Описание формирующего этапа эксперимента и анализ результатов исследования
Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение. Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее, когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной… Читать ещё >
Описание формирующего этапа эксперимента и анализ результатов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задачами формирующего этапа эксперимента явились:
- — Развитие фантазии, инициативности, творческой активности.
- — Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора
- — Развивать навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.
- — Совершенствование умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.
- — Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному сюжету.
Принципы формирующего этапа:
- — Систематичность и последовательность.
- — Доступность.
- — Индивидуальный подход к детям.
- — Игровая подача материала.
- — Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик.
- — Развивающего обучения.
- — Наглядности.
Условия:
- — Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей.
- — Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
- — Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
- — Общение с искусством.
- — Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
- — Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
- — Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
- — Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Средства:
- — Произведения искусства (картины, репродукции).
- — Художественное слово.
- — Природа.
Направления:
- — Развитие творческой активности.
- — Развитие технических умений в изобразительной деятельности.
- — Развитие познавательных процессов.
- — Совершенствование навыков коллективного общения.
Методы:
- — наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец);
- — словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение);
- — практические (упражнение, обследование, игровые — дидактические, подвижные, словесные игры).
Приемы:
- — вопросы, совет, пояснение, напоминание;
- — обыгрывание.
Формы:
- — регламентированная деятельность;
- — совместная деятельность;
- — самостоятельная деятельность детей.
В ходе данного исследования в рамках формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе нами целенаправленно и систематически практиковались занятия, направленные на дальнейшее развитие художественно-изобразительной одаренности детей (приложение 2).
Данные занятия включали в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия были разработаны на основе рекомендаций таких авторов, как А. З. Зак 7, Л. Н. Прохорова 18, А. И. Савенкова 22; 23, Н. В. Квач 9, Н. А. Курочкиной 14, И. Рогаткиной 20, Ю. П. Вавилова 3, К. В. Дитмар 6 и др. При проведении занятий учитывались рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку.
Для развития художественной одаренности необходимо проведение не только специальных занятий, поэтому для этой конкретной группы детей мы определили несколько дополнительных направлений работы в соответствии с данными в анализе констатирующего эксперимента рекомендациями.
- 1. Специальные занятия индивидуальные или подгрупповые на совершенствование и закрепление умений изображать те или иные предметы в зависимости от индивидуальных рекомендаций.
- 2. Развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее. Используя следующие задания: рассказы по картинке, сочинение сказок, коллективные игры «буриме», словесные упражнения.
- 2. Снятие телесных зажимов, развитие эмпатии, сплоченности группы, усидчивости, формирование концентрации внимания. Решать данные задачи помогут игры — подвижные, сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические. Примерные задания:
- — Угадать по выражению лица (картинки, другой ребенок, взрослый) настроение, предполагаемые фразы, причины.
- — Игры-инсценировки сказок, импровизации, драматизации.
- — Мимикой, пантомимикой показывать различные состояния погоды, воды; настроения людей; различных животных.
На контрольном этапе эксперимента мы еще раз провели диагностику по методике «Карта одаренности» у детей, которым была оказана педагогическая поддержка. Полученные результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты диагностики типа и уровня одаренности.
Интеллект. | Творческая. | Академическая. | Худ.-изобразит. | Музыкальная. | Литературная. | Артистическая. | Техническая. | Лидерская. | Спортивная. | |||
Быкович Даша. | ||||||||||||
Козлович Полина. | ||||||||||||
Товпик Аня. | — 2. | — 1. | — 2. | |||||||||
Динамику изменения показателей уровня развития у детей художественно-изобразительных способностей мы отразили на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Динамика уровня художественно-изобразительных способностей детей.
Анализ данных таблицы 2 и диаграммы 1 позволяет с уверенностью утверждать, что реализация разработанного комплекса занятий по развитию художественно-изобразительной одаренности детей старшего дошкольного возраста прошла успешно. На диаграмме 1 наглядно видна тенденция к повышению уровня развития художественно-изобразительных способностей испытуемых. При этом необходимо отметить, что каждый ребенок остался индивидуальностью, с присущими только ему интересами, склонностями, способностями, характерными чертами.
Таким образом, сравнивая результаты констатирующего эксперимента с результатами контрольного, можно сделать вывод о грамотной разработке и компетентной реализации комплекса занятий по развитию художественно-изобразительных способностей детей, что доказала ее эффективность в повышении уровня развития этих способностей у одаренных детей.
Конечно, для полной реализации поставленных задач необходимо более длительное время. Но и за два месяца видны значительные результаты, особенно в ходе реализации таких направлений, как развитие творческой активности, заинтересованности и обучение некоторым нетрадиционным техникам, развитие эмпатии. Для детей наиболее интересным оказалась возможность знакомства использования различных материалов в работе и возможность творить, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое. Как наиболее понравившимися и наиболее удавшимися следует назвать технику манкографии, наиболее сложными — техника размыва.
В ходе реализации программы был проведен небольшой опрос детей на выявление уровня заинтересованности нетрадиционными занятиями. От детей получены следующие данные:
Какие занятия вам понравились больше всего и почему?
- — Понравилась техника работы с разными материалами (манкой, комочками ваты, салфеток, рисование пальцами) потому, что можно делать то, что, как и чем хочется.
- — Подвижные игры, упражнения на развитие эмпатии, сплоченности, потому что это интересно, смешно и можно дурачиться, а тебя никто не ругает за это.
- — Игры на словесное творчество, потому что там нет неправильных ответов и можно говорить то, что ты думаешь, главное — объяснить, почему это так.
- — Разные коллективные задания, соревнования, потому что вместе веселее и легче выполнять разные упражнения и так находишь много друзей.
Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение. Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее, когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной активности. Именно на самостоятельное, но подводимое педагогом, исследование, наблюдение, сенсорное обследование природных явлений и предметов, объектов окружающей действительности, рисование, передачу образов, отвечающих интересам и способностям каждого ребенка в отдельности, и была сделана главная ставка в реализации занятий. Начало реализации ведущей цели формирующего этапа эксперимента — научить ребенка действовать сообразно своей натуре, а педагогу учитывать индивидуальные особенности малышей в любых видах деятельности, было положено, но для ее полного раскрытия необходимо дальнейшее ее внедрение в широкую практику.