Технология работы с детьми мигрантов младшего школьного возраста на уроках русского языка
Букву и звук путать (не) льзя. А часто путают. Притом всегда стр… дает звук: его называют буквой, сказывается преклонение перед пис… менной реч… ю. Г… ворят «Слушая Яхонтова, я насл… ждаюсь каждым словом, каждой буквой» Как будто, выступая на сцен…, он писал, а (не) произносил ст… хи! Включение данного слова в словосочетание, предложение (подберите к данному существительному прилагательное… Читать ещё >
Технология работы с детьми мигрантов младшего школьного возраста на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На уроках русского языка в начальной школе для детей из семей мигрантов, слабо владеющих русской речью, процесс изучения может осуществляться только под руководством учителя и при работе по образцу.
При обучении русскому языку как неродному словарная работа — основное средство расширения вокабуляра учащихся. Эффективными являются упражнения с лексическими единицами и грамматическими формами, которые усваиваются непроизвольно в процессе работы с ними. Дополнительно используются следующие упражнения:
- • словообразовательные (найдите корень и подберите однокоренные слова; образуйте от данных существительных прилагательные/от данных глаголов существительные по образцу; продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом);
- • составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т. п.);
- • включение данного слова в словосочетание, предложение (подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать — что?, встретиться — с кем?, рисовать — чем? и т. п.);
- • введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом).
При обучении русскому языку как неродному активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников:
О людях и животных мы спрашиваем кто?
О вещах мы спрашиваем что?
О мальчике, мужчине говорим он, а о девочке, женщине — она. По-русски говорят: мальчик пришел, но девочка пришла; мальчик большой, сильный, но девочка большая, красивая, добрая. Запомните!
Девочка говорит: «Я рада», мальчик говорит: «Я рад» девочка говорит: «Я сама», мальчик говорит: «Я сам»
Произноси правильно!
что [шт], чтобы [шт], его [в], скворечник [шн], яичница [шн], кафе [фэ], свитер [тэ], шоссе [сэ].
Задание № I по анализу текста для 4 класса.
Пис…мо одежда ус… ной речи. Оно передает «изображает» устную речь. Звуки произносят и слышат, а букву пишут и читают. Прочесть букву — значит произнести звук, который буква обозн… чает. (Звук произносится, а буква читает… ся).
Букву и звук путать (не) льзя. А часто путают. Притом всегда стр… дает звук: его называют буквой, сказывается преклонение перед пис… менной реч… ю. Г… ворят «Слушая Яхонтова, я насл… ждаюсь каждым словом, каждой буквой» Как будто, выступая на сцен…, он писал, а (не) произносил ст… хи!
Буква это ф… гурная линия, р… сунок (недаром многие художники прославились как мастера р… сованного шрифта). Р… сунок произнести (не) льзя.
Путаница между звуком и буквой не безобидна.
Неразличение звуков и букв мешает понять строение языка.
(По М. В. Панову).
Задание № 2.
- 1. Спишите текст и озаглавьте его.
- 2. Расставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, определите слитное и раздельное написание с «не».
- 3. Определите тему текста.
- 4. Определите основную мысль текста.
- 5. Назовите стиль текста.
- 6. Выпишите из текста по три слова, в которых:
- а) все согласные звуки — твердые;
- б) все согласные звуки — мягкие.
- 7. Подсчитайте, сколько в тексте сложных предложений.
- 8. Найдите в тексте глаголы, выделите в них окончания.
Задание № 3. (Может использоваться в любом классе на первых уроках для определения учителем умений и навыков ученика.) Спишите, дописывая окончания. Определите падеж имен существительных: Ехать в трамва…, заботиться о товарищ…, видишь в зеркал…, быть в музе…, записать в тетрад…, скакать по площад…
Практические задания по морфологии для детей из семей мигрантов
Задание № /. Выпишите названия предметов (существительные), изображённых на картинке: идёт, веселый, мальчик, стоит, помогает, ягоды, куст, срывает, несёт, спелые, урожай, дети, девочки, мальчики, дружные, яблоки, яблоня, дерево.
ПО.
Задание № 2. Распределите выписанные слова в два столбика:
Слова, отвечающие на вопрос КТО? | Слова, отвечающие на вопрос ЧТО? |
Задание № 3. Определите род выписанных имён существительных:
Женский род (она моя). | Мужской род (он мой). | Средний род (оно моё). |
Задание № 4. Вставьте на место пропуска подходящее по смыслу существительное.
- 1. _сидел в кресле и читал_.
- 2. На тумбочке у окна стоит_.
- 3. В комнате мальчика очень много _. Они
лежат повсюду: на тумбочке, на столе, под столом.
- 4. _на стене показывают без пяти минут шесть.
- 5. На спинке_мирно дремлет_.
Задание № 5. Определите время глагола: идут, сидел, светит, прочитает, висит, лежал, дремлет, стоял, высохнет, стояла, просидел, прочитал, будет лежать, засветит, спал, заснёт, спит.
Настоящее время (что делает?). | Прошедшее время (что делал (-а, -о, -и)? что сделал (-а,-о,-и)?). | Будущее время (что сделает? что будет делать). |