Развитие высшего образования в России в IX-XVII веках
Во второй половине XII — начале XIII веков русская культура испытывала определенное влияние западноевропейской романской традиции, но монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. Долгое владычество иноземцев и вассальная зависимость от Золотой Орды, длившаяся с 1237 до 1480 гг., и феодальная раздробленность приводят культуру и образование… Читать ещё >
Развитие высшего образования в России в IX-XVII веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение, сценарий которого не предполагает специальной организации учебного процесса. Учеба происходит стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в трудовую деятельность взрослых. Взрослые учат младших в процессе решения трудовых задач, не отвлекаясь на организацию учебы как особого дела. Такой была ситуации до X века и в Киевской Руси, но после принятия христианства в 988 году начинается складываться новая система образования, закладываются основы демонстративного обучения. Эта вторая форма учебного процесса, исторически складывавшаяся по мере усложнения задач учебы. В ней обучение организуется как особый процесс взаимодействия учителя и ученика. Учеба становится самостоятельным, специфическим видом деятельности: учитель демонстрирует ученику способы деятельности не по ходу выполнения своих основных трудовых задач, а специально для ученика.
Так долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие жизни, а значит и представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Надежным и основополагающим элементом таких изменений как раз и являлось образование. Христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, способствовало грамотности, школьного дела, библиотек. На Русь пришла славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. среди князей, бояр, купечества и горожан, начинается распространяться грамотность. Были открыты первые школы при церквях, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестры Мономаха в Киеве устроили школу для девушек. Посадские люди, как правило, были грамотны. Об этом говорят найденные в Пскове и Новгороде берестяные грамоты — письма, судебные решения, прошения, хозяйственные документы, а также граффити-надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы).
Во второй половине XII — начале XIII веков русская культура испытывала определенное влияние западноевропейской романской традиции, но монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. Долгое владычество иноземцев и вассальная зависимость от Золотой Орды, длившаяся с 1237 до 1480 гг., и феодальная раздробленность приводят культуру и образование к глубочайшему кризису, преодолеть который удалось лишь в XVI веке. Центрами грамотности и просвещения в это время оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки. Появляются первые учителя. Ученики осваивали сначала азбуку, Псалтырь, счет. Обучение велось с розгой. Появляются первые учебники — «Начало грамоты русской», «Арифметика, циферная мудрость». В 1553 году возникает Московский печатный двор. В 1564 году дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую печатную книгу «Апостол», затем последовали «Часослов» и другие.
Серьезные изменения происходят в XVII веке в системе образования России. Причем эти изменения не только количественные, но и качественные: наряду с индивидуальным обучением появляются настоящие учебные заведения. Е. Славинецкий создал школу при Кремлевском Чудовом монастыре. Симеон Полоцкий состоял при школе Спасского монастыря. С 1621 года издается первая рукописная газета «Куранты». В 1687 году в Москве было открыто первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. Обучение включало курсы греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. Появляется иллюстрированный букварь К. Истомина, «Грамматика» М. Смирницкого, «Азбука» В. Бурцева.