Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Принципы воспитания. 
Организация воспитательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип опоры на коллектив — исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но и в значительной степени обусловлен ещё и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из факторов воспитательного процесса, который… Читать ещё >

Принципы воспитания. Организация воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие вся сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный характер.

Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы:

  • 1. Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а так же требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.
  • 2. Ведущая роль преподавателя, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом является всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к воспитателю, руководителю предъявляются столь высокие профессиональные требования. Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально и морально затраченные усилия. Но из этого принципа вытекает и недопустимость тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.
  • 3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать её. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, руководитель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать, воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру деятельность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.
  • 4. Принцип связи воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с законом РФ об образовании (ст. 9, п.2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в её всестороннем развитии, профессиональном и жизненном определении. Реализация этого принципа в значительной степени способствует созданию наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.
  • 5. Принцип гуманизма в воспитании основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без неё сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров. Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно в каждом из нас есть отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда она являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания. Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.
  • 6. Принцип опоры на коллектив — исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но и в значительной степени обусловлен ещё и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя не только умения разбираться в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать ещё один важный воспитательный ресурс.
  • 7. Принцип использования самовоспитания как процесса продолжения и развития воспитания. Самовоспитание — это в отличие от собственного воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам её зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь». Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами воспитания, такими, как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль. Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизическую саморегуляцию человеческого организма.
Рассмотренные принципы тесно связанны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогаю лучше понять пути повышения его эффективности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой