов И. 4
- 14. Головина К. 2
- 15. Сайпуева А. 3
- 16. Дадаева С. 4
- 17. Кидирниязова Т. 3
- 18. Алиев Г. 3
- 19. Абдуллаев И. 4
- 20. Сотавова А. 5
- 21. Катиновасов К. 2
- 22. Липатникова В. 2
- 23. Лоскутова К. 4
- 24. Новоселов Г. 3
- 25. Магомедов Ш. 4
- 26. Шамилова Т. 3
- 27. Утамкулов Р. 3
- 28. Шагина О. 3
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4