Авторская программа системы комплексной подготовки дзюдоистов УТГ 1-2 годов обучения с применением инновационных технологий
I модуль. Теоретическая подготовка дзюдоистов Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке дзюдоиста. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить спортсмена осмысливать и анализировать действия на татами как свои так и соперника, не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним. Дзюдоистов необходимо приучать посещать соревнования, изучать техническую… Читать ещё >
Авторская программа системы комплексной подготовки дзюдоистов УТГ 1-2 годов обучения с применением инновационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание программы Цели и задачи подготовки Годовой план системы комплексной подготовки дзюдоистов УТГ 1−2 годов обучения.
I. Модуль теоретическая подготовка.
II Модуль физическая подготовка.
III Модуль технико-тактическая подготовка.
IV.Модуль психологическая подготовка.
V. Инструкторская и судейская подготовка.
VI.Модуль комплексного контроля подготовки дзюдоистов.
VII.Планирование и учет системы комплексной подготовки дзюдоистов УТГ 1−2 годов обучения.
Приложение.
Разрабатываемую нами модель подготовленности составляют следующие виды подготовки:
I. Модуль теоретическая подготовка, формирование устойчивых знаний о зарождении и развитии борьбы дзюдо, самоконтроле в процессе занятий спортом.
II Модуль физическая подготовка, формирование навыков и умений, применение различных средств развития физических качеств у юных дзюдоистов.
III Модуль технико-тактическая подготовка, технические действия в стойке, технические действия в партере, комбинации технических действий, защиты и контратаки и применение всех полученных знаний, навыков, умений для успешного проведения схватки.
IV.Модуль психологическая подготовка, формирование свойств личности, морально-волевой подготовки дзюдоистов.
V. Инструкторская и судейская подготовка, подготовка учащихся к роли помощника тренера, активного участника в организации и проведении соревнований по борьбе дзюдо.
VI.Модуль комплексного контроля подготовки дзюдоистов, является проведение контрольных тестирований и выявление результатов влияния комплексной подготовки на уровень подготовки юных дзюдоистов.
VII.Планирование и учет системы комплексной подготовки дзюдоистов УТГ 1−2 годов обучения, обеспечить эффективную систему подготовки в дзюдо.
Календарно-тематический план комплексной подготовки дзюдоистов УТГ 1−2 годов обучения (для экспериментальной группы).
№. пп. | Содержание подготовки. | Всего часов. | Лекция, кол-во часов. | Практическое занятие, кол-во часов. |
Модуль теоретической подготовки. | ; | |||
1.1. | Физическая культураважное средство физического развития и укрепления здоровья человека. | |||
1.2. | Личная и общественная гигиена. | ; | ||
1.3. | Закаливание организма. | ; | ||
1.4. | Зарождение и развитие борьбы дзюдо. | ; | ||
1.5. | Лучшие спортсмены и сильнейшие команды мира по борьбе дзюдо. | ; | ||
1.6. | Самоконтроль в процессе занятий спортом. | -; | ||
1.7. | Общая характеристика спортивной тренировки. | ; | ||
1.8. | Основные средства спортивной тренировки. | ; | ||
1.9. | Физическая подготовка. | ; | ||
1.10. | Единая республиканская спортивная классификация. | ; | ||
Модуль физической подготовки дзюдоиста. | ; | |||
2.1. | Общая физическая подготовка. | ; | ||
2.2. | Специальная физическая подготовка. | ; | ||
Модуль технико-тактическая подготовки. | ; | |||
Модуль психологической подготовки. | ; | |||
Модуль инструкторская и судейская подготовка дзюдоистов. | ||||
Модуль комплексного контроля дзюдоистов. | ||||
6.1. | Теоретическое контрольное тестирование. | ; | ||
6.2. | Контрольное тестирование по физической, технической подготовке. | ; | ||
Всего: | ||||
Итого: |
I модуль. Теоретическая подготовка дзюдоистов Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке дзюдоиста. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить спортсмена осмысливать и анализировать действия на татами как свои так и соперника, не механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним. Дзюдоистов необходимо приучать посещать соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность соперников, следить за действиями судей, их реакцией на действия дзюдоистов, просматривать фильмы и видеофильмы по дзюдо и спортивные репортажи.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке. Она гармонически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Дзюдоист, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть достойным гражданином Казахстана, с честью представлять свою спортивную школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях любого ранга.
Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов в дзюдо, когда в секции, в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных дзюдоистов правильное, уважительное отношение к товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к зрителям.
В УТгруппах учебный теоретический материал распространяется на весь период обучения. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводятся в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед в зависимости от возраста должны стать история физической культуры, история борьбы дзюдо и философские аспекты борьбы дзюдо, методические особенности построения тренировочного процесса, закономерности подготовки к соревнованиям и т. д.
В теоретической подготовки необходимо большое внимание уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовленности и состояния здоровья. Желательно познакомить юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника, личными картами тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов. Примерная программа теоретических занятий для учебно-тренировочных групп представлена в табл. 3.
Таблица 3. Примерный план теоретической подготовки.
№ п/п. | Название темы. | Краткое содержание темы. |
1. | физическая культураважное средство физического развития и укрепления здоровья человека. | Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков. |
2. | Личная и общественная гигиена. | Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. |
3. | Закаливание организма. | Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. |
4. | Зарождение и развитие борьбы дзюдо. | История борьбы дзюдо. |
5. | Лучшие спортсмены и сильнейшие команды мира. | Чемпионы и призеры олимпийских игр, первенств мира, Азии и Казахстана. |
6. | Самоконтроль в процессе занятий спортом. | Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и содержание. |
7. | Общая характеристика спортивной тренировки. | Понятие о спортивной тренировке, ее цель, задачи, и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима и питания. |
8. | Основные средства спортивной тренировки. | Физические упражнения. Подготовительные, обще-развивающие и специальные упражнения. Средства разносторонней подготовки. |
9. | Физическая подготовка. | Понятие о физической подготовке. Основные сведения о ее содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, особенности их развития. |
10. | Единая спортивная классификация республики Казахстан. | Основные сведения о ЕСКРК. Условия выполнения требований и норм ЕСКРК. |
II модуль. Физическая подготовка дзюдоиста.
Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки [50].
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма дзюдоиста, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке дзюдоистов общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта, в данном случае, в дзюдо. Средствами общей физической подготовки дзюдоистов являются физические упражнения, заимствованные из других видов спорта. Их значение заключается в том, что они способствуют гармоническому развитию мышц и всех функциональных систем организма. К их числу относятся различные передвижения — ходьба, бег, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.
Типичные двигательные действия и функциональная нагрузка в дзюдо характеризуются разнообразным и динамичным ходом схватки. Поэтому дзюдоист должен заниматься и другими видами спорта. Упражнения должны быть направлены на развитие выносливости, силы и ловкости. Примеры подходящих упражнений:
- — гимнастика— это целая школа движений. общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, гимнастические с гирями, со штангой, акробатические; упражнения на батуте;
- — легкая атлетика включает в себя ходьбу, бег на короткие и средние дистанции: бег (400 — 3000 м), фартлек, спринт, прыжки в длину с места, а также прыжки в длину и высоту с разбега;
Спортивные игры: баскетболом, волейболом, футболом, гандбол, регби. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества;
Занятия плаванием, прыжки в воду: способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Прыжки воду в свою очередь развивают координацию, пластичность;
С ОФП связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности [29].
Специальная физическая подготовка дзюдоистов Специальная физическая подготовка (СФП) — это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
Специальная физическая подготовка основывается на общей подготовке. Она углубляет и развивает двигательные способности [29].
Сила — биологическая основа всех двигательных способностей. Без воздействия силы движение невозможно. Способность преодолевать сопротивление с помощью мышечных усилий называется силой.
Эффективное средство для повышения мышечной силы — повторяющаяся нагрузка. Она повышает возбуждение мышечных тканей, количество капилляров, энергетический потенциал, объем и разрез мышцы. Тренированные мышцы быстрее и точнее реагируют, эффективнее используют энергетический запас, работают больше времени и быстрее восстанавливаются после нагрузки.
Различают 3 основных вида силы: статическую, взрывную и силовую выносливость.
К средствам специальной силовой подготовки дзюдоистов относятся упражнения, развивающие силу главных мышечных групп. Некоторые из этих упражнений близки по характеру общим упражнениям, но для дзюдо имеют важное значение. Они направлены преимущественно на преодоление сопротивления партнера и одновременно развивают устойчивость при изменении центра тяжести. Комплексные укрепляющие упражнения носят характер элементов техники дзюдо [53].
Сюда относятся типичные упражнения, которые применяются на практике:
- — Упражнения, направленные на развитие силы ног (прыжки в положении ноги вместе в приседе, прыжки в положении ноги вместе через партнера, приседы с партнером на плечах, ходьба и бег с партнером на спине и т. д.);
- — Упражнения, направленные на укрепление мышц туловища (опускание и поднимание туловища из положения ноги на талии партнера, положение лежа, ноги поднять вверх, партнер медленно прижимает их к полу, повороты с партнером на спине и т. д.);
- — Упражнения на укрепление мышц рук и плечевого пояса (отжимание партнера из положения лежа, отжимание с партнером, сидящим на спине упражняющегося, подтягивание в висячем положении с помощью двух партнеров, отжимание в положении лежа со сменой рук и хлопком ладони и т. д.);
- -Упражнения, направленные на укрепление мышц шеи и развития гибкости шейных позвонков (Упор на голове и на ногах, «Мост», из положения упор на голове и на ногах через стойку на голове перейти в положение «мост», «мост» с партнером, сидящим на бедрах упражняющегося и т. д.);
- — Упражнения направленные на укрепление мышц рук и плечевого пояса с резиной с использованием отдельных элементов имитации бросков: подвороты и тяги руками
- — Развитие силы в форме элементов техники (Выведение соперника из равновесия без сопротивления, Из приседа выведение соперника из равновесия, Перевороты соперника в борьбе лежа и т. д.);
Скорость — это способность осуществлять определенные движения или решать задачи в максимально короткое время. Скорость играет в дзюдо важную роль, является составной частью движения в схватке и одним из самых важных факторов эффективного проведения приема. Дзюдоисты очень быстро осуществляют свои приемы, контрприемы, атаки и т. п, основа которых — полная автоматизация движений. Быстро и эффективно совершенный прием доставляет часто эстетическое наслаждение. Скорость в дзюдо очень сложная. Прежде всего она зависит от времени и точности реакции. Реакция же немыслима без совершенной техники и сосредоточенного внимания [6].
Важное упражнение в развитии скорости — учикоми. При его выполнении надо придерживаться следующих принципов.
- 1. Количество повторов одной серии должно быть не менее 10 и не более 25. При большем количестве наступает усталость, теряется скорость.
- 2. Движения не стереотипны. Скорость повторов в серии должна достигать максимума.
- 3. При проведении приема соперника надо бросать резко, без задержки. Скорость повышается с начала осуществления приема. Главная задача — бросить соперника на татами, но без ошибок.
- 4. Включение подготовительных форм учикоми в соответствующие приемы. Спортсмен не возвращается обеими ногами в исходное положение, а нога, которая является осью поворота (например, правая нога при сеоинаге, тайотоси, огоси), или опорная нога (при осотогари, коутигари), остается в нужном положении. Спортсмен в каждой серии повышает скорость поворота тела и движения маховой ноги до максимума.
- 5. Следует знать самое удобное положение ног, при котором идет подготовка к броску. Бросок будет правильным, когда его осуществляем в направлении перпендикуляра, проведенного к большим пальцам ног соперника.
На увеличение скорости влияют также и важные внешние факторы: татами и его состояние, температура в помещении. Положительное воздействие оказывают и эмоциональные факторы. Дзюдоист должен быть очень внимательным и полностью сосредоточиться на скорости.
Под выносливостью понимаем способность организма преодолевать усталость при длительной двигательной деятельности.
Во всех видах спорта большое значение имеет общая выносливость, которая является основой для развития специфических видов выносливости. Развитие выносливости улучшает работу сердечно-сосудистой системы и легких, понижает частоту пульса, увеличивает доступ кислорода в организм и объем сердца, повышает запас гликогена в печени и т. д.
С улучшением функций организма повышается и выносливость.
Специальную выносливость развиваем прежде всего в тренировке рандори и какари-гэико. При этом одновременно решаем технические и тактические задачи.
Применяется круговая тренировка, составленная из упражнений, развивающих выносливость, и упражнений, развивающих специальные двигательные способности. Приводим пример способа составления такой тренировки:
- 1. Учикоми индивидуальной техники.
- 2. Прыжок через наклоненного партнера.
- 3. Техника усирогоси.
- 4. Наматывать на палку веревку с грузом 3−5 кг.
- 5. Переворачивать соперника на татами.
- 6. Отдых — 15 секунд.
Упражнение длится на каждом этапе 15 секунд. Дозировка: 4 круга и больше [53].
Рандори и специальная выносливость
В течение одного дня надо провести 6−8 поединков. С возрастающим количеством поединков сокращается время отдыха. Этим условиям надо приспособить дозу рандори в процессе тренировки. Время одного рандори зависит от возраста. У юниоров-4- 6 минут. Рандори должно длиться не менее 15 минут. Перерыв при обмене соперниками обычно 1−2 минуты.
Интенсивность рандори зависит от уровня результативности и направления тренировки. У малорезультативных дзюдоистов интенсивность борьбы средняя, так как при недостаточном освоении техники возможны ошибки и ранения.
Нин гакэ — так можно популярно назвать борьбу одного против пяти или более соперников. Их количество заранее определено. Борьба длится обычно 6 минут, несмотря на достигнутое количество очков. Нин гакэ требует большого количества спартинг-партнеров. Эффективность достигается чередованием отдохнувших партнеров.
Следующий способ борьбы требует от дзюдоиста достижения большого количества побед за определенное время (10−30 минут). Здесь борьба с каждым соперником кончается достижением иппона (чистой победы).
Обычно борьба проходит без учета времени.
Оба приведенных организационных способа можно использовать при развитии выносливости в катамэвадза.
Другой вид заключается в распределении спортсменов на группы по 4−5 человек. Начинает одна пара, борьба обычно длится 2 минуты. Для победы достаточно только вазари или юко. Победитель остается, и против него выступает следующий спортсмен группы. Если за определенное время не достигнуто юко, остается первый борец. Низкие результаты не принимаются во внимание. Таким образом, наиболее сильный участник может поменять несколько раз всех соперников. Этот вид называется хэндикэп рандори. Наступающий борец должен достичь юко, чтобы остаться на татами, это заставляет его быть более активным.
Ловкость определяется по-разному. Обычно понимается как способность быстро перестроить двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.
Ловкость — результат врожденных и приобретенных координационных способностей. По Зациорскому ловкость определяется координационной сложностью задачи движения, точностью и временем выполнения [29].
Специальная ловкость — это основа техники. Поединок в дзюдо представляет сложную двигательную деятельность с большими требованиями ловкости. Условия борьбы различны. Участники отличаются возрастом, способностями, реакцией, техникой проведения приемов и т. д. Значит, каждый прием должен иметь несколько вариантов. Особое значение приобретают рефлекторные реактивные действия в ходе борьбы для восстановления равновесия или неудачного проведения приема при атаке соперника. Чем больше ловкость, тем быстрее и точнее двигательная реакция для восстановления равновесия.
Специальная ловкость развивается разучиванием и усовершенствованием техники. Дифференцированные, специальные движения рук, ног и тела должны выполняться автоматически, важно уметь отразить атаку из любого положения. Поэтому каждый дзюдоист стремится к освоению новых вариантов технических действий. Лучшие предпосылки для развития ловкости имеют дети и юноши.
Подвижность суставов — это способность их двигаться в большой амплитуде. Она зависит от упругости ткани и состояния центральной нервной системы.
Уровень подвижности суставов определен анатомическими (формой суставов) и биомеханическими (упругостью мышц) предпосылками.
Без необходимой подвижности суставов невозможно осуществление целого ряда приемов. Эффективность некоторых приемов прямо зависит от подвижности в определенных суставах, особенно бедра, лодыжек, позвоночника. У всех результативных дзюдоистов высокий уровень подвижности суставов, это во многом способствует усовершенствованию техники.
В начало тренировки обычно включаются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности суставов.
Определяется два типа подвижности суставов: пассивная, которую может достичь спортсмен с помощью партнера, гимнастических снарядов, собственного веса и т. д., и активная, которая достигается только за счет активного действия, она чуть меньше пассивной.
В дзюдо уделяется большое внимание развитию обоих типов подвижности суставов. В борьбе стоя большое значение имеет активная, в борьбе лежа — пассивная подвижность суставов. В зависимости от типа подвижности можно и упражнения разделить на активные и пассивные.
Среди активных упражнений важны подготовительные движения бедренного сустава для приемов учимата и осотогари. Пассивные упражнения тоже очень важны, т. к. с их помощью развивается максимальная подвижность суставов.
Примеры:
1. Пассивные наклоны вперед в положении сидя с широко расставленными ногами Цель: повышение подвижности в тазобедренном суставе, укрепление мышц спины и ног.
2. Приседы с отводом ноги в сторону Цель: укрепление мышц ног и повышение подвижности в бедренном суставе.
3. Два упражняющихся в положении сидя спиной друг к другу берутся над головами за руки, делают наклоны Цель: укрепление мышц задней части бедра, спины, повышение подвижности в тазобедренном суставе.
Упражняющиеся сидят, ноги вытянуты, затем один из них опирается на стопы и постепенно наклоняется назад (держит руки партнера).
Для развития подвижности суставов подходят следующие упражнения:
- — шпагаты, круговые вращения в области лодыжки;
- — положение сидя с широко расставленными ногами, наклон назад, руками и головой коснуться пола;
- — ходить на внешней стороне стоп;
- — в положении сидя вытягивать руки к пальцам то одной (выпрямленной), то другой ноги.
Подвижность суставов должна развиваться непрерывно, ежедневными тренировками. Можно заниматься дома, индивидуально. Оптимальное число повторов одного упражнения 10−15 раз [53].
III модуль. Технико-тактическая подготовка Техническая подготовка характеризует процесс обучения дзюдоистов основам техники тренировочных или соревновательных действий, предполагает совершенствование избранных вариантов техники дзюдо.
В технической подготовке дзюдоистов можно выделить общую и специальную подготовки. Общая техническая подготовка содействует освоению дзюдоистами различных двигательных умений и навыков, необходимых в спортивной деятельности (средств ОФП, действий, необходимых для дальнейшего формирования специфических умений и навыков). Специальная техническая подготовка целенаправленно формирует технику двигательных действий в дзюдо.
В технике дзюдо выделяются следующие структурные элементы:
- а) основа техники — совокупность звеньев и черт двигательного действия, необходимых для решения задач противоборства конкретным способом (согласованность движений, порядок проявления мышечных сил);
- б) главное звено (звенья) техники — наиболее важная часть конкретного способа решения задачи противоборства, реализуется за минимальный отрезок времени, требует проявления максимальных усилий (выведение противника из равновесия при выполнении броска, применение техники болевого приема);
- в) детали техники — отдельные составляющие техники, в которых проявляются индивидуальные особенности дзюдоистов (не принципиальные).
Процесс обучения техническому действию в дзюдо условно делится на 3 этапа.
Этап начального разучивания (у дзюдоистов формируется предумение, изучаемое действие выполняется ими в общих чертах). Методические особенности изучения новых технических действий заключаются в следующем: обучение необходимо осуществлять при хорошем психофизиологическом самочувствии дзюдоистов; по возможности исключить воздействие на обучаемых сбивающих факторов; прекращать повторение действия при возникновении утомления, при снижении качества выполнения; интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления; в структуре одного занятия обучение необходимо планировать в начале основной части, пока не снизилась работоспособность занимающихся.
Этап углубленного разучивания (формируется умение в деталях). Методические особенности этого этапа заключаются в следующем: обучение осуществляется при хорошем самочувствии занимающихся; число повторений можно постепенно увеличивать, при снижении качества выполнения задания — обучение прекращать; интервалы отдыха постепенно сокращаются; обучение проводится в первой половине основной части занятия.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Методические особенности этого этапа заключаются в следующем: дзюдоистам необходимо стремиться к стабильности и автоматизму выполняемых действий; довести до необходимой степени совершенства индивидуальные особенности техники; добиться выполнения дзюдоистами технического действия с максимальными усилиями и скоростью, точностью и экономичностью.
Тренер-преподаватель при формировании у дзюдоистов представления о техническом действии условно акцентирует их внимание на 3-х звеньях:
- а) осмысливание задачи обучения (юные дзюдоисты должны понять основу техники);
- б) составление проекта решения двигательной задачи (логика выполнения изучаемого действия);
- в) попытка выполнения технического действия по образцу (позволяет расширить ориентировочную основу действия, полученную от тренера-преподавателя).
Система «кю» — это шесть обучающих ступеней, отмеченных поясами, от белого пояса к коричневому (направление ступеней от 6 к 1 «кю»). Изучая эти ступени, последовательно переходя с одной ступени на другую, юный дзюдоист обретает базовые знания и умения, которые должны служить фундаментальной предпосылкой будущих спортивных достижений.
Так как в наша программа предназначена для УТГ 1−2 годов обучения мы рассмотрим 3 «КЮ» (ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС) и 2 «КЮ» (СИНИЙ ПОЯС).
3 «КЮ» (ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС) Рекомендуемый возраст занятий на четвертой обучающей ступени -13−14 лет.
На этой ступени предлагается освоение технических действий в стойке и в партере, переходы: комплексы ТД (в стойке) — ТД (в партере).
Совершенствуется группа приемов борьбы в партере (Ne-waza) — болевые приемы (Kansetsu-waza).
Введен новый раздел болевых приемов — узлы на локтевой сустав.
Удушения, как более сложная и опасная для здоровья детей группа приемов, на этом этапе обучения не даются.
Следуя принципу постепенности и последовательности в обучении, на четвертой ступени продолжается совершенствование ТД, изученных на предыдущей, третьей ступени — 4 «кю» (оранжевый пояс).
Впервые дается новый раздел — комбинации, связки приемов, выполняемых в стойке (Nage-waza). Применяется принцип использования реакции на действие партнера.
ЗАДАЧИ 3 «КЮ» (ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС).
- 1. Изучить шесть ТД в стойке и связать их с ТД в партере.
- 2. Изучить три болевых приема в партере.
- 3. Освоить защиты и контратаки от пяти ТД в стойке и пяти ТД в партере, изученных на предыдущих ступенях.
- 4. Освоить комбинации в стойке с шестью бросками зеленого пояса в завершающей фазе.
- 5. Освоить комбинации в партере, начальной фазой которых являются четыре удержания, а конечной — рычаг или узел локтя.
- 6. Освоить три комбинации в партере.
- 1. Демонстрационная техника
- -подхват изнутри (Uchi-mata);
- -передняя подножка (Tai-o-tochi);
- -одноименный зацеп изнутри (Ko-uchi-gari);
- -зацеп стопой снаружи (Ko-soto-gari);
- -упор голени в живот (Yoko-sumi-gaeshi);
- -задняя подножка на пятке (Tani-otoshi).
- 2. Защиты и контратаки от ТД в партере (Ne-waza), изученных на третьей ступени:
от болевого приема, рычагом локтя захватом руки между ног (Ude-hisigi-juji-gatame).
от обратного удержания сбоку (Ushiro-kesa-gatame);
от болевого приема рычагом локтя через бедро (Kesa-garami);
от узла локтя с помощью ноги (Ashi-ude-garami);
от узла локтя руками (Ude-garami).
3. Комбинации в стойке (Nage-waza) с использованием приемов четвертой ступени — 3 «кю», в завершающей фазе комбинации:
подхват изнутри (Uchi-mata);
передняя подножка (Tai-o-tochi);
одноименный зацеп изнутри (Ko-uchi-gari);
зацеп стопой снаружи (Ko-soto-gari);
упор голени в живот (Yoko-sumi-gaeshi);
задняя подножка на пятке (Tani-otoshi).
Например: Атака, выполненная с завершающим броском назад: однонаправленная комбинация (вперед-назад): подхват изнутри (Uchi-mata) — задняя подножка на пятке (Tani-otoshi);
Рисунок 1. Комбинации в стойке (Nage-waza) с использованием приемов четвертой ступени — 3 «кю», в завершающей фазе комбинации.
4. Комбинации в партере (Ne-waza) с выходом на болевой прием.
Например: удержание сбоку (Ashi-gatame) — рычаг локтя через бедро (Hon-kesa-gatame);
Рисунок 2. Удержание сбоку (Ashi-gatame) — рычаг локтя через бедро (Hon-kesa-gatame).
Рисунок 3. Удержание поперек (Juji-gatame) — рычаг локтя между ног (Mune-gatame).
5. Защиты и контратаки от ТД (Nage-waza), изученных на предыдущей третьей ступени — 4 «кю» от ТД:
боковая подсечка в темп шагов (Okuri-ashi-barai);
бросок через плечо (Seoi-nage);
подсечка под пятку изнутри (Ko-uchi-gari);
бросок подхватом под две ноги (Harai-goshi);
бросок упором стопы в живот (Tomoe-nage).
Например: боковая подсечка (De-ashi-barai) от боковой подсечки в темп шагов (Okuri-ashi-barai);
Рисунок 4. Боковая подсечка (De-ashi-barai) от боковой подсечки в темп шагов (Okuri-ashi-barai).
6. Техника партера (Ne-waza). Комбинации: переворот — удержание.
Исходное положение: «тори» на спине, «уке» между ног «тори»:
переворот ногами способом «ножницы» с переходом на рычаг локтя между ног (Ude-hisigi-juji-gatame);
переворот блокировкой руки и головы с переходом на удержание ;боку (Kata-gatame);
переворот блокировкой руками за пояс, прижимая «уке», переход на удержание (Manu-gatami).
Например: переворот вращением с блокировкой головы и руки с переходом на удержание (Kata-gatame).
Рисунок 5. Переворот вращением с блокировкой головы и руки с переходом на удержание (Kata-gatame).
7. Демонстрационная техника партера (Ne-waza): болевые приемы (Kansetsu-waza):
Рисунок 6. Болевой прием (Juji-gatame) рычагом с переворотом.
2 «КЮ» (СИНИЙ ПОЯС) Рекомендуемый возраст занятий на пятой, обучающей ступени -14−15 лет.
На этой ступени предлагается продолжить освоение технических действий в стойке и в партере.
Введен новый раздел приемов — удушения (Shime-waza).
Предлагается выполнять ТД (Nage-waza) в движении с партнером.
ЗАДАЧИ 2 «КЮ» (СИНИЙ ПОЯС).
- 1. Изучить 6 ТД в стойке.
- 2. Изучить 5 удушающих приемов.
- 3. Освоить защиты и контратаки от 6 ТД в стойке, изученных на 3 «кю», зеленый пояс.
- 4. Освоить комбинации и контратаки используя 6 ТД в стойке, изученных на 2 «кю», синий пояс.
- 5. Освоить 2 контратаки в партере, используя удушающие приемы.
- 1. Демонстрационный комплекс технических действий 2 «кю»:
- — боковой переворот
- — подсад бедром
- — бросок через грудь скручиванием
- — бросок через плечо с колен
- 2. Защиты и контратаки от бросков предыдущей ступени 3 «кю»:
- -подхват изнутри (Uchi-mata);
- -передняя подножка (Tai-o-toshi);
- -одноименный зацеп изнутри (Ko-uchi-gari);
- -зацеп стопой снаружи (Ko-soto-gari);
- -упор голени в живот (Yoko-sumi-gaeshi);
- -задняя подножка на пятке (Tani-otoshi).
Используя атакующие действия противника:
Рисунок 7. Защиты и контратаки от бросков предыдущей ступени 3 «КЮ».
3. Использование удушающих приемов.
удушающий предплечьем сзади (Hadaka-jime) «уке», лежащему на животе;
Рисунок 8. Удушающий предплечьем сзади (Hadaka-jime) «уке», лежащему на животе.
удушающий (Juji-jime) из положения: «уке» между ног «тори»;
Рисунок 9. Удушающий (Juji-jime) из положения: «уке» между ног «тори».
ВИДЫ ТАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.
- а) Упражнения, включающие действия, специфичные для дзюдо (целесообразная потеря устойчивости атакующим, способствующая выведению соперника из равновесия при организации входа в прием и др.).
- б) Упражнения, способствующие максимальному использованию кинетической энергии: движения, выполняемые с амортизатором, с манекеном, с партнером (имеющим задачу усложнить условия выполнения приема).
- в) Упражнения, создающие динамические ситуации для выполнения приема (удерживание соперника в определенном захвате; использование выгодных ситуаций при атаке соперника, контратакующие действия).
- г) Упражнения по решению эпизодов, в процессе учебных и учебно-тренировочных поединков, а также участие в игровых комплексах по выполнению элементарных тактических действий.
Тактические действия и способы тактической подготовки приемов изучаются дзюдоистами в 3 этапа:
I этап — показ тренером-преподавателем изучаемого способа в наиболее часто применяемых ситуациях, затем выполнение дзюдоистами этого способа с обусловленным сопротивлением партнера и длительным пребыванием его в удобном для атаки положении (на месте и в движении), а также выполнение способа с обусловленным сопротивлением, но быстрым уходом партнера из удобного для атакующего дзюдоиста положения (на месте и в движении);
II этап — выполнение способа тактической подготовки в учебно-тренировочном поединке (со специальным заданием атакующему дзюдоисту или произвольно);
III этап — выполнение способа тактической подготовки в тренировочном поединке.
Дзюдоисты 13−14 лет уже подготовлены к сбору информации о соперниках по заданию тренера-преподавателя (по наблюдениям отработки техники в разминке, по анализу противоборства). В этом возрасте у дзюдоистов в начальной стадии формирования находится умение оценивать обстановку и прогнозировать возможные ситуации, возникающие в ходе соревнований.
У дзюдоистов совершенствуется применение техники и тактики в условиях соревновательных поединков. Обращается внимание на распределение сил на все поединки соревнований. Важный аспект тактики — подготовка к поединку (разминка, эмоциональная настройка).
На этапе начальной специализации необходимо совершенствовать активные действия, реализуемые дзюдоистами в поединке. По мере накопления технического арсенала в соревнованиях необходимо опробовать защитные и контратакующие действия. У дзюдоистов 13−14 лет необходимо формировать умения применять в поединке различные виды тактики.
Тактический план поединка с известным противником составляется по следующим пунктам:
- а) сбор информации (наблюдение, опрос);
- б) оценка обстановки — сравнение своих возможностей с возможностями противника (физические качества, волевые качества, индивидуальный стиль ведения противоборства, эффективные приемы); изучение условий проведения поединка (зал, зрители, судьи, масштаб соревнований);
- в) цель поединка — победить (с конкретным счетом), не дать победить противнику.
Тактика проведения технических действий включает: однонаправленные комбинации на основе действий 4,3,2 кю, самостоятельное составление комбинаций из известных бросков.
IV модуль. Психологическая подготовка Психологическая подготовка — воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений.
Психологическая подготовка юных спортсменов соревнованиям направлена на формирования свойств личности, позволяющих успешно выступать за счет адаптации к конкретному условию вообще и к специфическим экстремальным условий соревнований в частности. Психологическая подготовка здесь выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигуры этого процесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательный функции лишь руководством поведением спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований.
Средства и методы психологической подготовки. По содержанию средств и методов делятся на …
- 3. Сублимация представляет собой искусственное вытеснение одного настроения другим, в большой мере это «работает» при смене задачи тренировки или поединка (изменить целевую установку, например от силового давления на выполнения конкретного технического приема). Особенно остро нуждаются в таком вербальном воздействии спортсмены с неуравновешенной неравной системой, мнительные, впечатлительные, не очень уверенные в своих силах.
- 4. Дезактуализация — искусственное занижение силы соперника, с которым решаются задачи тренировочного занятия или встречаются на соревнованиях. Различают прямую дезактуализацию, когда юному спортсмену показывают слабые стороны подготовленности соперника, и косвенную дезактуализацию, когда подчеркиваются и выделяются сильные стороны юного спортсмена, которые косвенно подтверждают относительную «слабость» соперника. Для применения такого вербального воздействия нужен определенный психологический такт тренера, чтобы не создать завышенный уровень самооценки. Наиболее эффективен этот метод по отношению к юным спортсменам со слабой и подвижной нервной системой.
Все указанные средства вербального воздействия могут применяться тренером так как тренер не может уходить от проблем воспитательной работы и психологической подготовки юных спортсменов.
Общая психологическая подготовка.
Развитие силы воли, волевая подготовка:
— Упражнения для воспитания волевых качеств.
Развитие смелости
Упражнения для воспитания смелости.
- А)Броски и ловля предметов /гири, гантели, набивного мяча в парах/
- Б)Кувырки вперед, назад, в сторону, с предметов различной высоты
- В)Кувырки через партнера (ов), через стул (ья), через коня (козла) и т. д.
- Г)Специальные борцовские задания с физически более подготовленным спаррингом
Развитие настойчивости
Упражнения для воспитания настойчивости.
- А)Выполнение предельных нормативов по физической подготовке, после неудачных попыток проведения упражнения, с задачей достижения поставленной цели
- Б)Достижение удачного выполнения изучаемого технико-тактического действия
- В)Проведение схваток с односторонним сопротивлением
- Г)Проведение схваток с более опытным спаррингом
Развитие решительности
Упражнения для воспитания решительности.
- А)Выполнение режима дня
- Б)Проведение схваток с моделированием ситуаций предстоящих соревнований
- В)Проведение схваток на проведение контрприемов
- Г)Проведение схваток с фиксированной ситуацией, с задачей на сохранение заданного положения, с последующим разбором ошибок
Развитие инициативности
Упражнения для воспитания инициативности.
- А)Самостоятельная работа по нахождению новых вариантов изучаемой техники и тактики
- Б) Проведение разминки по заданию тренера
- В)Проведение схваток с менее подготовленными соперниками
- Г)Проведение схваток с задачей достижения наивысших показателей объема, разносторонности и эффективности техники
Нравственная подготовка
- А)Поведение в школе, дома, в других общественных местах
- Б)Стремление как можно лучше выполнять порученное дело
- В)Решительное пресечение неблаговидных поступков своих товарищей
- Г)Воспитание аккуратности и опрятности
- Д)Оказание помощи товарищам в учебе, в тренировках, на соревнованиях, в других ситуациях
V. Инструкторская и судейская подготовка Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора и активного участника в организации и проведении соревнований по борьбе дзюдо.
Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах подготовки.
Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть принятой в дзюдо терминологией и уметь проводить строевые и порядковые упражнения, овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная части. Уметь выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получения необходимого инвентаря и т. д.).
На учебно-тренировочных этапах необходимо научить юных спортсменов самостоятельному введению дневника тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты тестирования физических качеств и соревновательной техники. Большое внимание уделяется анализу соревнований спортсмены должны научиться объективно оценивать свои сильны и слабые стороны сознательно относится к рекомендациям тренера.
Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечение учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей при проведении соревнований своей и других группах.
Учащиеся могут принимать участия в судействе соревнований в детско-юношеских, спортивных школах в роли судьи, старшего судьи, секретаря; городских соревнованиях — в роли судьи секретаря.
VI.Модуль комплексного контроля подготовки дзюдоистов Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось комплексный контроль подготовленности дзюдоиста. Контроль теоретической подготовки проводился в форме тестирования по следующим темам:
- — Физическая культураважное средство физического развития и укрепления здоровья человека.
- -Технико-тактическая подготовка.
- -Зарождение и развитие борьбы дзюдо.
- -Самоконтроль в процессе занятий спортом.
Критерии оценки теоретической подготовки дзюдоистов Результаты тестирования юных спортсменов выраженные в баллах ниже 40% являются не удовлетворительными (низкий уровень), 40−50% - удовлетворительными (ниже среднего уровня), 60−70% - хорошими (средний уровень), 80−100% отличными (высокий уровень).
Контроль физической подготовки дзюдоистов проведен в форме тестирования по следующему комплексу обязательных нормативов ОФП и СФП.
ОФП: 1) Прыжки в длину с места.
- 2) Челночный бег 3×10м
- 3) Подтягивание на перекладине из положения виса выполняется максимальное количество раз
- 4) Сгибание разгибание рук в упоре лежа выполняется максимальное количество раз
- 5) Бег на 1000 м
- 6) Время 10 запрыгиваний на скамейку высотой 70 см.
- 7) Время 10 подтягиваний на перекладине из положения виса.
- 8) Из положения лежа на татами — время 10 подъемов ног до касания татами за головой.
Критерии оценки ОФП дзюдоистов.
Контрольные упражнения. | нормативы. |
Челночный бег 3×10м. | 7,5 с. |
Прыжок в длину с места. | 236 см. |
Время 10 подтягиваний на перекладине. | 11,4 с. |
10 подъемов ног до касания татами за головой. | 13,9 с. |
Время 10 напрыгиваний на высоту. | 8,2 с. |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 40 раз. |
Бег на 1000 м. | 3,25 с. |
Подтягивание на перекладине из положения виса выполняется максимальное количество раз. | 17 раз и более. |
СФП: 9) Забегания на борцовском мостуоценивается качество выполнения забеганий в обе стороны по 5-бальной системе.
- 10) Подъем разгибом из исходного положения «борцовский мост» — оценивается качество выполнения 3-х подъемов по 5-бальной системе.
- 11) Вставание из положения стойки в положение «борцовский мост» — оценивается качество выполнения 3-х вставаний по 5-бальной системе.
по 5-бальной системе.
Критерии оценки СФП дзюдоистов Балл «5» выставляется в том случае, когда точно соблюдены все технические требования, предъявляемые к выполнению упражнения, оно им выполнено слитно, уверенно, свободно, заданным способом, точно в надлежащем темпе, чётко.
Балл «4» — когда упражнение выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, заданным способом, слитно, свободно, но при этом допущено не более двух незначительных ошибок. наблюдается скованность движений.
Балл «3» — когда упражнение выполнено в основном правильно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению.
Балл «2» — когда при выполнении упражнения допущена грубая ошибка или число других ошибок больше трех, двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.
Балл «1» — когда упражнение не выполнено.
Контроль технической подготовки дзюдоистов проведен в форме тестирования по следующему комплексу обязательных технических действий.
- 1)Бросок через спину с колен — оценивается качество выполнения 3-х бросков по 5-бальной системе.
- 2)Бросок зацеп изнутриоценивается качество выполнения 3-х бросков по 5-бальной системе.
- 3)Комбинация в стойке: зацеп изнутри и броска через спину с коленоценивается качество выполнения 3-х комбинаций по 5-бальной системе.
Критерии оценок технической подготовки дзюдоистов Отметка " отлично" ставится в том случае, если характеристика отвечает следующим требованиям:
- 1. Занимающийся знает специальную терминологию каждого выполняемого действия .
- 2. Броски выполнены сильно, быстро на большую часть спины (Иппон).
- 3. Техничекие действия в партере проведены без нарушений (хват за пальцы, внутренний захват рукава и штанины соперника).
Отметкой " хорошо" оценивается работа, которая частично не отвечает предъявленным требованиям: занимающийся не знает специальную терминологию какого-либо технического действия, бросок выполнен с недостаточной скоростью, малой амплитудой, оцененное действие броска ниже иппона, но выше юко.
Отметка " удовлетворительно" ставится, если занимающийся не знает специальную терминологию выполняемых технических действий, бросок выполнен с недостаточной скоростью, без амплитуды, оцененное действие броска ниже вазари, технические действия проведены с ошибками.
" Неудовлетворительно" оценивается упражнение выполненное полностью неправильно.