Введение.
Выявление специфики изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением речи
Современный дошкольник должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой… Читать ещё >
Введение. Выявление специфики изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления. Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфический человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т. е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельности ребенка и его поведении.
Поэтому проблема поиска путей активизации общения приобретает социальную значимость, а в аспекте педагогического воздействия применительно к детям с общим недоразвитием речи, особую актуальность.
Современный дошкольник должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномальных детей — детей с речевыми нарушениями.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка.
Среди проблем вызванных различными нарушениями речи необходимо отметить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы.
Подобные негативные отклонения имеют предпосылки к развитию отрицательных качеств характера, таких как стеснительность, нерешительность, скрытность, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыков обучения (Т.Б. Филичева).
Одним из таких нарушений является общее недоразвитие. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных компонентов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи.
Все выше сказанное позволяет назвать проблему изучения психолого-педагогической характеристики детей с ОНР актуальной весьма актуальной. Развитие речи считается одним из важнейших направлений в коррекционной педагогике, так как обеспечивает своевременнее психическое развитие ребенка. Тема данной курсовой работы весьма актуальна еще и потому, что знание психолого-педагогических особенностей течения ОНР дает возможность логопеду лучше определить прогноз данного речевого нарушения и определить характер логопедических занятий.
Цель работы: раскрыть психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс развития высших психических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей с ОНР нарушено развитие высших психических процессов, следовательно, дети нуждаются в коррекционной работе.
Для решения цели были поставлены следующие задачи:
- — раскрыть понятие, сущность общего недоразвития речи
- — рассмотреть педагогический подход к проблеме ОНР детей;
- — проанализировать психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи;
- — выявить особенности обучения и воспитания детей с ОНР.
Методологической основой исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детей с недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы логопедами, психологами и педагогами в практической работе с детьми с общим недоразвитием речи.