Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ЭкологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ воспитаниС ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Основная идСя ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ класса — взаимосвязь ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° со Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ; Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ класс посвящён языку гСографичСских ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ знакомят нас с Π½Π°ΡˆΠΈΠΌ большим Π΄ΠΎΠΌΠΎΠΌ — ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚ΠΎΠΉ ЗСмля; Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ класс ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π² ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ порядка Π½Π° Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚Π΅; Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Ρ‘Ρ€Ρ‚Ρ‹ΠΉ класс посвящён Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ мСсту Π½Π° Π—Π΅ΠΌΠ»Π΅. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ чСловСчСства Π² XXI Π²Π΅ΠΊΠ΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЭкологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ воспитаниС ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ экологичСского образования

ΠΠ°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ школа — ваТнСйший этап интСнсивного накоплСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ± ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅, развития ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ младшСго школьника ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ личности, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

ΠΠ°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ СстСствСннонаучноС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π² Ρ€ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ школС Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚Ρ‹ΠΉ арсСнал практичСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ Π΅Ρ‘ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅Ρ‚. Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ прСподавания природовСдСния, Π³Π΄Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ вопросы экологичСского образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания. Π’ «ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½ΠΎ-мСтодичСских ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°Ρ… Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹» (1999) ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π³Π΄Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ курс природовСдСния рассматриваСтся ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ названиями. ΠŸΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ….

ΠŸΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ соврСмСнного Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования являСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. Π­Ρ‚Π° Ρ†Π΅Π»ΡŒ достигаСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ процСсса обучСния, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· созданиС ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° устойчивого развития Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. Π§Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° являСтся курс «ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π»ΡŽΠ΄ΠΈ», Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π—. А. КлСпининой. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ курса.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ учащимся ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ знания ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π΅ людСй ΠΈ ΠΌΠΈΡ€Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ блиТайшСм ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ… «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ», «ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° — ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°», «ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° — Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ».

Вторая Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ личностных качСств Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°: Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ миропонимания, экологичСской, санитарно-гигиСничСской ΠΈ ΡΡ‚ичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, эмоций, творчСских способностСй, чувства ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π΄Π°Π»Π΅Π΅.

Π’Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° содСрТания ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚руирования курса ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ общСдидактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ спСцифичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ СстСствознания. РСализация спСцифичСского ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° — экологичСской направлСнности — осущСствляСтся ΠΏΠΎ ΡΡ…Π΅ΠΌΠ΅: взаимосвязь «ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° — Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ», «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°» — ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ (ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹) — доступная ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста (Π²Ρ‹Ρ€Π°Ρ‰ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ растСний, ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠΎΡ€ΠΌΠΊΠ° ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, сбор сСмян ΠΈ Ρ€Π°ΡΡ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ, распространСниС ΠΈΡ… ΡΡ€Π΅Π΄ΠΈ насСлСния, ΡƒΡ…ΠΎΠ΄ Π·Π° Π΄ΠΎΠΌΠ°ΡˆΠ½ΠΈΠΌΠΈ насаТдСниями ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅) — ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Π­Ρ‚ΠΈ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° ΠΈ ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚ ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ сущности Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ экологии. РСализация ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° экологичСской направлСнности Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ систСмС способствуСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° «ΠžΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€» Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Н. Π’. Π’ΠΈΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π“. Π“. Π˜Π²Ρ‡Π΅Π½ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ, И. Π’. ΠŸΠΎΡ‚Π°ΠΏΠΎΠ²Π° — это ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ курс, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ особоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся цСлостного взгляда Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ нас ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΡƒΡŽ срСду, мСста Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² Π½Π΅ΠΉ, Π΅Π³ΠΎ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Основная Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° школьника, осознаниС элСмСнтарного взаимодСйствия Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° — общСство», воспитаниС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ обитания ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» повСдСния Π² Π½Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ позволяСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ особСнности ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° «ΠžΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ соотвСтствия соврСмСнным трСбованиям Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния: ΡƒΡ‡Ρ‘Ρ‚ психологичСских особСнностСй ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° позволяСт ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ тСсныС связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ изучСния ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ условия для Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠ»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ формирования нравствСнно-этичСских установок.

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° «ΠœΠΈΡ€ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ» Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° А. А. Π’Π°Ρ…Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π²Π°, А. Π‘. Π Π°ΡƒΡ‚Π΅Π°Π½ (1999) — Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ курс СстСствознания для Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… основ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°. Он ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π½ для изучСния ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² «ΠžΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ» ΠΈ «ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅». Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° курса — Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ младшСго школьника ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€.

Основная идСя ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ класса — взаимосвязь ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° со Π²ΡΠ΅ΠΌ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ; Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ класс посвящён языку гСографичСских ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ знакомят нас с Π½Π°ΡˆΠΈΠΌ большим Π΄ΠΎΠΌΠΎΠΌ — ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚ΠΎΠΉ ЗСмля; Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ класс ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π² ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ порядка Π½Π° Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅Ρ‚Π΅; Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Ρ‘Ρ€Ρ‚Ρ‹ΠΉ класс посвящён Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ мСсту Π½Π° Π—Π΅ΠΌΠ»Π΅. Π’Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ чСловСчСства Π² XXI Π²Π΅ΠΊΠ΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ экологичСскиС, Ρ‚ΠΎ ΠΊΡƒΡ€Ρ «ΠœΠΈΡ€ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ» Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ с ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ.

БистСма ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… курсов ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «ΠœΠΈΡ€ Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ нас» Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π° А. А. ΠŸΠ»Π΅ΡˆΠ°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ (1999). Π­Ρ‚Π° систСма ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… курсов с ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ дСсяти Π»Π΅Ρ‚ Π½Π°Π·Π°Π΄ Π² Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ образования ΠœΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π° образования Российской Π€Π΅Π΄Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π£ΠΆΠ΅ Π² Ρ‚Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ‡Ρ‘Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚Π° — созданиС условий для формирования Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников основ экологичСского сознания, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ соврСмСнному Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ, находящСмуся Π² ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ нСпростых Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСдой.

Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя «ΠœΠΈΡ€ Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ нас» — цСлостная систСма ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… курсов, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, ΠΈΡ… Π΅ΡΡ‚СствСннонаучноС ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ систСмы: Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ прССмствСнности, связанныС с ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ‚ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ — ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ СстСствСнных Π½Π°ΡƒΠΊ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ Π·Π²Π΅Π½Π΅.

На ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ этапС обучСния младшиС школьники знакомятся с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ. ΠŸΡ€ΠΈ этом элСмСнты экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ постоянно присутствуСт Π² ΠΊΡƒΡ€ΡΠ΅, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Ρ‹, Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ вписаны Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ содСрТаниС, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ аспСкты. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, Π½Π° ΠΌΠΎΠΉ взгляд, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ потрСбностям Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌ экологичСского образования, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ учащимися многообразия ΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° ΠΌΠΈΡ€Π°, мСста ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ Π² Π½Ρ‘ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π£Ρ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» прСдставлСн ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ линиями: ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°, Тизнь Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΡΠ΅Π»Π°, Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ гСографичСскиС прСдставлСния. Π—Π°Π½ΠΎΠ²ΠΎ выстроСна Π΅Π³ΠΎ соврСмСнная экологичСская вСрсия, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‰ΡƒΡŽ младшим школьникам ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΎΡ‚Π·Ρ‹Π²Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ, вмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ тСорСтичСскими знаниями. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ курса ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ многообразия ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π΅Ρ‘ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ цСлостности, Сдинства ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π’ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠ΅ΠΌ классС эти ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ изучСния ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² (Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡ…, Π²ΠΎΠ΄Π°, ΠΏΠΎΡ‡Π²Π°, растСния, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π΄Π°Π»Π΅Π΅.), Π° Π² Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Ρ‘Ρ€Ρ‚ΠΎΠΌ классС — ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ России ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ края.

Работая ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, я Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ° с ΠΊΡƒΡ€ΡΠΎΠΌ «ΠœΠΈΡ€ Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ нас» Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° А. А. ПлСшакова. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя, Π½Π° ΠΌΠΎΠΉ взгляд (ΠΈ Π½Π° Π²Π·Π³Π»ΡΠ΄ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… со ΠΌΠ½ΠΎΠΉ), этот курс Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ ΠΈ Π² Π΄ΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ½ΠΎΠΉ стСпСни ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ цСлям ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌ экологичСского обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников.

БущСствуСт мноТСство ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ экологичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ природовСдчСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ младшими школьниками, Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½ΠΈΠΌΠΈ стоит ΠΎΠ΄Π½Π° Ρ†Π΅Π»ΡŒ — ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ для Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, Π³Π΄Π΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‡ΡƒΠΆΠ°ΠΊΠΎΠΌ Π²Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎ ΠΈ ΡΡ‚Ρ‹Π΄Π½ΠΎ. Π£ ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΊΠΎΠ² этого ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° стояли Π½Π΅ΠΌΠ΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ натуралист ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ И. Π’. Π“Ρ‘Ρ‚Ρ‚Π΅ с Π΅Π³ΠΎ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π΅ΠΉΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ Π΅ΡΡ‚Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ, Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„, ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΈΠΊ А. Π“ΡƒΠΌΠ±ΠΎΠ»ΡŒΠ΄Ρ‚, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ богатство СстСствознания Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅ Π² ΠΎΠ±ΠΈΠ»ΠΈΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π° Π² ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ обусловлСнности.

Π•Ρ‰Ρ‘ Π’. А. Бухомлинский, Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»ΡΡ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, с Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ знакомство учащихся с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈΡˆΡ‘Π» ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ с Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания гуманности — чувства Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ Π·Π° Π½Π΅ Π½Π°ΠΊΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‰Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΎΠ΅ Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΠΎ. Π’. А. Бухомлинский писал: «ΠœΠ°Π»Π΅Π½ΡŒΠΊΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π»ΡŽΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ всё ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅, вСдь Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΡ‚Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΡƒ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚скому ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρƒ Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ взаимопонимания».

По ΠŸΠ°Π²Π»Π΅Π½ΠΊΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ экологичСского образования находятся ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹:

. Π—Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π° Π½Π΅ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠΎΡ‡Π² ΠΎΡ‚ Π·Π°Π³Ρ€ΡΠ·Π½Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, истощСния;

. Π‘ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ многообразия Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΡ… Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ности сообщСств;

. ΠžΡ…Ρ€Π°Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ условия Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°;

. ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‚ΠΈΠ»ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅;

. Π—Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΎ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ своСго Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

НСобходимо Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅Π³ΠΎ школьника Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ понятиС ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ взаимосвязанной ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; нравствСнныС установки Π½Π° Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ нанСсСния ΡƒΡ‰Π΅Ρ€Π±Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΌ; Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρ‹ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ