Организации совместной деятельности родителей и воспитателей детского сада по формированию гуманистического взаимодействия между дошкольниками
Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо него не прошло ни одно серьезное нарушение детьми общепринятых норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно судить о том, каковы же… Читать ещё >
Организации совместной деятельности родителей и воспитателей детского сада по формированию гуманистического взаимодействия между дошкольниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в «Программе воспитания и обучения в детском саду» выделен раздел «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений». Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес для исследователей (ученых). Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы — на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей. В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми — взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточно изучены. Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривали различные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступки их в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимость глубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений. Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников. Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого «вчувствования» в его положение, настроение, желание. Эта особенность позволила нам определить проблему нашего исследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры наиболее успешно будут формироваться гуманные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования гуманных отношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
«В воспитании человека, совершенствовании его сознания, всех духовных и физических сил решающее значение имеют социальная среда и общественные отношения, в которых он живет и трудится», отмечает З. Г. Нигматов (Гуманистические традиции педагогики).
«Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло то положительное, что уже опробовано, испытано». (там же, стр.176).
Психолог В. И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику гуманных отношений. Данный материал поможет, по нашему мнению, педагогу определить, к какому из гуманных отношений принадлежит то или иное доброе проявление ребенка, и выявить его индивидуальные особенности и предпочтения. 46] Все данные представлены в таблице.
Характеристика гуманных отношений дошкольников. Таблица № 1.
Доброжелательно-му отношению свойственно. | Отзывчивому отношению свойственно. | Внимательному отношению свойственно. | Заботливому отношению свойственно. | Справедливому отношению свойственно. |
Доброжелательность дошкольников проявляется на соответствующем отношении сверстников. Умение доставить приятное, радостное другим с помощью приветливого обращения, угощения чем-либо вкусным, предложения своих игрушек, оказания услуг. | Отзывчивость дошкольников проверяется на состоянии эмоционального неблагополучия сверстника, выражающееся в плаче, расстроенном выражении лица, отказе от обращения. Причиной такого состояния может быть обида на: неправильные действия сверстников (грубое обращение, недоброе высказывание). несправедливое решение товарищей, взрослых. Умение разделить радость и огорчения других, предложить способ отвлечения (поиграть, почитать), помочь преодолеть отрицательные переживания, откликнуться на просьбу товарищей. | Внимательные отношения проявляются на состоянии эмоционального неблагополучия сверстников, выражается в плохом настроении, растерянности, одиночестве. Причинами такого состояния могут быть: физическое неблагополучие; неблагополучие в семье; систематическое отсутствие успехов в деятельности; нечаянная оплошность. Уметь заметить и понять переживания других, поддержать положительные отношения, помочь преодолеть, облегчить отрицательные. | Заботливость дошкольников чаще проявляется на затруднения сверстника в самообслуживании и других видах деятельности. Причинами затруднения могут быть: недостаточное знание, умение; неаккуратность; невозможность самостоятельно выполнять то или иное действие. Уметь оказать ту или иную услугу другим, поухаживать за ними (помочь одеться, раздеться, выполнить задание на занятии). | Справедливость дошкольников проявляется на конфликтных ситуациях, возникающих по поводу или в процессе игровой деятельности и общения. Уметь признать равные права сверстника: участие в совместной игре; выполнение ведущих ролей в ней; защиту собственного мнения; на получение удовольствия другими. |
Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений — сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве.
Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующиеся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников — их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу — и высказывать одобрение хорошего поведения товарища.
Нравственные проявления детей 5−7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. [15].
Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.
К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.
По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или хорошие, то 6−7 летние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявит заботу. Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок. Однако они не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации. При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, аффективность там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль недостаточен.
С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. По мнению С. А. Газлевой работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому, должна быть целенаправленной, систематической. [16] При этом надо помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этих отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявление жестокости.
Для развития гуманных отношений С. А. Газлева рекомендует использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н. Носова «Карасик». Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик, необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. [16].
В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. При формировании и развитии у детей этих представлений и гуманных чувств, необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку хотя и старшего дошкольного возраста, довольно трудно: необходимо обладать определенной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других — одна из главных задач на пути формирования у детей этических представлений. По мнению С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк, выявлению и формированию этических представлений и гуманных отношений детей, воспитанию их чувств, способствует наблюдение за общением детей в процессе деятельности: внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку. [25].
Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо него не прошло ни одно серьезное нарушение детьми общепринятых норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно судить о том, каковы же их представления о морали. Эстетические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Наблюдения за взаимоотношениями детей, поможет лучше понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства, что оказывает на них влияние. Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и гуманности даст хорошие результаты.
Одним из условий пробуждения гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В данном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом — поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем — поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными.
Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло.
Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.