Коррекционно-логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста
Одной из актуальных проблем современной школы является преодоление школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и необходимом объеме усвоить школьную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследований, колеблется в пределах 35% от общего числа детской популяции младшего школьного возраста. Дети… Читать ещё >
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из актуальных проблем современной школы является преодоление школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и необходимом объеме усвоить школьную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследований, колеблется в пределах 35% от общего числа детской популяции младшего школьного возраста. Дети с задержкой психического развития составляют примерно 50% неуспевающих учеников. Изучение детей этой категории началось в 50-х годах ХХ века. Ряд исследователей (Т.А. Власова, М. С. Певзнер, КС. Лебединская, ВИ. Лубовский и др.) выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, неуспеваемость и особенности, поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти ученики были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т. А. Власова и МС. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом. Позднее такие учащиеся были выделены в категорию детей с задержкой психического развития. Термины «задержка темпа психического развития» и «задержка психического развития» были предложены Г. Е. Сухаревой. Задержка психического развития является наиболее распространенной формой психической патологией детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7−10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и развития этих детей. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению, им трудно соблюдать принятые в школе правила и нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы — у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Все это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности. Состояние речи у детей с ЗПР не позволяет им успешно овладевать знаниями и умениями программного материала по русскому языку. Поэтому особенно актуальной является коррекция дефектов речи у детей с ЗПР, что позволит им в дальнейшем успешно овладевать знаниями, умениями не только по русскому языку, но и по всем предметам школьной программы. А это, в свою очередь, станет профилактикой школьной неуспеваемости у детей данной категории. Цель предлагаемой коррекционно-логопедической работы — восполнение пробелов в формировании психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне.
Задачи:
- 1. развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики рук;
- 2. развитие и совершенствование слухового, зрительного и кинестетического восприятия;
- 3. формирование и совершенствование наблюдательности к языковым явлениям;
- 4. развитие речевой активности, обогащение и активизация словаря.