Управление качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса
Общеметодологическую основу исследования составляют важнейшие положения диалектики о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах развития социума, о социально-экономической обусловленности развития общественных систем, диалектическом характере взаимодействия личности и обществатеоретические положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личностиобщенаучные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы управления качеством образования в условиях сельского социокультурного комплекса
- 1. 1. Сельская школа в современных условиях социально-экономического развития
- 1. 2. Учебно-воспитательная деятельность сельских комплексов
- 1. 3. Концептуальные основы моделирования управления качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса
- 1. 4. Условия организации и механизмы управления качеством образования учащихся в сельском социокультурном комплексе
Управление качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Социально-экономические условия переходного периода, развитие рыночных отношений в обществе вносят заметные изменения в деятельность сельской школы, повышают уровень востребованности образования на селе, создают необходимость поиска эффективных путей обновления сельской школы. В этих условиях перед наукой возникает необходимость:
— выявить социально-педагогические особенности деятельности сельской школы в новых условиях;
— раскрыть основные направления инновационной деятельности сельской школы в новых социально-экономических условиях;
— определить новые подходы к управлению образованием в сельской школе, основанные на принципах гуманизации, демократизации и интеграции.
До недавнего времени внимание к проблемам сельской школы оставалось декларативным. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. «О реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности», — первый документ за последние 15 лет, адресованный сельской школе. В нем подчеркивается, что реструктуризация сети общеобразовательных учреждений должна осуществляться за счет структурно-содержательной модернизации их деятельности. Данная реструктуризация может быть реализована в двух вариантах: 1) укрупнения сельских школ с организацией подвоза учащихся, расширением охвата детей пришкольными интернатами, созданием ресурсных центров, их компьютеризацией и 2) максимального сбережения образовательного потенциала действующей сети сельских школ на основе развития моделей образовательных учреждений, включающих учреждения всех ступеней общего и профессионального образования. Совершенно очевидно, что первый путь приведет к негативным социальным последствиям: около трех тысяч деревень России будут обречены на умирание, дети будут оторваны от родителей, нарушится вековая преемственность сельскохозяйственного труда. С нашей точки зрения второй путь является более перспективным. Однако проведенные к настоящему моменту исследования показывают, что пока еще не разработаны модели образовательных сельских комплексов, отвечающих требованиям и запросам субъектов образовательного процесса на селе.
В этом плане ценными являются исследования А. Ф. Иванова, М. П. Щетинина, A.M. Цирульникова и др., особого внимания заслуживают теоретические обоснования и практические рекомендации А. Г. Асмолова, Э. Д. Днепрова, Я. С. Турбовского, В. П. Симонова и др. по разработке альтернативных моделей управления образованием, различных типов образовательных учреждений, вариативных учебных планов и программ.
Работы отечественных ученых-педагогов создали основательную научную базу для развития образовательных систем различного типа (М.Н. Скаткин, В. П. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, Е. А. Ямбург и др.).
Исследования А. А. Анохина, Ю. В. Громыко, Л. П. Кезиной, В. М. Петровичева свидетельствуют, что развитие любой системы образования должно включаться в социально-экономический контекст конкретной административной территории с присущими ей культурно-историческими и другими особенностями. При этом, по утверждению М. П. Гурьяновой, сельская школа имеет особые качественные характеристики: малочисленность, полифункциональность, безальтернативность, зависимость от места расположения, стихийную интегративность. Э. Д. Днепров, Е. И. Кузакова, В. Ф. Лехман выделяют три группы причин отставания социального, культурного, образовательного развития сельской инфраструктуры: территориально-климатические, социально-экономические, разнородность социокультурной среды.
К негативным факторам развития, прежде всего, следует отнести:
— территориальную удаленность от информационных и образовательных центров, плохую сеть транспортных развязок, слабую информационную сеть, высокий уровень безработицы и отсутствие действенной поддержки безработным со стороны государства;
— ограниченную структуру социальных институтов, угрозу закрытия малокомплектных сельских школ, низкий уровень досуговой деятельности, слабое состояние здоровья детей, отсутствие системной медицинской помощи детям, имеющим функциональные заболевания и др.
Кроме того, усугубляются такие проблемы села, как: социальная незащищенность детства, маргинализация, потеря жизненных целей и ориентиров, духовное обнищание, размывание культурных и нравственных ценностей, имущественное расслоение сельского социума. Низкие доходы основной части сельского населения не позволяют молодежи продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях.
Осознание потребностей в коренных преобразованиях села предопределило необходимость поиска новых путей и подходов к решению всей совокупности проблем сельской школы.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловливается:
— трансформацией общественно-политических и социально-экономических отношений в современном обществе, вызвавших необходимость изменений в сфере сельского образования;
— интегративными тенденциями в отечественной системе образования в целях сохранения и создания единого образовательного пространства на селе;
— кризисным состоянием образования сельской школы;
— необходимостью разрешения накопившихся в этой сфере проблем в сложившихся условиях развития нашего общества, с учетом преемственности всех звеньев целостной системы непрерывного образования;
— необходимостью создания новой системы образования, наиболее полно удовлетворяющей интересам основных «заказчиков» — учащихся, их родителей, общества и государства.
Реальное образование в сельской местности и современные требования к качеству обучения и развития личности выявили противоречие между необходимостью интеграции образовательных и социокультурных учреждений в единое образовательно-воспитательное пространство, централизованное управление которым позволит обеспечить качество образования учащихся, и недостаточной разработанностью теории и практики построения модели такого социокультурного образовательного комплекса в условиях сельской местности.
Из названного противоречия вытекает проблема исследования: каковы структурные, содержательные и функциональные компоненты деятельности сельского образовательного социокультурного комплекса по управлению качеством школьного образования.
Актуальность разработки теоретических основ управления качеством образования в сельской местности и определила выбор темы исследования: «Управление качеством образования в условиях сельского социокультурного комплекса».
Объект исследования — управление качеством образования учащихся средних общеобразовательных школ.
Предмет исследования — управление качеством образования в условиях межведомственной интеграции образовательных и социокультурных учреждений в сельской местности.
Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально апробировать модель управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса.
Гипотеза исследования: управление качеством образования сельских школьников будет эффективным, если:
— выявить и реализовать ведущие направления стратегии и тактики управления качеством образования в сельском образовательном социокультурном комплексе;
— осуществить межведомственную интеграцию образовательных и социокультурных учреждений в целях создания единого образовательного пространства села;
— обосновать условия организации и механизмы управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса;
— разработать и апробировать модель управления качеством образования школьников сельского социокультурного комплекса, в основу построения которой будет положена идея интеграции социальных и образовательных учреждений, обеспечивающих эффективность и качество образования сельских школьников.
Гипотеза и цель обусловили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Выявить концептуальные основы управления качеством образования в сельском социокультурном комплексе.
2. Обосновать условия организации и механизмы управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса.
3. Определить критерии качества образования школьников сельского образовательного социокультурного комплекса.
4. Разработать и экспериментально апробировать модель управления качеством образования в сельском образовательном социокультурном комплексе.
Общеметодологическую основу исследования составляют важнейшие положения диалектики о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах развития социума, о социально-экономической обусловленности развития общественных систем, диалектическом характере взаимодействия личности и обществатеоретические положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личностиобщенаучные положения системного подхода в образовании, требующие рассмотрения процесса обучения, воспитания и развития с точки зрения их целостности, а также единство образовательной деятельности и гуманистической составляющей.
Теоретической основой исследования послужили работы ученых в области моделирования образовательных систем: социального и педагогического прогнозирования (Н.В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский, Э. Г. Костяшкин, Ю. С. Тюнников, К. Д. Чермит, М. Н. Скаткин и др.) — функционирование образовательных систем (В.П. Беспалько, С. И. Гессен, И. Я. Лернер, И. С. Ладенко, В. А. Петьков и др.) — управление качеством образования (Ю.А. Конаржевский, М. М. Поташник, Е. И. Сахарчук, Н. К. Сергеев, Г. И. Третьяков и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (В.А. Караковский, И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) — исследования инновационного подхода к развитию процессов в сфере образования и воспитания (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский и др.) — о ведущей роли деятельности в становлении и самореализации личности в процессах социально-экономических и социокультурных реформ (П.А. Атутов, С. Я. Батышев, К. А. Иванович, А. Г. Калашников, В. А. Поляков и др.) — об интеграции в образовании и воспитании (Ю.С. Тюнников, А. Я. Дани люк, М. В. Кларин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы и др.;
— эмпирические-, опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование), экспертная оценка, изучение педагогической документации, наблюдение, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент и др.;
— математической статистики: обработка полученных в ходе исследования результатов и др.
Экспериментальной базой явились муниципальные образовательные учреждения сельского образовательного социокультурного комплекса с. Шалушка Кабардино-Балкарской Республики.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (1998;2000 гг.) осуществлялся анализ опубликованной научно-методической литературы по вопросам моделирования образовательных комплексов, оценки их эффективностиизучались ведущие идеи педагогической инновацииопределялись исходные параметры исследования, концептуальные основы моделирования сельского образовательного социокультурного комплекса, решались вопросы создания организационно-правовой и учебно-методической основы для проведения исследования.
На втором этапе (2000;2004 гг.) определялось содержание деятельности структур сельского образовательного социокультурного комплекса, разрабатывались модели их взаимодействия по развитию системы вариативного образования, выявлялись условия организации и механизмы управления сельским образовательным социокультурным комплексом.
На третьем этапе (2004;2005 гг.) осуществлялся качественный анализ результатов исследования, их математическая обработкаформулирование выводов и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что сформулированы концептуальные (целевые, содержательные, организационные, структурные, функциональные) основы управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса, объединяющего учреждения образования, культуры, здравоохраненияопределены векторы стратегии и тактики управления качеством образования, направленных на интеграцию и дифференциацию содержания деятельности сельского социокультурного комплекса, способствующие эффективному развитию вариативного образованиявыявлены условия организации и механизмы управления качеством образования учащихсяосуществлено распределение функциональных обязанностей управленческого персонала с учетом новой структуры (организационно-правовой, материально-технической, финансовой и др.) — разработана модель управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса.
Теоретическая значимость исследования определяется расширением теоретико-методологических знаний о возможности интеграции социальных и образовательных учреждений в единое социокультурное образовательное пространствовыявлением теоретических основ управления качеством образования сельских школьниковобоснованием содержания и диагностического инструментария, позволяющего осуществлять своевременный контроль и коррекцию качества образования сельских школьников.
Сформулирована и обоснована концепция образовательного комплекса, обеспечивающая образование, воспитание, развитие, коррекцию и реабилитацию участников образовательного процесса с использованием оздоровительных и образовательных технологий, что невозможно в условиях отдельно взятых школ в сельской местности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что реализация деятельности сельского образовательного социокультурного комплекса, направленного на повышение качества образования, позволяет осуществлять не только функции обучения и воспитания, но и выполнять также здоровьесберегающую функцию.
Разработанная модель способна обеспечить организацию образования и воспитания сельских школьников с опорой на национальные и региональные особенности Кабардино-Балкарии, что позволяет решить проблему сохранения сельского работоспособного населения.
Достоверность исследования и обоснованность полученных результатов достигается логической структурой построения научно-исследовательской деятельности и обеспечивается соблюдением последовательной методологической основы исследования на всех этапах, применением адекватной совокупности методовразнообразием источников информации и их анализом с последующей проверкой основных положений в ходе эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление качеством образования учащихся в сельском социокультурном образовательном комплексе представляет собой сложно структурированную систему, сущностную основу которой составляет интеграция социальных и образовательных учреждений в единое образовательное пространство, что не только создает условие для повышения качества обучения и воспитания, но и позволяет осуществлять учебный процесс в режиме здоровьесбережения учащихся.
2. Эффективность деятельности сельского социокультурного комплекса по обеспечению качества образования обеспечивается совокупностью организационных условий, среди которых приоритетное значение имеют: модернизация существующей организационной структуры управления школойпрограммно-методическое обеспечение учебного процессаперераспределение функциональных обязанностей административно-управленческого персонала с учетом новой структуры и др.
Механизм управления качеством образования представляет иерархическую систему, включающую шесть взаимосвязанных и соподчиненных уровней управления (традиционная по структуре, в которой функции управления распределены нетрадиционно).
3. Эффективность управления качеством образования в сельском образовательном социокультурном комплексе определяется следующими критериями: 1) качеством образования (степенью обученности учащихся, уровнем мотивации школьников, уровнем воспитанности) — 2) профессиональной компетенцией педагогов- 3) престижностью инновационной школы (анализом продуктов деятельности, степенью удовлетворенности участников образовательного процесса).
4. Разработанная модель управления качеством образования учащихся сельского социокультурного комплекса включает шестиуровневую структуру управления, обеспечивающую функционирование всех составляющих элементов модели в единое целое. Эффективность деятельности данного комплекса достигается за счет разработанного механизма последовательного, функционального взаимодействия и развертывания в адекватных формах учебно-воспитательного процесса в режиме здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования использованы в курсах лекций для руководителей образовательных учреждений сел, в ИПК и ПРО КБГУ.
Основные положения исследования докладывались на районных семинарах директоров образовательных учреждений, на заседаниях кафедры управления ИПК и ПРО КБГУ, научно-практических конференциях по проблемам сельской школы: Нальчик — 2003, 2006; Майкоп — 2005.
Структура диссертационного исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключений, вывода, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 180 страницах и включает 17 рисунков и 17 таблиц.
Список литературы
насчитывает 210 наименований.
164 Выводы.
В процессе проведенного нами теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие результаты:
1. Управление качеством образования учащихся в сельском социокультурном образовательном комплексе представляет собой сложно структурированную систему, сущностную основу которой составляет интеграция социальных и образовательных учреждений в единое образовательное пространство, что не только создает условие для повышения качества обучения и воспитания, но и позволяет осуществлять учебный процесс в режиме здоровьесбережения учащихся.
2. Эффективность деятельности сельского социокультурного комплекса по обеспечению качества образования обеспечивается совокупностью организационных условий, среди которых приоритетное значение имеют: модернизация существующей организационной структуры управления школойпрограммно-методическое обеспечение учебного процессаперераспределение функциональных обязанностей административно-управленческого персонала с учетом новой структуры и др.
Механизм управления качеством образования представляет собой иерархическую систему, включающую шесть взаимосвязанных и соподчиненных уровней управления.
3. Эффективность управления качеством образования в сельском образовательном социокультурном комплексе определяется следующими критериями: 1) качеством образования (степенью обученности учащихся, уровнем мотивации школьников, уровнем воспитанности) — 2) профессиональной компетенцией педагогов- 3) престижностью инновационной школы (анализом продуктов деятельности, степенью удовлетворенности участников образовательного процесса);
4. Разработанная модель управления качеством образования учащихся сельского социокультурного комплекса включает шестиуровневую структуру управления, обеспечивающую функционирование всех составляющих элементов модели в единое целое. Эффективность деятельности данного комплекса достигается за счет разработанного механизма последовательного, функционального взаимодействия и развертывания в адекватных формах учебно-воспитательного процесса в режиме здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
5. Многопрофильность сельского образовательного социокультурного комплекса обеспечивает реализацию возложенных на него социальных функций в открытой среде и трансформируется в образовательный, досуговый, культурный, социальный, реабилитационный центры сельского социума, от эффективности работы которого во многом зависит социально-экономическое благополучие села.
6. Важным условием эффективности деятельности СОСКК по обеспечению качества образования школьников является тесное взаимодействие учреждений образования с учреждениями, принадлежащими различным ведомствам, в основе которого лежит инновационный образовательный подход, обеспечивающий конструктивное преобразование педагогической деятельности.
7. Исследование показало, что успеха в работе СОСКК по обеспечению качества обучения можно достичь, если: реализовать в учебно-воспитательном комплексе национально-региональный компонент, позволяющий учитывать этнокультурные, социально-исторические, эколого-демографические и другие особенности населенияформировать национальную культуру и национальное самосознание у подрастающего поколенияизучать культуру соседних народов в целях гармонизации межличностных и межнациональных отношений.
8. Спроектированная система управления образованием в сельской школе позволила разработать альтернативную модель педагогического менеджмента, построенного на принципах гуманизации, демократизации и интеграции, что детерминирует взаимоотношения в системе: Управление образования — школа — учитель — родители — учащиеся и выступает в современных условиях механизмом развития процессов образования в сельской местности.
9. Результаты опытно-экспериментальной работы выявили положительную динамику показателей эффективности управления качеством образования учащихся деятельности СОСКК: уровня обученности учащихся, уровня воспитанности, уровня мотивации, эффективности оздоровительной работы, роста профессионального мастерства педагогов и степени их удовлетворенности образовательным процессом.
Заключение
.
— Предложенная нами модель управления качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса является универсальной и наиболее оптимальной формой организации образовательного процесса в сельской местности, направленной на создание условий трехуровневого обучения с учетом запросов детей и их семей, проживающих в данном социуме.
— Данная модель управления качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса нацелена на разрешение образовательных проблем различных возрастных и социальных групп сельского населения, и гарантирует создание механизма образовательной системы, работающей как на сегодняшний день, так и на будущее сельской территории.
— Взаимодействие образовательных структур в составе сельского социокультурного комплекса обусловливает создание единого образовательного пространства, реализует идею непрерывного образования, создает возможности для плавного перехода к обучению на более высоком уровне.
— В исследовании разработана и предложена методика оценки критериев эффективности управления качеством образования учащихся сельских школ.
— Апробация разработанной модели управления качеством образования учащихся выявила положительную динамику показателей эффективности деятельности СОСКК: уровня обученности учащихся, уровня мотивации, уровня воспитанности, эффективность оздоровительной работы, роста профессионального мастерства педагогов и степени их удовлетворенности образовательным процессом.
— Эффективность реализации инновационных процессов в образовательной среде может быть существенно повышена при обеспечении организационно-педагогического взаимодействия образовательных структур разного уровня, форм собственности, типов и видов.
— Структура деятельности СОСКК по развитию вариативного образования включает в себя:
— интеграцию деятельности образовательных структур по модернизации системы образования села;
— формирование сети дополнительных образовательных услуг;
— научно-методическое обеспечение и осуществление деятельности по обучению и развитию одаренных детей и подростков;
— организацию работы по освоению и внедрению в образовательную практику новых педагогических технологий.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты
- Об образовании: Федеральный закон от 22 августа 1992 № 122-ФЗ (ред. от 09.05.2005) Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. М., 2006.
- Право на пенсию за выслугу лет: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. М., 2006.
- Перечень должностей на выслугу лет: Постановление Правительства РФ от 29.02.2002 г. № 781 Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. -М., 2006.
- Письма Министерства Образования РФ от 17 апреля 1997 г. № 150/14−12, от 3 ноября 1997 г. № 1336/14−12, от 5 апреля 2001 г. № 29/1488−6 Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. М., 2006.
- Абрамова, С.Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчиненным) / С. Г. Абрамова. М., 1998.
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. А. Адольф. М., 1998. — 48 с.
- Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность): материалы XVIII сессии Научного Совета истории теории образования и педагогики по проблемам истории образования и воспитания. М., 1997. — 370 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М., 1995.
- Аттестация школы: документы, технологии, тесты / авт.-сост. Е. А. Буткина, Л. И. Вагина, В. И. Красножон, А. В. Поле. М., 1998. — 92 с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 500 с.
- М.Байбородова, Л. В. Воспитание в сельской школе / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. М.: Пед. поиск, 2002. — 176 с.
- Батюкова, З.И. Школа будущего рождается сегодня / З. И. Батюкова, Э. Вайнерман. М., 1995. — 125 с.
- Березняк, Е.С. Руководство современной школой / Е. С. Березняк. -М.: Просвещение, 1983. 208 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М., 1989.
- Блонский, П.П. Возрастные особенности детей // Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М., 1961. -С. 491−510.
- Болыдая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 19 / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1975. — 647 е.
- Борисова, Н.Г. Сельская школа: проблемы и перспективы / Н. Г. Борисова. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Бочкарев, В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления / В. И. Бочкарев. М.: МАСШС, 1997. — 258 с.
- Варгамян, М. Организационно-педагогическая модель адаптивной школы / М. Варгамян, Л. Кандыбович // Директор школы. 2000. — № 8. — С. 60.
- Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, Л. И. Наумов. М., 1995.
- Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995. — 112 с.
- Волков, И.П. Учим творчеству / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1998. -96 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-990 с.
- Гайнулина, С.М. Сельская школа: опыт своего пути развития / С. М. Гайнулина и др. М., 2003.
- Ганзен, А.А. Счастливое дело воспитания / А. А. Ганзен. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
- Гершунский, Б.С. Готово ли современное общество ответить на вызовы XXI века? / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2001. — № 10. -С. 3−13.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М., 1995.
- Горбунова, Н.В. Сельская школа: организационно-педагогические вопросы управления / Н. В. Горбунова, Т. В. Френкель. М.: Знание, 1991.-64 с.
- Гордин, Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности / Л. Ю. Гордин. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Горская, Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе / Г. И. Горская, Р. Г. Чурвкова. М.: Просвещение, 1986. — 208с.
- Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования / Л. К. Гребенкина. Рязань, 2000.
- Громыко, Ю. Концепция прогноза развития образования до 2015 года / Ю. Громыко, И. Давыдов, В. Лазарев // Народное образование.1993.-№ 1.-С. 17−27.
- Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М., 1994.
- Гусляев, Ю.И. Организация работы администрации школы по диагностике и рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей / Ю. И. Гусляев, О. А. Шалицкая // Завуч. 2001. — № 7. — С. 7−11.
- Джурйнский,. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность/ А. Н. Джуринский. -М.: Знание, 1989.
- Дидактика средней школы / под ред.М. Н. Скаткина. М., 1985.
- Днепров, Э.Д. Образовательная политика и перспективы школы / Э. Д. Днепров // Первое сентября. 2001. — № 31. — С. 2.
- Елканов, С.Б. Профессиональное воспитание учителя / С. Б. Елканов. -М.: Просвещение, 1986. 143 с.
- Жамин, В.А. Оптимизация размещения сети общеобразовательных школ / В. А. Жамин. М.: Педагогика, 1975. — 176 с.
- Загвязинский, С.А. Гильманов. М., 1991. 46.3агвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с. 47.3анков, J1.B. Избранные педагогические труды / J1.B. Занков. М.: Педагогика, 1990.-429 с.
- Занков, J1.B. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование /J1.B. Занков. М., 1990.
- Зверева, В.И. Самоаттестация школы / В. И. Зверева. М.: Педагогический поиск, 2000.
- Зелинский, Д.И. О состоянии здоровья детей России / Д. И. Зелинский // Школа здоровья. 1995. — № 2. — С. 16−19.
- Иванов, А.Ф. Интеграция педагогических и социальных факторов как условие повышения эффективности работы сельской школы: дис.. д-ра пед. наук (в форме научного доклада) / А. Ф. Иванов. М., 1991. -50 с.
- Иванов, А.Ф. Сельская школа / А. Ф. Иванов. М.: Педагогика, 1987. -128 с.
- Изучение регионального опыта реструктурирования систем общего среднего и начального профессионального образования: отчет. М.: НФПК, 2000.
- Караковский, В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: автореф. дис.. д-ра пед. наук (в форме науч. докл.) / В. А. Караковский. М., 1989. — 37 с.
- Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.: Творческая педагогика, 1991. — 153 с.
- Кармаев, А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Кармаев. М.: 1997.- 37 с.
- Каспржак, А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен / А. Г. Каспржак, М. Б. Левит. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
- Кишев, В.А. Управление малокомплектной школой / В. А. Кишев. -Калуга, 1993.- 108 с.
- Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе / под ред. Я. С. Турбовского. М., 1988. -283с.
- Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. М., 2000.
- Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986. — 204 с.
- Конаржевский, Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 1997. — 77 с.
- Конаржевский, Ю.А. Формирование педагогического коллектива / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогический поиск, 1997. — 60 с.
- Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения / М. И. Кондаков. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Кондратенков, А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе / А. Е. Кондратенков. М.: Педагогика, 1979. -176с.
- Костяшкин, Э.Г. Школа полного дня / Э. Г. Костяшкин. М.: Педагогика, 1982 — 160 с.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1 / Н. К. Крупская. М.: Педагогика, 1978.- 368 с.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1978.- 452 с.
- Кузибецкий, А.Н. Аттестация сельской школы: метод, пособие / А. Н. Кузибецкий. М.: Владос, 2002.- 144 с.
- Кузьмина, И. В. Методы исследования педагогической деятельности / И. В. Кузьмина. Л., 1973. — 149 с.
- Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С. В. Кульневич // Учитель. 2001. — № 5. — С. 5−10.
- Куркин, Е.Б. Управление образования в условиях рынка / Е. Б. Куркин. М.: Новая школа, 1997. — 144 с.
- Лазарев, B.C. Управление школой: теоретические основы и методы /
- B.C. Лазарев. М., 1997. — 197 с.
- Лебедев, О. Управление качеством образования: сб. метод, материалов / О. Лебедев. М., 2002.
- Левит, В.М. Как сделать хорошую школу? 4.1 / В. М. Левит. М.: Педагогический поиск, 2000.- 160 с.
- Левчук, Я. Региональная модель образования и национальные интересы России / Я Левчук // Народное образование. 1997. — № 2.1. C. 20−106.
- Леднев, B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы, структуры / B.C. Леднев. М., 1989.
- БЗ.Лернер, И. Я. Дидактические основы методики обучения / И. Я. Лернер. М., 1986.- 191 с.
- Лизинский, В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой / В. М. Лизинский. М.: Педагогический поиск, 1996. — 77 с.
- Луначарский, А.В. О воспитании и образовании / А.В. Луначарский- под ред. П. М. Асеньева, Н. К. Гончарова и др. М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
- Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4 / А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1987. — 396 с.
- Малькова, З.А. Буржуазная педагогика на современном этапе / З. А. Малькова, Б. А. Вульфсон. М., 1984.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М., 1996.
- Маторс, Д.Ш. Имитационное моделирование в управлении школой / Д. Ш. Маторс // Управление современной школой: пособие для директора школы / под ред. М. М. Поташника. М., 1992. — С. 122−132.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М, 1986.91 .Менеджмент в управлении школой / под ред. Т. И. Шамовой. М.: ИЧП «Магистр», 1995. — 223 с.
- Моисеев, A.M. Нововведение во внутришкольном управлении / A.M. Моисеев. М.: Российское педагентство, 1998.- 232 с.
- Моносзон, Э.И. Становление и развитие советской педагогики (19 171 987) / Э. И. Моносзон. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Муравьев, Е.М. Справочник администрации по организации учебно-воспитательного процесса / Е. М. Муравьева, А. Е. Богоявленская. -М.: Педагогический поиск, 2000. 160 с.
- Мясников, В.А. Проблемы повышения эффективности общего среднего образования / В. А. Мясников. Киев: Радянська школа, 1983.- 200 с.
- Мясников, В.А. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы: дис.. д-ра пед. наук (в форме науч. докл.) / В. А. Мясников. М., 1991. — 47 с.
- Мясников, В.А. Роль и место сельской общеобразовательной школы в адаптации молодежи к сельскохозяйственному труду / В. А. Мясников. // Радянська школа. 1976. -№ 10. — С. 85−91.
- Мясников, В.А. Роль средней школы в воспроизводстве квалифицированных кадров для сельского хозяйства / В. А. Мясников // Советская педагогика. 1980. — № 2. — С. 32−39.
- Мясников, В.А. Стратегия развития образования в российской Федерации / В. А. Мясников // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья / под ред. Е. И. Тороховой, В. А. Мясникова. М., 1993.- 168 с.
- Мясников, В.А. Экономические проблемы среднего образования на селе в условиях научно-технического прогресса / В. А. Мясников. -М., 1975.-21 с.
- Надтечный, А.П. Теоретические основы построения современной реальной школы: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. П. Надтечный. -СПб., 1998.- 39 с.
- Народное образование, наука и культура в СССР: стат. сб. / ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1977. — 449 с.
- Неустанно заботиться о сельской школе // Народное образование. -1981.-№ 8.-С. 2−8.
- Никитина, Э.М. Инновационные учебные заведения в России / Э. М. Никитина. М., 1992.
- Новикова, ЛИ. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985.-79с.
- Нововведение в муниципальном управлении образованием / под ред. Н. Д. Малахова, А. И. Дементьева. М.: Новая школа, 1997. — 96 с.
- Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование / под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
- Общее среднее образование России: сб. нормативных док. / сост. М. Р. Леонтьева. М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
- Организация образования в сельской местности России: исторический очерк / под ред. A.M. Цирульникова. М.: РАО, 1993. -185 с.
- Охрана труда в школе / сост. С. М. Кулешов. М.: Просвещение, 1981.-256 с.
- Паикес, В.Г. Методика составления расширения в образовательном учреждении / В. Г. Паикес. М.: АРКТИ, 1997. — 48 с.
- Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В. Ф. Паламарчук. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Панченко, О.Г. Сельская школа: конструирование социальной действительности / О. Г. Панченко. М., 2004.
- Пархоменко, Е. Сельский образовательный комплекс / Е. Пархоменко, С. Дурницын // Экспресс-опыт: прил. к журн. «Директор школы». 2000. — № 1. — С. 43.
- Педагогическая политика в образовании России конца XIX-начала XX веков: материалы конф. молодых ученых в X ч. Ч. 1. / под ред. С. Ф. Егорова. М.: ОДЦ, 1997. — 151 с.
- Педагогические методики и технологии в областных опорных учреждениях образования / под ред. М. М. Бадамова. Ульяновск: ИПКПРО, 1997. — 108 с.
- Петренко, С.А. Притяжение добра / С. А. Петренко. М.: Педагогика, 1988. — 256 с.
- Петьков В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Петьков. -Армавир, 1999. 414с.
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. М.: ТАНДЕМ, 1997. — 176 с.
- Плахова, J1.M. Как сделать хорошую школу?! / JI.M. Плахова -М., 2000.
- Погорелова, В.И. Адаптивная образовательная школа в условиях сельского социума: автореф. дис.. канд. наук. Тюмень, 2004. — 16с.
- Подосинова, Е. Федеральная программа: как ее выполнить / Е. Подосинова // Народное образование. 1994. — № 9−10. — С. 7−9.
- Полубояров, Б.В. На пути к демократичной школе / Б. В. Полубояров. М.: Знание, 1991. — 64 с.
- Поляков, В.А. Российская общеобразовательная школа / В. А. Поляков и др. М., 1997. — 152 с.
- Поляков, С. Школа с ограниченным контингентом / С. Поляков // Школьное обозрение. № 6. — 2001. — С. 3−6.
- Поташник, М.М. Демократизация управления школой / М. М. Поташник. М.: Знание, 1980. — 76 с.
- Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление, развитие / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
- Поташник, М.М. Педагогическая поэма восьмидесятых / М. М. Поташник // В поисках оптимального варианта. М.: Педагогика, 1998.
- Поташник, М.М. Управление современной школой / М. М. Поташник. М., 1992.
- Поташник, М.М. Управление современной школой / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Поташник, М.М. Управление развитием школы / М. М. Поташник, B.C. Лазарев. -М.: Новая школа, 1995.
- Программа повышения проектной культуры руководителей образовательных учреждений. М., 2003.
- Прокофьева, М.А. Послевоенная школа России / М. А. Прокофьева. М., 1997. — 135 с.
- Прудникова, В.А. Самарские реформы: замыслы реальные и мнимые / В. А. Прудникова // Сельская школа со всех сторон. 2001. -№ 19.-С. 16−21.
- Реморенко, И.М. Социальная активность и культурная значимость сельской школы: по материалам метод, пособия по разработке проектов сельской школы / под ред.О. Е. Лебедева / И. М. Реморенко. М., 2003. — С. 86.
- Решетень, И.Н. Избранные педагогические сочинения / И. Н. Решетень, П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
- Рожкова, Л.П. Парламентские слушания по проблемам образования / Л.П. // Народное образование. 1994. — № 6. — С. 2−5.
- Руководство сельской восьмилетней школой / под ред. Т. И. Шамовой. М.: Просвещение, 1978. — 247 с.
- Рыбина, О.В. Проектная деятельность учащихся в современной школе / О. В. Рыбина // Образование в современной школе. 2003. — № 9. — С. 20−22.
- Сахарова, Е.В. Исследование социокультурного пространства сельской школы Электронный ресурс. / Е. В. Сахаров. Режим доступа: http:/www.olm.ru.
- Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования: учеб. пособие по спецкурсу / Е. И. Сахарчук. -Волгоград: Перемана, 2002. 136 с.
- Сборник информационно-аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития системы народного образования Калужской области / Управление народного образования Калужской области. -Калуга, 1996. 36 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сельская малокомплектная школа: опыт, проблемы, перспективы сохранения и развития: материалы респ. науч.-практ. конф. / сост. В. А. Кишеев, Е. Н. Зайцев и др. -Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 1998.-212 с.
- Сельская школа // Российский педагогический журнал. 1998. -№ 1. — С. 96.
- Сергеева, В.П. Управление образовательными системами / В. П. Сергеева. М., 2002.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент / В. П. Симонов. М., 1997. — 264 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 160 с.149*. Скопин, А. Ю. Международный опыт реструктуризации сети сельских школ / А. Ю. Скопин. М.: АПНиПРО, 2002. — 46 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. -М.: Просвещение, 1975. 160 с.
- Слободчиков, В. Новое образование путь к новому сообществу / В. Слободчиков // Народное образование. — 1998. — № 5. — С. 3−5.
- Совершенствование содержания образования в школе / под ред. И. Д. Зверева, М. П. Кашина. М.: Педагогика, 1985. — 272 с.
- Стрезикозин, В.П. Организация занятий в малокомплектной начальной школе / В. П. Стрезикозин. М.: Просвещение, 1968. — 68 с.
- Стрезикозин, В.П. Урок в сельской малокомплектной школе / В. П. Стрезикозин. М.: Педагогика, 1972. — 231 с.
- Суворова, Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной начальной школе / Г. Ф. Суворова. М.: Педагогика, 1980. — 88 с.
- Суворова, Г. Ф. Обучение в малокомплектной сельской школе: кн. для учителя. 5−9 кл. / Г. Ф. Суворова, Р. Н. Князева. М.: Просвещение, 1999.
- Сунцов, Н.С. Управление общеобразовательной школой / Н. С. Сунцов. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
- Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1975. — 237 с.
- Сухомлинский, В.А. Павлышская школа // Сухомлинский В. А. Избранные пед. соч.: в 3 т. Т. 2 / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1980. — 384 с.
- Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором // Сухомлинский В. А. Избранные пед. соч.: в 3 т. Т. 3 / В. А. Сухомлинский. Киев, 1980. — С. 632−633.
- Тихомиров, Д.И. Современные задачи начальной школы / Д. И. Тихомиров // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX веков. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Толстой, Л.И. Педагогические сочинения / Л. И. Толстой. М., 1953.
- Третьяков, П.И. Практика управления современной школой / П. И. Третьяков. М., 1995. — 204 с.
- Третьяков, П.И. Управление школа-район-город: учеб. пособие / П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1991. — 143 с.
- Третьяков, П.И. Управление школой по результатам / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
- Третьяков, П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М., 1997.
- Трофимов, Ю.Ф. Работа с семьями трудящихся: воспитание детей и подростков / Ю. Ф. Трофимов. М.: Профиздат, 1978. — 96 с.
- Тубельский, А.Н. Школа самоопределения / А. Н. Тубельский. -М.: Творческая педагогика, 1991. 182 с.
- Турбовской, Я.С. Взаимодействие педагогической науки и практики как основа совершенствования учебно-воспитательного процесса: дис.. д-ра пед. наук (в форме науч. докл.) / Я. С. Турбовский. М., 1995. — 50 с.
- Управление в образовании / под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. -М.: Сентябрь, 1995. 336 с.
- Управление народным образованием в районе, городе / под ред. М. И. Кондакова и др. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Управление современной школой / под ред. М. М. Поташкина. -М.: АППЦИТП, 1992. 168 с.
- Учебно-воспитательные комплексы Белгородской области Электронный ресурс. Режим доступа: http: www. Belgorod intrgrad.ru.
- Учебно-материальная база общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. — 288 с.
- Ушаков, К.М. Подготовка управленческих кадров образования / К. М. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997. — 176 с.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 6 т. Т. 3. -М., 1990.-С. 23.
- Фрадкин, Ф.А. Введение в педагогическую специальность / Ф. А. Фрадкин, Л. И. Богомолова. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.
- Френе, С. Избранные педагогические сочинения: пер. с франц. / С. Френе. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
- Фриш, ГЛ. Приказы в работе администрации школы / Г. Л. Фриш. М.: Педагогический поиск, 1996. — 72 с.
- Фролов, П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе / П. Т. Фролов. Воронеж, 1984. — 217 с.
- Фролов, П.Т. Школа молодого директора / П. Т. Фролов. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Хозе, С.Е. Директор школы: из опыта работы / С. Е. Хозе. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / сост. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Целищева, Н.И. Отчет перед всей страной / Н. И. Целищева // Народное образование. 1995. — № 1. — С. 3−10.
- Цирульников, A.M. В воспитании нет провинции / A.M. Цирульников // Очерки о сельских педагогах-новаторах. М.: Сов. Россия, 1985.
- Цирульников, A.M. Вариативность в организации сельской школы: дис. д-ра пед. наук / A.M. Цирульников. М, 1994. — 258 с.
- Чепель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе / И. Д. Чепель. М.: Сентябрь, 1988. — 144 с.
- Чернова, Г. П. Пути развития сельской школы в условиях Чувашии: метод, пособие по разработке проектов развития сельской школы / Г. П. Чернова, В. Д. Данилов, Е. В. Казанова. М, 2003.
- Чубар, Б.С. Школа искателей / Б. С. Чубар. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Чутко, Н.Я. История становления человека / Н. Я. Чутко // Учебно-методические материалы для работы в 11 классе. М.: Новая школа, 1993.-70 с.
- Шадриков, В.Д., Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в / В. Д. Шадриков, Ю. В. Васильев, В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Шакуров, Р.Х. Социально-педагогические основы управления. Руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Шамова, Т.И. Управление адаптивной школой: проблемы, перспективы / Т. И. Шамова и др. Архангельск: Изд-во Поморского пед. ун-та, 1995. — 162 с.
- Шамова, Т.И. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М., 1990.
- Шамова, Т.И., Третьяков П. И. Педагогические технологии, что это такое и как их использовать в школе.- М.- Тюмень, 1994.- 287 с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьякова, Н. П. Капустин: М., 2002.
- Шанова, Р.С. Гимназия новый тип образовательного учреждения / Р. С. Шанова // К 10-летию ОУ НШДС в КБР: материалы респ. конф.- Нальчик, 2002. — С. 22−23.
- Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения. Т.4 / С. Т. Шацкий. -М.: Просвещение, 1964. 328 с.
- Штыкало, Ф. Е. Работа отделов народного образования по управлению школами / Ф. Е. Штыкало. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шубин, Н.А. Внутришкольный контроль / Н. А. Шубин. М.: Просвещение, 1977. — 204 с.
- Щетинин, В.П. Научные подходы к экономике образования / В. П. Щетинин // Педагогика. 1996. — № 1.
- Щетинин, В.П. Объять необъятное: записки педагога / В. П. Щетинин. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Щетинская, А.И. Теория и практика развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Щетинская. Казань, 1998., — 43 с.
- Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова.- М.: Пед. о-во России, 1995.- 128 с.
- Якиманская, И. Личностно-ориентированная школа: критерии и процедура анализа и оценки деятельности / И. С. Якиманская // Директор школы. 2003. — № 6. — С. 26−28.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — 96 с.
- Яковлев, Н.С. Записки директора школы / Н. С. Яковлев. М.: Педагогика, 1987 .- 112 с.
- Ямбург, Е.А. Школа для всех / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа. -1997.
- Ямбург, Е.А. Эта «скучная» наука управления / Е. А. Ямбург. -М.: АППЦИТП, 1992. 63 с.