Контрольный эксперимент, анализ результатов
В то же время, сформированность пространственных представлений после проведенной коррекционной работы оказывается ниже нормы, а это отрицательно скажется на успеваемости в школе. Поэтому рекомендуется оценивать актуальный уровень развития отдельных аспектов пространственных представлений, соотносить его с имеющимися нормативными показателями как можно раньше, что бы выявить отставания… Читать ещё >
Контрольный эксперимент, анализ результатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После проведения формирующего эксперимента, который длился 3 месяца, было проведено контрольное изучение, в задачу которого входило проанализировать динамику формирования пространственных представлений в экспериментальной и контрольной группах детей с нарушениями зрения и выяснить эффективность разработанной коррекционно-логопедической программы.
После проведенной коррекционно-логопедической работы экспериментальная группа показала достаточный возрастной норме уровень, со среднегрупповым процентом успешности, соответствующим 68%. Индивидуальные показатели варьировались от 58% до 86% успешности. Со среднегрупповым показателем 66%.
Хороший среднегрупповой показатель, в пределах нормы, группа демонстрирует при выполнении следующих блоков заданий:
- 1. Ориентировка в «схеме собственного тела» .
- 2. Понимание предлогов.
Существенно повысилась способность ориентироваться в «схеме тела» человека стоящего, напротив (с 56% до 70%). Качественно возросло умение использовать в экспрессивной речи предлоги (с 63% до 70%).
Дети стали уверенней ориентироваться на листе бумаги и перешифровывать информацию, перевернутую на 180о, но умения еще недостаточны и требуют автоматизации.
Значительно лучше дети стали ориентироваться в частях суток и их цикличности. Уверенно определяют, и называю времена года, хорошо знают последовательность. Уровень представлений о днях недели значительно повысился (с 64% до 78%). Качественно повысилось умение понимать обратимые активные и пассивные конструкции (с 48% до 67%).
Хуже всего оказались сформированы представления о месяцах, что вполне объяснимо, материал является слишком громоздким и сложным даже для детей с нормальным зрением.
Очевидно, что коррекционное логопедическое воздействие по устранению недостатков пространственных представлений у детей с нарушениями зрения должно быть более длительным и интенсивным.
Выводы по третьей главе Анализ результатов и данных, полученных в ходе обучающего эксперимента, позволил сделать следующие выводы:
Проведенное исследование пространственных представлений у дошкольников подтвердило информацию из научной литературы, что у детей с нарушениями зрения имеются значительные недостатки в понимании и использовании в собственной речи вербальных средств, обозначающих пространство и позволило определить преимущественное направление коррекционной работы, направленной на их устранение.
В то же время, сформированность пространственных представлений после проведенной коррекционной работы оказывается ниже нормы, а это отрицательно скажется на успеваемости в школе. Поэтому рекомендуется оценивать актуальный уровень развития отдельных аспектов пространственных представлений, соотносить его с имеющимися нормативными показателями как можно раньше, что бы выявить отставания и нарушения. Ранняя диагностика и коррекция, опирающаяся (в том числе) на активное развитие мозга, на пластичность церебральных систем ребенка, обусловленную отсутствием жестких внутримозговых связей, помогут добиться больших успехов и приблизят задержанное развитие к нормальному.