Адаптация детей к дошкольному учреждению
Итак, почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в дошкольное учреждение. В большинстве детских садов до сих пор этой проблеме не уделяется должного внимания. Единственное, что практикуется в целях смягчения адаптационного периода — это возможность кратковременного пребывания ребенка в группе в присутствии матери. При этом педагоги часто стремятся сократить период присутствия… Читать ещё >
Адаптация детей к дошкольному учреждению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика понятия «адаптация»
Понятие адаптации (приспособления) играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе в психологии.
Вместе с тем, как отмечает Г. А. Балл, отношение к нему со стороны многих психологов отличается своеобразием. В прикладных областях (в медицинской психологии, в исследованиях отклоняющегося поведения и т. п.) обеспечению адаптации индивида в той или иной среде и преодолению его дезадаптации уделяется немало внимания. Однако при рассмотрении теоретических проблем, в особенности относящихся к психологии личности, адаптации либо придают частное значение, либо вообще отрицательно отзываются о применении данного понятия [1, с.92].
В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Адаптация (от лат. adapta-tio — приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды [14, с.14].
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А. В. Петровский, Д.И. Фельдштейн) [16; 3; 11].
Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней. Выделяя этапы развития личности, А. В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности [18, с.95].
Только появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л. С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала [4, с.42].
Итак, адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Л.А. Венгер, Е. Л. Агаева, Р. И. Бардина отмечают, что у некоторых воспитателей сложилось неправильное, упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — это результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят здесь проблемы: «Скучно ребенку в детском саду? Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет. Пройдет время — привыкнет». И тогда процесс привыкания затягивается, время проходит, а в группе остаются неадаптированные, впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера [4, с.141].
Между тем, как подчеркивается в учебной программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений Республики Беларусь, адаптация ребенка в детском саду — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей [17, с.7].
Таким образом, в целом проблема адаптации ребенка к детскому саду представляется ничуть не менее важной, чем проблеме готовности к школьному обучению. Игнорирование ее и порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не могущего и не желающего принять иные, более жесткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.
Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду
Каждый ребенок привыкает, адаптируется к детскому саду по-своему. Однако, педагоги и психологи выделяют некоторые закономерности этого процесса.
Так, по наблюдениям А. Кузнецовой, сложно и долго адаптируются в детском саду дети, которые:
- · являются единственными в семье;
- · находятся под чрезмерной опекой родителей или бабушек;
- · привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- · пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- · не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- · неуверенные в себе;
- · страдающие ночными страхами;
- · эмоционально неустойчивые;
- · пережившие психологическую травму;
- · имеют ярко выраженные дефекты (в более старшем возрасте) [7, с.53].
Г. Е. Ремизова выделяет следующие основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду:
- 1. Состояние здоровья детей.
- 2. Возрастные закономерности протекания адаптации.
- 3. Уровень развития общения ребенка.
- 4. Тип нервной системы ребенка [13, с.19].
Рассмотрим эти факторы подробнее.
1. Состояние здоровья детей.
У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.
Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: у них наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации.
- 2. Возрастные особенности протекания адаптации
- · От 1,5 до 3 лет. На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых. В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем — смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве — обычно до двух — двух с половиной лет. Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек.
- · От 3-х лет. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3−3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двухи четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям.
- · Тем не менее, и у трехлеток, и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3−4 лет способны слушать и слышать взрослых. У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет 2,5−3,5 года. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.
- 3. Уровень развития общения.
- · 1 группа. Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство, плаксивость сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация проходит более сложно.
- · 2 группа. Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом, спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.
- · 3 группа. Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко и кратковременно. Адаптация происходит достаточно легко.
- 4. Типы нервной системы
- · Сильный уравновешенный тип. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.
- · Сильный неуравновешенный тип. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.
- · Сильный уравновешенный инертный тип. Дети отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.
- · Слабый тип. Дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей.
Таким образом, личность — сложная структура уже на уровне дошкольного возраста, и наиболее плодотворным ее исследование, в том числе и в вопросе адаптации к детскому саду, может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней.
Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду
Поведение ребенка в новой ситуации характеризуется широким спектром различных проявлений. Для того чтобы провести качественный анализ адаптационного периода, необходимо выделить компоненты адаптации, критерии различных степеней адаптации (легкой, средней и тяжелой степени), обозначить показатели успешности адаптации ребенка к детскому саду.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет нам выделить следующие компоненты адаптации:
- 1. Реакция на новую ситуацию:
- · общий эмоциональный фон в течение дня;
- · уровень развития игровой деятельности;
- · стремление к самостоятельности;
- · принятие режима дня;
- · поведение ребенка.
- 2. Характер взаимоотношений ребенка с воспитателем:
- · проявление ребенком инициативы;
- · чувствительность ребенка к воздействию взрослого.
- 3. Взаимоотношения ребенка со сверстниками:
- · общительность;
- · взаимодействие с детьми разного возраста (разновозрастная группа).
- 4. Состояние здоровья и внешний вид ребенка
- 5. Интеллектуальное развитие
- 6. Отношения с родителями:
- · реакция на разлуку с матерью [8, с.26].
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- · легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10−15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- · адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5−7 дней, есть признаки психического стресса;
- · тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма [13, с.22].
Итак, почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в дошкольное учреждение. В большинстве детских садов до сих пор этой проблеме не уделяется должного внимания. Единственное, что практикуется в целях смягчения адаптационного периода — это возможность кратковременного пребывания ребенка в группе в присутствии матери. При этом педагоги часто стремятся сократить период присутствия матери, ссылаясь на то, что дети быстрее привыкают к детскому саду, когда остаются без нее. Однако известно, что сроки адаптации для разных детей различны: некоторым детям достаточно двух-трех дней, а другим требуется несколько месяцев, для того чтобы привыкнуть к новой обстановке, войти в новую социальную среду. Часто критерием привыкания ребенка выступает прекращение плача и послушное выполнение режима в отсутствие матери. Между тем, это не всегда верно. Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребенка.
По мнению А. Перель, адаптация закончена, если:
- · у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т. е. ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
- · у него отсутствуют заболевания;
- · есть динамика массы тела;
- · динамика психомоторного развития [10, с.64].
Таким образом, в результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования, мы приходим к следующим выводам:
- 1. Вопрос о помещении ребенка в дошкольное учреждение является остродискуссионным. Главное преимущество детского сада — это общение и приобретение первого социального опыта.
- 2. Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, включающая широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
- 3. Личность — сложная структура уже на уровне дошкольного возраста, и наиболее плодотворным ее исследование, в том числе и в вопросе адаптации к детскому саду, может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней.
- 4. Выделяют следующие основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду: состояние здоровья детей; возрастные закономерности протекания адаптации; уровень развития общения ребенка; тип нервной системы ребенка.
- 5. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, средней тяжести и тяжелая адаптация.
- 6. Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребенка.