Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в географическом образовании
Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания, технология обучения. Чёткого разграничения между этими понятиями пока не установлено. Ввиду… Читать ещё >
Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в географическом образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания, технология обучения. Чёткого разграничения между этими понятиями пока не установлено. Ввиду этого понятие «технология» так же, как и любое другое педагогическое понятие, подлежит изучению и исследованию методами, имеющимися в арсенале педагоги ческой науки.
Подходы к трактовке понятия «технология», отражённые в публикациях монографического и учебно-методического характера последних двух лет, отличаются от взглядов пятидесятилетней давности. Во-первых, изменилось содержание самого понятия.
Одним из основных факторов результативности информационных и коммуникативных педагогических технологий естественнонаучного направления была и остается работа преподавателя над научно-методическим обеспечением собственных учебных занятий в процессе преподавания дисциплин естественного цикла.
«пооперационно организованную деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путём некоего педагогического стандарта на специфической методической основе».
«совокупность научно-обоснованных приёмов, и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направленных на реализацию учебно-воспитательных целей».
Во-вторых, если уйти от общих взглядов, то возникает множество подходов к определению понятия технологии.
В образовательной традиции понятие компетентности, как одной из целей образования, выступает в последнее время в качестве центрального понятия. И как главное направление модификации (или реформирования) школьного курса географии в цели школы включены: определение главных компетенций и связанного с ними корректирования способов работы. Причины для действий есть. Главная из них: необходимость изменения ориентирования на интегрированные условия существования социума и, в особенности, сферы профессиональной деятельности.
В энциклопедическом словаре понятие «технология» определяется как, совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции" [21].
Когда-то ресурсы окружающей природы использовались людьми стихийно. По прошествии времени, из опыта, накопленного человечеством, из начальных обобщений появились науки, которые призваны были стать обслуживающим средством для отдельных отраслей народного хозяйства: сельского, лесного, рыбного хозяйства, горнодобывающей промышленности. Постепенно трудовая деятельность людей стала расширять свои границы, и перегородки между разными отраслями народного хозяйства упали. Стало понятным, что трудовая работа гидроэнергетиков, промышленников, так или иначе, касается всех отраслей народного хозяйства. То, что природа является цельной, стало понятным недавно. Значит, требуется и общая наука, которая будет заниматься рациональной эксплуатацией ресурсов. География является наукой о земле. Земля это предмет изучения. Изучая географию на уроках при помощи компьютерных средств, ученик лучше соображает, да и учителю не так сложно преподавать.
Информационные технологии применяются на уроках не только по таким предметам, так математика или информатика. География предполагает при изучении своих основ, рассмотрение большого числа информационных технологий. Преподавание географии с помощью новых технологий.
В образовательной традиции понятие компетентности, как одной из целей образования, выступает в последнее время в качестве центрального понятия. И как главное направление модификации (или реформирования) школьного курса географии в цели школы включены: определение главных компетенций и связанного с ними корректирования способов работы. Причины для действий есть. Главная из них: необходимость изменения ориентирования на интегрированные условия существования социума и, в особенности, сферы профессиональной деятельности.
Таким образом, технология представляет собой алгоритмизированную последовательность операций получения какого-либо продукта, построенного на использовании технических или любых других средств, под управлением человека.
Информационные технологии применяются на уроках не только по таким предметам, так математика или информатика. География предполагает при изучении своих основ, рассмотрение большого числа информационных технологий. Преподавание географии с помощью новых технологий.
Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, получится рабочее определение понятия. Это определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство под управлением человека. При этом учитель выполняет функции стимулирования и координации их деятельности [22].
И как главное направление модификации (или реформирования) школьного курса географии в цели школы включены: определение главных компетенций и связанного с ними корректирования способов работы. Причины для действий есть. Главная из них: необходимость изменения ориентирования на интегрированные условия существования социума и, в особенности, сферы профессиональной деятельности.
Технология как новый тип средств обучения.
Когда-то ресурсы окружающей природы использовались людьми стихийно. По прошествии времени, из опыта, накопленного человечеством, из начальных обобщений появились науки, которые призваны были стать обслуживающим средством для отдельных отраслей народного хозяйства: сельского, лесного, рыбного хозяйства, горнодобывающей промышленности. Постепенно трудовая деятельность людей стала расширять свои границы, и перегородки между разными отраслями народного хозяйства упали. Стало понятным, что трудовая работа гидроэнергетиков, промышленников, так или иначе, касается всех отраслей народного хозяйства. То, что природа является цельной, стало понятным недавно. Значит, требуется и общая наука, которая будет заниматься рациональной эксплуатацией ресурсов. География является наукой о земле. Земля это предмет изучения. Изучая географию на уроках при помощи компьютерных средств, ученик лучше соображает, да и учителю не так сложно преподавать.
В образовательной традиции понятие компетентности, как одной из целей образования, выступает в последнее время в качестве центрального понятия. И как главное направление модификации (или реформирования) школьного курса географии в цели школы включены: определение главных компетенций и связанного с ними корректирования способов работы.
Причины для действий есть. Главная из них: необходимость изменения ориентирования на интегрированные условия существования социума и, в особенности, сферы профессиональной деятельности.
С середины 50-х гг. разработка вопросов использования технических средств в обучении связана со становлением и развитием программированного обучения и течения «педагогической технологии». Можно выделить два направления исследований и практических разработок: использование технических средств в обучении и особый «технологический» подход к построению обучения в целом.
В технологии обучения важнейшую роль играет средство обучения. Однако не все средства производства имеют высокую производительность и могут использоваться в технологиях. Следовательно, не все средства обучения могут создавать технологии и выступать в роли техноформирующего фактора.
Значительное внимание в педагогической технологии отводилось и продолжает отводиться вопросам развития ТСО и максимального использования их образовательных возможностей: охват аудиторий учащихся, увеличение информационной емкости и пропускной способности технических средств, индивидуализация каналов подачи учебной информации. В разработках на эту тему возможности технических средств обычно становится исходным моментом для построения обучения.
Многие специалисты выделяют современный этап как переход от традиционных массовых средств информации (учебное радио и телевидение) к новой информационной технологии — ЭВМ, компьютеризованные системы хранения информации и каналы связи, лазерные и микроэлектронные устройства. Сторонники технизации учебного процесса видят путь повышения эффективности обучения в широком использовании ТСО [14, с. 5−7].
Информационные технологии применяются на уроках не только по таким предметам, так математика или информатика. Преподавание географии с помощью новых технологий.
В образовательной традиции понятие компетентности, как одной из целей образования, выступает в последнее время в качестве центрального понятия. И как главное направление модификации (или реформирования) школьного курса географии в цели школы включены: определение главных компетенций и связанного с ними корректирования способов работы. Причины для действий есть. Главная из них: необходимость изменения ориентирования на интегрированные условия существования социума и, в особенности, сферы профессиональной деятельности.
Использование информационных технологий в образовании обусловлено серьёзными объективными причинами. По данным исследователей из Современного гуманитарного университета компьютерное обучение позволяет студенту усваивать за единицу времени в 13 раз больше учебных понятий, чем при слушании лекций в группах [13, с. 25].
Одним из основных факторов результативности информационных и коммуникативных педагогических технологий естественнонаучного направления была и остается работа преподавателя над научно-методическим обеспечением собственных учебных занятий в процессе преподавания дисциплин естественного цикла. Такая подготовка предполагает решения учителем некоторых определенных вопросов географического содержания.
Однако ситуация полностью меняется, если мы рассматриваем процесс обучения в динамике (на протяжении какого-то промежутка времени). В этом случае компьютер берёт на себя ещё и функции учителя. Программы, заложенные в компьютере, сами проводят оценку совершённых обучающимся действий и предлагают инструкции по дальнейшей работе. Обучающая программа рассчитана на определённое количество времени, в течение которого обучающийся может изучать новый учебный материал без помощи учителя. Программа преподносит материал красочно, наглядно, с необходимыми объяснениями, деталировкой, управляет процессом обучения да, кроме того, может ещё учесть и индивидуальный интерес обучающегося, раскрыв какие-то аспекты темы более глубоко.
Именно благодаря расширению свойств данного средства обучения и выполнению им некоторых преподавательских функций можно говорить об учебном процессе с использованием компьютера как о некой технологии обучения.
В образовательной традиции понятие компетентности, как одной из целей образования, выступает в последнее время в качестве центрального понятия. И как главное направление модификации (или реформирования) школьного курса географии в цели школы включены: определение главных компетенций и связанного с ними корректирования способов работы. Причины для действий есть. Главная из них: необходимость изменения ориентирования на интегрированные условия существования социума и, в особенности, сферы профессиональной деятельности.
Одним из основных факторов результативности информационных и коммуникативных педагогических технологий естественнонаучного направления была и остается работа преподавателя над научно-методическим обеспечением собственных учебных занятий в процессе преподавания дисциплин естественного цикла. Такая подготовка предполагает решения учителем некоторых определенных вопросов географического содержания.
Когда-то ресурсы окружающей природы использовались людьми стихийно. По прошествии времени, из опыта, накопленного человечеством, из начальных обобщений появились науки, которые призваны были стать обслуживающим средством для отдельных отраслей народного хозяйства: сельского, лесного, рыбного хозяйства, горнодобывающей промышленности. Постепенно трудовая деятельность людей стала расширять свои границы, и перегородки между разными отраслями народного хозяйства упали. Стало понятным, что трудовая работа гидроэнергетиков, промышленников, так или иначе, касается всех отраслей народного хозяйства. То, что природа является цельной, стало понятным недавно. Значит, требуется и общая наука, которая будет заниматься рациональной эксплуатацией ресурсов. География является наукой о земле. Земля это предмет изучения. Изучая географию на уроках при помощи компьютерных средств, ученик лучше соображает, да и учителю не так сложно преподавать.
И как главное направление модификации (или реформирования) школьного курса географии в цели школы включены: определение главных компетенций и связанного с ними корректирования способов работы. Причины для действий есть. Главная из них: необходимость изменения ориентирования на интегрированные условия существования социума и, в особенности, сферы профессиональной деятельности.
Технологический подход обучения.
Другое направление педагогической технологии — «технология педагогических методов», т. е. технология самого построения учебного процесса, или «технология обучения».
Важным результатом такой технологии и одновременно фундаментом, над которым настраивались ее последующие этажи, стало программированное обучение. Его характерные черты — уточнение учебных целей и последовательное (поэлементное) процедуры их достижения. Ориентация учебного процесса на четко сформулированные цели обучения в противовес расплывчатости и разнородности концепций и положений традиционной педагогики привлекало к программированному обучению внимания педагогов во всем мире.