«Сотворчество» как этап урока
Некоторые приемы данного этапа. «Деловые игры» воплощаются в самых неожиданных вариантах. «Машина времени»: события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей эпохи: известная фраза «Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах» переводится как «Идет франт по проспекту из цирка в театр в галошах», а на молодежном сленге «Хромает по стриту чувак в шузах… Читать ещё >
«Сотворчество» как этап урока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главное здесь — поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна ограничиваться организационными и координирующими (но не управляющими) функциями. И только в конце данного этапа — в подведении познавательных итогов — руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия; именно потому данный этап назван «со-творчеством».
Некоторые приемы данного этапа. «Деловые игры» воплощаются в самых неожиданных вариантах. «Машина времени»: события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей эпохи: известная фраза «Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах» переводится как «Идет франт по проспекту из цирка в театр в галошах», а на молодежном сленге «Хромает по стриту чувак в шузах с тусовки на шоу». Особую актуальность «Машина времени» обретает в период реформы русского языка.
«Колонка редактора»: по ходу чтения текста — художественного, научного — учащиеся записывают некие комментарии (уточнения, примеры и пр.); затем команда экспертов оценивает замечания и выбирает наиболее удачный вариант.
«Театрализация»: несколько забытые в школьной практике «Суды» (например, над запятой — вспомните: «казнить — нельзя — помиловать»; над обособленным обстоятельством — «на каком, собственно, основании оно обособляется?!» и пр.), многочисленные «сказки» из русского языка[1]. Сегодня обращение к театрализации на уроках русского языка обрело новое направление: речь и культура общения. Любой разыгранный между учениками мини-диалог может стать предмет серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.
«Кластер»: активно использует возможности видеоряда: идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова (рис. 2).
Рис. 2. Учебный кластер по теме «Сложноподчиненные предложения»
Кластер может иметь разнообразное количество блоков и геометрических воплощений, несколько орбит; в нем могут быть отражены даже столкновения противоположных точек зрения (пересекающиеся сферы с большим знаком вопроса); поощряется обогащение тематического кластера сведениями из других учебных дисциплин. Другими словами, создается коллективный опорный сигнал по теме.
На этом этапе урока срабатывает принцип, который Г. А. Цукерман определила как «отношение „часть — целое“, где целое — то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы, а часть — те частные, неточные, неполные мнения, знания и способы действия, с которыми ребенок вступает во взаимодействие»[2].