Вопросы для самоконтроля
Реферат
И. А. Сикорский разделил возраст первого детства на следующие периоды: 1) душа новорожденного, или душа младенца; 2) три первые месяца после рождения; 3) от четвертого до десятого месяца жизни; 4) конец первого и начало второго года жизни; 5) от второго до шестого года жизни. Какими показателями он при этом пользовался? Как вы оцениваете, построенную им, возрастную периодизацию? В предназначенных… Читать ещё >
Вопросы для самоконтроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Выделите основные теоретические проблемы дошкольной педагогики России рубежа XIX—XX вв.
- 2. Назовите имена наиболее крупных ученых-педагогов этого периода.
- 3. В трудах педагогов конца XIX — начала XX вв. теоретические знания о целостном процессе воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста объединялись в нескольких, наиболее общих для данной области знания понятиях: развитие, воспитание и обучение. Сформулируйте суть этих понятий.
- 4. Каковы механизмы индивидуального развития человека, каково соотношение факторов детского развития, соответствующего требованиям педагогической науки конца XIX — начала XX вв.
- 5. В отечественную дошкольную педагогику конца XIX в. вошел эксперимент (М. Д. Ван-Путерен, А. С. Вирениус, В. В. Гориневский, И. А. Сикорский и другие).
В какой мере педагоги могут пользоваться экспериментом? Все ли составляющие педагогического процесса могут стать объектом экспериментирования?
- 6. Какие ученые-педагоги конца XIX — начала XX вв. развивали учение о возрастных особенностях детей раннего и дошкольного возраста? Перечислите их достижения.
- 6. Кем из педагогов изучались проблемы умственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста?
- 7. Сформулируйте суть понятия «мышление чувствами», которое ввела в дошкольную педагогику М. М. Манасеина.
- 8. Какую классификацию индивидуальных умственных типов детей раннего и дошкольного возраста составил И. А. Сикорский?
- 9. В чем состоит оригинальность идей нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста рассматриваемого периода?
Задания для студентов
- 1. В предназначенных для родителей руководствах по воспитанию детей раннего и дошкольного возраста рассматриваемого периода содержалось множество указаний: о вреде стрижки волос, как потере питательного материала (белка), или прогулок на свежем воздухе из-за различных опасений простуды и заразы, или опасности подвижных игр и т. п. Как вы оцениваете эти рекомендации?
- 2. На выставке 1910 г. по борьбе с пьянством в Петербурге был представлен богатый статистический материал по вопросу о наследственной предрасположенности к алкоголизму, собранный различными авторами (Г. Бунге, Коровин, А. М. Мендельсон, Е. Б. Рига, Сажин и др.) [Душевная жизнь детей. Очерки по педагогической психологии / под ред. А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева. — М.: Польза, XIX10., с. 73—75]. Что авторы этим хотели сказать?
- 3. Стремясь подчеркнуть важность воспитания как фактора, влияющего на развитие личности ребенка, М. М. Манасеина писала: «…современная наука вполне подтверждает тех авторов, которые доказывали, что каждый ребенок родится уже с задатками ко всему дурному, ложному и порочному и что каждый человек в течение всей своей жизни должен бывает бороться с этой темной стороной своей природы для того, чтобы не дать ей заглушить в себе тех светлых качеств, добрых чувств и возвышенных мыслей, которые являются лучшим достоянием человечества и ввиду присутствия которых только и мыслимы надежды человечества на жизнь вечную» [Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования: в 5 т. / М. М. Манасеина. — СПб, 1894—1902. —Т. 1, с. 32]. Объясните позицию педагога.
- 4. И. А. Сикорский разделил возраст первого детства на следующие периоды: 1) душа новорожденного, или душа младенца; 2) три первые месяца после рождения; 3) от четвертого до десятого месяца жизни; 4) конец первого и начало второго года жизни; 5) от второго до шестого года жизни [Сикорский, И. А. Душа ребенка с кратким описанием души животных и души взрослого человека / И. А. Сикорский. — 3-е изд., доп. — Киев, 1911., с. 29]. Какими показателями он при этом пользовался? Как вы оцениваете, построенную им, возрастную периодизацию?
- 5. Как вы относитесь к выводу М. М. Манасеиной о том, что «родной язык должен составить в душе каждого человека тот фундамент, на который каждый должен опираться при последующем изучении всех остальных языков, и лишать человека этого фундамента значит то же, что строить здание на песке» [Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования: в 5 т. / М. М. Манасеина. — СПб, 1894—1902. — Т. 2, с. 120]?
- 6. Сравните взгляды П. Ф. Каптерева и И. А. Сикорского о нравственном закаливании детей дошкольного возраста. Кто, по вашему мнению, прав?