Историческое появление и развитие элективных курсов
В наше время принята современная концепция профильного обучения. Согласно ей, наряду с факультативными, выделяют элективные курсы, т. е. курсы по выбору. Как и факультативные, элективные курсы направлены на развитие индивидуальных особенностей учащихся. Главное различие заключается в том, что факультативные курсы не являются обязательными, а элективные являются обязательными для каждого ученика… Читать ещё >
Историческое появление и развитие элективных курсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Факультативные и элективные курсы являются разновидностью активной образовательной деятельности. На протяжении всего времени развития педагогики, идеи активного обучения высказывалось учеными не один раз, ещё до формирования педагогики как науки. Авторами идеи активного обучения считают Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Концепции этих ученых базировалась на основе взглядов античных мыслителей. История развития педагогики, как науки, можно рассматривать, в некотором смысле, как противостояние взглядов на роль ученика в обучении. Первая точка зрения предполагает ученика как пассивное звено образования, а активное звено — это учитель. Вторая концепция гласит, что преподаватель и ученик имеют равную позицию активности. Например, Пифагор считал, что учитель и ученик должны прикладывать одинаковые усилия. Демокрит полагал, что ученик является главным активным звеном, поэтому должен сам проявлять интерес и самомотивироваться. Мишель Монтень считал, что ученик является главным активным звеном, а учитель должен лишь корректировать. Он говорил, что ученик должен говорить, а учитель слушать.
Дифференцированное обучения является одной из ключевых форм факультативных занятий. Еще в 1966 г. были приведены меры для улучшения образования в средней школе. Была отмечена необходимость практических занятий в учебно-воспитательном процессе. По мере формирования были ликвидированы основные отставания в этой сфере. Появились новые факультативы по разным направлениям, как по гуманитарным, так и по естественноматематическим. Таким образом, новые факультативные направления отражали потребности индивидуального обучения.
Сам термин «факультативное обучение» появился еще 1893 г в области математического образования. Курс математики состоял из восьми лет, четыре первых годом были выделены на основную программу, остальные четыре на факультативные занятия. Таким образом, курс предмета начинался как общеобразовательный, а заканчивался как факультативный.
К моменту появления факультативных курсов в 1966 г., различные формы дифференцированного обучения в школе уже существовали. Так были школы, специализирующиеся на изучении определенных предметов, так и классы с углубленным изучением определенного предмета. Такие формы обучения органично вписались в уже имеющуюся систему образования и вскоре достигли пика своего распространения. Факультативные курсы только начали свое развитие, каждый учитель мог создать курс со своим учеником, отвечающий его потребностям. Школы включали в свою программу факультативные занятия. В 1968 г. в Москве состоялась конференция, на которой обсуждались итоги введения факультатива и обменивались опытом. Они обсудили содержание, формы, методы и место элективных курсов в школьной программе, а также сравнили результаты обучения школьников, которые занимались по классической и новой программе. В 1980 г. Учебная программа средней школы полностью завершила свой переход к новой форме обучения.
Отправной точкой для этого стала встреча представителей народного образования в декабре 1988 г., которая проходила в Москве. На ней была принята новая концепция общего образования, основная направленность, которой была направлена на дифференциацию обучения. Профильная дифференциация, наряду с остальными формами дифференциации, рассматривалась как углубление значений по каждому из предметов. На современном этапе развития факультативных курсов, отличительной чертой можно назвать возможность преподавателем выбирать любую из программ, предложенных различными авторами, а также составлять собственную авторскую программу, учитывая индивидуальные качества каждого ученика и класса в целом.
В наше время принята современная концепция профильного обучения. Согласно ей, наряду с факультативными, выделяют элективные курсы, т. е. курсы по выбору. Как и факультативные, элективные курсы направлены на развитие индивидуальных особенностей учащихся. Главное различие заключается в том, что факультативные курсы не являются обязательными, а элективные являются обязательными для каждого ученика. Ученику предоставляется возможность выбрать индивидуальную траекторию обучения, в том числе и элективные курсы[6]. Они начинаются в девятом классе как предпрофильная ориентация, на основе которой ученик старшей школы выбирает свое профильное направление.