Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ учСния. 
ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π”Π΅Π²ΡΡ‚ΡŒ аспСктов (ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ) рассмотрСния. Π‘ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ философии ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСская Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° познания (Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ся противорСчия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Ρ‚. Π΄.); с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ этики — ΠΊΠ°ΠΊ процСсс цСнностного формирования ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ общСствСнных Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», цСнностСй; с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ учСния. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, согласно ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ°Ρ… учСния ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ дСйствуСт Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ обучСния (ΠΊΠ°ΠΊ Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρƒ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…), согласно Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ — ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹. Π’ ΠΎΡ‚СчСствСнной психологии ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, занимая срСдинноС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΡ… ΡΠΌΠ΅Π½Π΅, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: слСдуСт Π·Π° ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΡΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄. Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя любоС взаимодСйствиС с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ удовлСтворяСт потрСбности ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠΌ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ способов Π΅Π΅ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚влСния. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ являСтся ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ любой Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт собой процСсс измСнСния Π΅Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ. Раскрывая ΡΡƒΡ‚ΡŒ учСния ΠΊΠ°ΠΊ особого Π²ΠΈΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π‘. Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½ писал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ основная Ρ†Π΅Π»ΡŒ учСния Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΊ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. БрСдством учСния выступаСт освоСниС ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ создано ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ чСловСчСства.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° учСния являСтся мСТдисциплинарной; соотвСтствСнно ΠΎΠ½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ. И. Π›ΠΈΠ½Π³Π°Ρ€Ρ‚ выдСляСт 238.

Π΄Π΅Π²ΡΡ‚ΡŒ аспСктов (ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ) рассмотрСния[1]. Π‘ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ философии ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСская Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° познания (Π² ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ся противорСчия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Ρ‚. Π΄.); с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ этики — ΠΊΠ°ΠΊ процСсс цСнностного формирования ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ общСствСнных Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», цСнностСй; с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс, Π³Π΄Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, срСда, приспособлСниС, рСгуляция; с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — ΠΊΠ°ΠΊ процСсс Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ условных рСфлСксов, закономСрностСй Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π°Π½Π°Π»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎ-синтСтичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°; с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ психологии — ΠΊΠ°ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Π΅Π³ΠΎ психичСского развития; с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΈΠ±Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ — ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ систСмС, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎ ΠΊΠ°Π½Π°Π»Π°ΠΌ прямых ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… связСй; ΠΈ Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ —Π² контСкстС Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмы, Π³Π΄Π΅ воспитаниС ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния потрСбностСй общСства условия, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Ρƒ общСствСнного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°.

Π’ Π·Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ€ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ слоТились Π΄Π²Π΅ основныС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ учСния: ассоциативно-рСфлСкторная ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ.

Ассоциативно-рСфлСкторная тСория учСния ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ± Π°ΡΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ психичСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ Π² ΠΠ½Ρ‚ичности, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π² XVII—XVIII Π²Π². ΠΈ Π΄ΠΎ ΡΠΈΡ… сохраняСт своС Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-практичСскоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ особой ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π·Π°ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ, ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ испытанныС воздСйствия, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ событиями своСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ — Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΏΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, пространству, Π² Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ сходными ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ. Π­Ρ‚ΠΈ связи ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Ρ‹ ассоциациями. Благодаря ΠΈΠΌ Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠ°Ρ… Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ события ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ. Ассоциации Ρ‚Π΅ΠΌ самым ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ основой памяти Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ обучаСмости. Богласно ассоциативно-Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ учСния, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ понятия, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΈΡ… ΡΠ΅Π½ΡΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹, Π½Π° ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… прСдставлСний, Π½Π° ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ слов Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… свойств, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π° Ρ€ΡΠ΄ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ тСория учСния опираСтся Π½Π° Π΄Π²Π° понятия: «Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅», ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, ΠΈ «Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°», Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π² ΡΠ΅Π±Ρ Ρ†Π΅Π»ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… условиях своСго достиТСния. РСшСниС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ состоит Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ΅ учащимся Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ дСйствия, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ условия Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ для достиТСния Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ.

НСкоторыС элСмСнты Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… тСориях обучСния ΠΈ Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ научСния, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… амСриканскими спСциалистами. ΠžΡΠΎΠ±Ρ‹ΠΉ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ схСму учСния внСсли бихСвиористы. АмСриканский психолог ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π­. Π’ΠΎΡ€Π½Π΄Π°ΠΉΠΊ Π²Π²Π΅Π» Π² Π½Π΅Π΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π²Π΅Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ сопровоТдаСтся ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, приводящими ΠΊ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎΠΌΡƒ успСху. Π£ΠΆΠ΅ ΡƒΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π²ΡˆΠΈΠΉΡΡ Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€ выявил ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ подкрСплСния ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ «ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅» Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈΠ· ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π° (Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ «ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния»).

Π’ ΠΎΡ‚СчСствСнной психологии ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ нСсколько ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ понятия «ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅».

Один ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… состоит Π² Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ учСния ΠΊΠ°ΠΊ усвоСния учащимися Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ„ормирования Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² умствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Н.А. ΠœΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ½ΡΠΊΠ°Ρ, Π•.Н. Кабанова-ΠœΠ΅Π»Π»Π΅Ρ€, Π”. Н. БогоявлСнская ΠΈ Π΄Ρ€.). Π’ Π΅Π³ΠΎ основС Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ усвоСниС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ опрСдСляСтся внСшними ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°ΠΌΠΈ (ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΎΠΉ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ обучСния) ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя ΠΎΠ½ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ активности самого школьника. Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ учСния являСтся усвоСниС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, прСдставлСнных Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… понятий.

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌ учСния содСрТится Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ поэтапного формирования умствСнных дСйствий ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΉ, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ П. Π―. Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ, Н. Π€. Π’Π°Π»Ρ‹Π·ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠΎΡ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ понимаСтся ΠΊΠ°ΠΊ усвоСниС ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΡƒΡŽ систСму Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π² Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°Ρ…. Знания, умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ Π½Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°, качСство Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ всСгда опрСдСляСтся содСрТаниСм ΠΈ Ρ…арактСристиками Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ½ΠΈ вошли. Π•Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π΅ΠΉ, усваиваСмой Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ умствСнноС дСйствиС ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°. Π£ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ с ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ умствСнных дСйствий с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ свойствами.

ВСория Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π° ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°ΠΏΠ½ΠΎΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ умствСнных дСйствий состоит ΠΈΠ· Π΄Π²ΡƒΡ… частСй. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ части даСтся ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ описаниС закбномСрностСй поэтапного формирования умствСнных дСйствий Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΎΠ², Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ — Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Ρ€ΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° учСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π’ΠΈΠΏ I ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствуСт Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ‚ΠΈΠΏ II — ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ. НаиболСС интСрСсным прСдставляСтся Ρ‚ΠΈΠΏ III, для ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° учащихся Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ знания, Π½Π° Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈΡ… ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ания, Π° Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ — Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ опрСдСлСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ. Вакая ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Π΅ΠΌ обоснованы Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² условий ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… дСйствий [см.: Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½].

ИсслСдования Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ сотрудников ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ»ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ связь Ρ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ со ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π°ΠΌΠΈ построСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². ΠŸΡ€ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΌ построСнии дСйствуСт ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° частныС явлСния ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°. ΠŸΡ€ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ III Ρ‚ΠΈΠΏΠ° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ дСйствий, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… основныС Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, позволяСт учащимся сразу Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ эти ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ «ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ» ΠΏΡ€ΠΈ сохранСнии Сдинства ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ усвоСния. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ измСнСния ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… способов размСщСния ΠΈ ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Вакая ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ°, писал Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½, составляСт Π³Π»Π°Π²Π½ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ III Ρ‚ΠΈΠΏΠ°, Π½ΠΎ ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚ΠΈΠΏΡƒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ «Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ всСго приблиТаСтся ΠΊ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ пониманию [см.: Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅].

Н.Π€. Π’Π°Π»Ρ‹Π·ΠΈΠ½Π°, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Π° ΠΈ П. Π―. Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Π°, описала основныС условия, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ процСссом усвоСния дСйствий ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΉ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ формирования Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π•ΠΉ ΡƒΠ΄Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΡƒΠ²ΡΠ·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой процСссы усвоСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ принято ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ этапам, Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ: Π²Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ усвоСниС, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ [см.: Π’Π°Π»Ρ‹Π·ΠΈΠ½Π°].

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 1950;Ρ… Π³Π³. российский психолог Π”. Π‘. Эльконин Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ» Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρƒ ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ) ΠΈ Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ этой Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΈ Π΅Π΅ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ прослСТиваСтся Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ сотрудников. БпСцифичСская ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ тСорСтичСским ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π΅ΠΌΡƒ способами ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Π½Π΅ΠΉ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ взаимосвязанныС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ тСорСтичСского сознания людСй (Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ, худоТСствСнного, нравствСнного, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ) (см.: Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²]. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ (ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, общСния): потрСбности ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π° Π΅Π΅ Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия ΠΏΠΎ ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ (рис. 29).

Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Рис. 29. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ являСтся Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ распрСдСлСнноС осущСствлСниС учащимися ΠΏΠΎΠ΄ руководством учитСля. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ нСсколько этапов, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ступСни образования. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ с ΡΡ‚Π°ΠΏΠ° Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΅Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ характСристики (содСрТаниС, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.).

  • [1] Π‘ΠΌ.: Π›ΠΈΠ½Π³Π°Ρ€Ρ‚ И. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° чСловСчСского учСния. М., 1970.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ