Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Описание формирующего этапа эксперимента и анализ результатов исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение. Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее, когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной… Читать ещё >

Описание формирующего этапа эксперимента и анализ результатов исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачами формирующего этапа эксперимента явились:

  • — Развитие фантазии, инициативности, творческой активности.
  • — Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора
  • — Развивать навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.
  • — Совершенствование умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.
  • — Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному сюжету.

Принципы формирующего этапа:

  • — Систематичность и последовательность.
  • — Доступность.
  • — Индивидуальный подход к детям.
  • — Игровая подача материала.
  • — Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик.
  • — Развивающего обучения.
  • — Наглядности.

Условия:

  • — Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей.
  • — Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
  • — Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
  • — Общение с искусством.
  • — Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)
  • — Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
  • — Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
  • — Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

Средства:

  • — Произведения искусства (картины, репродукции).
  • — Художественное слово.
  • — Природа.

Направления:

  • — Развитие творческой активности.
  • — Развитие технических умений в изобразительной деятельности.
  • — Развитие познавательных процессов.
  • — Совершенствование навыков коллективного общения.

Методы:

  • — наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец);
  • — словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение);
  • — практические (упражнение, обследование, игровые — дидактические, подвижные, словесные игры).

Приемы:

  • — вопросы, совет, пояснение, напоминание;
  • — обыгрывание.

Формы:

  • — регламентированная деятельность;
  • — совместная деятельность;
  • — самостоятельная деятельность детей.

В ходе данного исследования в рамках формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе нами целенаправленно и систематически практиковались занятия, направленные на дальнейшее развитие художественно-изобразительной одаренности детей (приложение 2).

Данные занятия включали в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия были разработаны на основе рекомендаций таких авторов, как А. З. Зак 7, Л. Н. Прохорова 18, А. И. Савенкова 22; 23, Н. В. Квач 9, Н. А. Курочкиной 14, И. Рогаткиной 20, Ю. П. Вавилова 3, К. В. Дитмар 6 и др. При проведении занятий учитывались рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку.

Для развития художественной одаренности необходимо проведение не только специальных занятий, поэтому для этой конкретной группы детей мы определили несколько дополнительных направлений работы в соответствии с данными в анализе констатирующего эксперимента рекомендациями.

  • 1. Специальные занятия индивидуальные или подгрупповые на совершенствование и закрепление умений изображать те или иные предметы в зависимости от индивидуальных рекомендаций.
  • 2. Развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее. Используя следующие задания: рассказы по картинке, сочинение сказок, коллективные игры «буриме», словесные упражнения.
  • 2. Снятие телесных зажимов, развитие эмпатии, сплоченности группы, усидчивости, формирование концентрации внимания. Решать данные задачи помогут игры — подвижные, сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические. Примерные задания:
    • — Угадать по выражению лица (картинки, другой ребенок, взрослый) настроение, предполагаемые фразы, причины.
    • — Игры-инсценировки сказок, импровизации, драматизации.
    • — Мимикой, пантомимикой показывать различные состояния погоды, воды; настроения людей; различных животных.

На контрольном этапе эксперимента мы еще раз провели диагностику по методике «Карта одаренности» у детей, которым была оказана педагогическая поддержка. Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты диагностики типа и уровня одаренности.

Интеллект.

Творческая.

Академическая.

Худ.-изобразит.

Музыкальная.

Литературная.

Артистическая.

Техническая.

Лидерская.

Спортивная.

Быкович Даша.

Козлович Полина.

Товпик Аня.

— 2.

— 1.

— 2.

Динамику изменения показателей уровня развития у детей художественно-изобразительных способностей мы отразили на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Динамика уровня художественно-изобразительных способностей детей.

Описание формирующего этапа эксперимента и анализ результатов исследования.

Анализ данных таблицы 2 и диаграммы 1 позволяет с уверенностью утверждать, что реализация разработанного комплекса занятий по развитию художественно-изобразительной одаренности детей старшего дошкольного возраста прошла успешно. На диаграмме 1 наглядно видна тенденция к повышению уровня развития художественно-изобразительных способностей испытуемых. При этом необходимо отметить, что каждый ребенок остался индивидуальностью, с присущими только ему интересами, склонностями, способностями, характерными чертами.

Таким образом, сравнивая результаты констатирующего эксперимента с результатами контрольного, можно сделать вывод о грамотной разработке и компетентной реализации комплекса занятий по развитию художественно-изобразительных способностей детей, что доказала ее эффективность в повышении уровня развития этих способностей у одаренных детей.

Конечно, для полной реализации поставленных задач необходимо более длительное время. Но и за два месяца видны значительные результаты, особенно в ходе реализации таких направлений, как развитие творческой активности, заинтересованности и обучение некоторым нетрадиционным техникам, развитие эмпатии. Для детей наиболее интересным оказалась возможность знакомства использования различных материалов в работе и возможность творить, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое. Как наиболее понравившимися и наиболее удавшимися следует назвать технику манкографии, наиболее сложными — техника размыва.

В ходе реализации программы был проведен небольшой опрос детей на выявление уровня заинтересованности нетрадиционными занятиями. От детей получены следующие данные:

Какие занятия вам понравились больше всего и почему?

  • — Понравилась техника работы с разными материалами (манкой, комочками ваты, салфеток, рисование пальцами) потому, что можно делать то, что, как и чем хочется.
  • — Подвижные игры, упражнения на развитие эмпатии, сплоченности, потому что это интересно, смешно и можно дурачиться, а тебя никто не ругает за это.
  • — Игры на словесное творчество, потому что там нет неправильных ответов и можно говорить то, что ты думаешь, главное — объяснить, почему это так.
  • — Разные коллективные задания, соревнования, потому что вместе веселее и легче выполнять разные упражнения и так находишь много друзей.

Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение. Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее, когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной активности. Именно на самостоятельное, но подводимое педагогом, исследование, наблюдение, сенсорное обследование природных явлений и предметов, объектов окружающей действительности, рисование, передачу образов, отвечающих интересам и способностям каждого ребенка в отдельности, и была сделана главная ставка в реализации занятий. Начало реализации ведущей цели формирующего этапа эксперимента — научить ребенка действовать сообразно своей натуре, а педагогу учитывать индивидуальные особенности малышей в любых видах деятельности, было положено, но для ее полного раскрытия необходимо дальнейшее ее внедрение в широкую практику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой