Процесс письма и его становление в онтогенезе
Таким образом, письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов по способу и времени возникновения, по связи с устной речью и другими ВПФ, по структуре и психологическому содержанию, по его формированию у детей. Объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором; в структуру восприятия входит звено иконической памяти, оно… Читать ещё >
Процесс письма и его становление в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
речевой расстройство письмо дошкольник Психологическое содержание письма, которое, как показывают современные данные исследований, является весьма сложным.
Л.С. Выготский писал, что развитие письменной речи, подготовка к ней начинаются задолго до обучения ребенка письму. У детей имеется своеобразная стадия предметного письма: когда дети начинают рисовать, это уже есть подготовка к письму, так же, как и жест — это письмо в воздухе, который позже в процессе развития превращается в письменный знак. В рисунках проявляется как бы стадия пиктографического письма, и позже на основе развития рисования, осознания и толкования нарисованного у ребенка возникает понимание, что можно рисовать не только предметы, но и речь [27] .
Психологические предпосылки формирования письма:
Первой предпосылкой является сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитикою синтетической речевой деятельности.
Вторая предпосылка — формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого».
Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы — тонких движений, предметных действий, т. е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др.
Четвертая предпосылка — формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.
И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.
В современной психологии формирование письма в школе в процессе обучения рассматривается как сложный, осознанный и произвольный процесс, а структура письменной речи — как многоуровневая и многозвенная.
Знания о структуре письма и его психофизиологической необходимы для более четкого представления о стратегии и тактике восстановления письма:
А. Психологический уровень включает ряд звеньев:
- 1) возникновение намерения, мотива к письменной речи,
- 2) создание замысла (о чем писать),
- 3) создание на его основе общего смысла (что писать) содержания,
- 4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.
Б. Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев:
- 1. Процесс звукорозличения, с помощью которого проводится анализ звукового состава слова, его акустической, кинестетической и кенетической основы на уровне фразы.
- 2. Объем акустического восприятия и слухо-речевая память обеспечивают восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти.
- 3. Актуализация образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровка в соответствующие буквы.
- 4. Актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки.
- 5. Написание букв, слов, фраз.
В. Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:
- 1. Процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов.
- 2. Объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором; в структуру восприятия входит звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки.
- 3. Перешифровки с одного психического процесса на другой (со звука на букву).
- 4. Перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы происходит благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем.
В связи с этим, очевидно, что формирование и протекание письма и письменной речи невозможно без наличия межанализаторных связей и что письмо осуществляется не работой одного какого-либо анализатора, а группой совместно действующих анализаторных систем.
Таким образом, письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов по способу и времени возникновения, по связи с устной речью и другими ВПФ, по структуре и психологическому содержанию, по его формированию у детей [27].