Управление и организация образовательной деятельности в вузе
Организационную структуру образовательного учреждения формируют и определяют три важнейших направления его деятельности — образовательная, научная и производственная. Образование обеспечивает передачу систематизированных знаний, умений, навыков и является основным механизмом воспроизводства квалифицированной рабочей силы и специалистов, составляющих основу экономики на современном этапе… Читать ещё >
Управление и организация образовательной деятельности в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кризисные явления в системе высшего образования, одной из причин которого стало сокращение бюджетного финансирования, обозначили основное противоречие в развитии вуза. С одной стороны, вузы традиционно воспринимаются в качестве государственного института, действующего в рамках жесткого контроля, с другой — это субъект рыночной экономики, вынужденный приспосабливаться к колебаниям спроса и предложения на рынке образовательных услуг. В этих условиях актуализируется исследование проблем управления и организации образовательного процесса, который становится важнейшим бизнес — процессом вуза. В связи с этим имеет смысл критически пересмотреть систему управления образовательным процессом в части организационной структуры и структуры управления образовательными программами в целях разработки соответствующих технологий управления и рекомендаций по реализации их на практике.
Организационную структуру образовательного учреждения формируют и определяют три важнейших направления его деятельности — образовательная, научная и производственная. Образование обеспечивает передачу систематизированных знаний, умений, навыков и является основным механизмом воспроизводства квалифицированной рабочей силы и специалистов, составляющих основу экономики на современном этапе ее развития. Наука обеспечивает генерацию фундаментальных знаний и проведение прикладных исследований и разработок, обеспечивающих изменение технологического базиса производственной сферы. Задачи производства включают производство наукоемкой продукции, призванной обеспечить конкурентоспособность страны на мировом рынке и производство продукции традиционных направлений. Целью инновационной перестройки экономики должно стать тесное взаимодействие указанных направлении деятельности вузов.
В условиях перманентных изменений социально-экономических рыночных условий вузам естественно стремление к стратегическому видению своего развития. При этом долгосрочная стратегия вуза не может быть выработана и реализована без подготовленных, проанализированных и оцененных данных о самом вузе, клиентах и внешней среде. Эффективная работа с информацией (сбор, хранение, обработка, использование) позволяет вузу находиться в постоянном режиме инновационных решений и быть клиентоориентированным. Вместе с тем, клиентоориентированный подход в образовании не может ориентироваться на принципе «клиент всегда прав». Инновационное образование принимает к сведению требования рынка, но не может ориентироваться только на них, потому, что во-первых, инновационная идея практически всегда опережает осознанные запросы общества и может вступать с ними в противоречие, во-вторых, требования самого образовательного процесса, направленные на повышение уровня и качества знаний обучаемых, зачастую превышают желаемый предел «охотниками за дипломами», в-третьих сами вузы в условиях непрозрачности и неоформленности рынка образовательных услуг не всегда обладают необходимой для инноваций ресурсной базой, технологиями, кадрами, обеспечивающими образовательный процесс.
Образовательный процесс является основным бизнес-процессом в вузе, следовательно, именно он должен стать центром внимания руководства. Правильная организация и оптимизация образовательного процесса ведет к росту прибыли через сокращение издержек. Обеспечения высокого качества образования как процесса позволяет повысить конкурентоспособность вуза и его выпускников. Немаловажным качеством правильно организованного бизнес-процесса является его гибкость и возможность легко реагировать на изменения внешней среды. С этой точки зрения традиционный подход в организации образовательного процесса в вузе не выдерживает критики.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что существующие структуры управления в вузах, характеризующиеся жесткостью, не позволяют эффективно реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к новым экономическим условиям. Вместе с тем, говоря о перестройке управления вузом, большинство исследователей и экспертов фокусируют внимание на приоритетном развитии и расширении экономических служб, маркетинговых структур, развитии структур поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы), а также усиления лидирующей роли руководства. Однако структура кафедр и факультетов при реформировании управления вузом, как правило, не затрагивается, а принимается как данность. При этом не вызывает сомнения тезис, что именно кафедры и факультеты должны стать центрами прибыли.
Для реализации данного тезиса, необходимо для начала проанализировать структуру подготовки специалистов в вузе и сопутствующую ей организационную структуру учебных подразделений (кафедр, факультетов). Большинство вузов имеют слишком жесткую, избыточную, иерархичную и несколько фрагментарную организационную структуру, которая создает условия для нежелательного дублирования и даже конфликта, порождаемой внутренней конкуренцией (аналогичные программы реализуются несколькими кафедрами).
Новая организационная структура с точки зрения качественной подготовки специалиста должна строиться на принципе сохранения структурной децентрализации, признанной максимизировать как финансовую, так и академическую эффективность вуза для выживания и устойчивого развития в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. С другой стороны, структура должна оставаться хорошо управляемой, что проблематично при наличии большого числа децентрализованных учебных единиц вуза.
Идеи децентрализации в наибольшей степени соответствует дивизиональный принцип управления, который предполагает предоставление относительной оперативной и финансовой самостоятельности отдельным подразделениям, а за центральной администрацией остаются функции разработки стратегии развития и контроля.
Дивизиональная структура управления позволяет оперативно учитывать меняющиеся запросы потребителей, предвидеть перемены во внешней среде и оперативно реагировать на них. В университетах, управление которыми построено по дивизиональному принципу, роль стратегических хозяйственных центров возлагается на обособленные бизнес-единицы, институты, образовательные и научно-исследовательские центры. Право принятия решений на уровне этих бизнес-единиц делегируется их руководителям, которые несут интегральную бизнес-ответственность за все функциональные области — исследования и разработки образовательных услуг и продуктов, материально-техническое, информационно-методическое и кадровое обеспечение, маркетинг, качество реализации образовательных услуг. Руководитель отвечает за доходы и убытки, имеет полную свободу распоряжаться выделенными ресурсами и наделен полномочиями планировать и направлять работу подразделения в таком русле, чтобы оптимизировать результаты деятельности.
Для успешной реализации концепции децентрализации управления университетом должны быть обеспечены следующие условия:
- — отсутствие промежуточных уровней между бизнес-единицей и центральной администрацией университета;
- — автономия в выполнении основных функций;
- — четкое формулирование целей и задач деятельности подразделений; - наличие развитой информационной системы управления;
- — возможность пользоваться услугами внутреннего штабного аппарата университета или свобода приобретения необходимых услуг у других хозяйствующих субъектов;
- — наличие разработанных процедур разрешения конфликтов между бизнес-единицами и между ними и центральной администрацией;
- — отсутствие внутренней конкуренции между бизнес-единицами в выделенных стратегических зонах хозяйствования (СЗХ).
Осуществить на практике концепцию выделения бизнес-единиц достаточно сложно, что обусловлено целым рядом причин, прежде всего, неготовностью базовых подразделений к самостоятельному решению задач в области стратегического планирования, управления финансами и др. Сложным является и вопрос о количестве бизнес-единиц в университете, точнее, о соотношении бизнес-единиц и стратегических зон хозяйствования. Очевидно, что одна бизнес-единица может обслуживать несколько СЗХ, но вопрос об оптимальном количестве управляемых зон хозяйствования остается открытым.
Как представляется для реализации управления образовательным процессом в вузе целесообразно использование инновационной матричной системы управления, предложенной Н. П. Макаркиным, О. Б. Томилиным, И. М. Фадеевой.
В условиях развития переходной модели организационной структуры объектом реорганизации должны стать базовые подразделения — «операционное ядро» — факультеты.
Такая переходная модель создает условия и для апробации проектных групп — «техноструктура», которые выполняют преимущественно организационные функции. Задачи «техноструктуры» концентрируются на анализе эффективности того или иного вида деятельности высшего учебного заведения и организации в этом виде деятельности инноваций. Естественно, характер инноваций, требующий соответствующего уровня подготовленности, предполагает совместное участие в них либо всех, либо только части структурных подразделений «операционного ядра». В любом случае в основе действий «техноструктуры» лежит матричный принцип управления. Появление «техноструктуры» в управлении высшим учебном заведении представляет собой инструмент организации активных действий вуза в рыночной среде.
Основные функции «серединной линии» по своей сущности являются контрольно-распорядительными, в основе действий лежит линейный принцип управления.
Следующим важнейшим шагом после реорганизации оргструктуры вуза является разработка рыночно ориентированного подхода и внутривузовских правил управления образовательными программами. Именно в грамотном, продуманном, экономически обоснованным проектировании образовательного процесса на всех уровнях, начиная от программы отдельной дисциплины и до всего образовательного процесса в целом, кроются огромные резервы оптимизации всех бизнес-процессов в вузе, следовательно, повышения экономической эффективности деятельности вуза в целом, а также резервы роста уровня качества образования в вузе.
Обращаясь к вопросу об оптимальном количестве образовательных программ в вузе, отметим, что в данном случае образовательной программой будет называться программа любого масштаба (программа по отдельной дисциплине, основная образовательная программа профессионального образования, дополнительная образовательная программа).
Расширение спектра реализуемых образовательных программ, с одной стороны, можно рассматривать как фактор диверсификации основной деятельности вуза, способствующей рыночной устойчивости и конкурентоспособности. С другой стороны, открытие каждой новой программы неизбежно ведет к увеличению издержек в масштабах всего вуза. Таким образом, необходимо обеспечивать баланс между количеством реализуемых образовательных программ, необходимых для сохранения устойчивости и привлекательности вуза, а также его видовой принадлежности (требования к широте спектра реализуемых основных образовательных программ высшего профессионального образования установлены в законодательстве для университетов, академий, институтов), и прогнозируемым ростом издержек при развитии новых направлений подготовки.
Открытие каждой новой образовательной программы требует серьезного экономического обоснования. Наиболее важными критериями являются реальная востребованность потребителями и прогноз выхода данной программы на самоокупаемость. На первых этапах большинство программ являются затратными, вуз вкладывает в их развитие средства, получаемые от реализации других программ. Отсутствие продуманной экономической политики при открытии новых образовательных программ в вузе зачастую порождает такую ситуацию, при которой большинство программ в течение многих лет существуют вузе за счет других, вполне доходных программ. Например, многие технические вузы развивают экономические и юридические специальности, в том числе и с целью получения высоких доходов, из которых затем дотируются инженерные специальности.
В любом случае на этапе проектирования новой образовательной программы необходимо сделать все возможное для максимального снижения издержек. Для выполнения этого требования необходима разработка регламентов и информационных технологий проектирования образовательных программ, в основу которых положены принципы экономической целесообразности. Они должны иметь статус внутривузовских стандартов и детально описывать весь процесс разработки, согласования, утверждения и ввода в действие образовательной программы.
В целях достижения целевой детерминаты исследования процесса организации и управления образовательной деятельностью, стоит затронуть такой важный вопрос, как методическое обеспечение образовательной программы, который представляет собой один из наиболее ресурсоемких, аспектов качества подготовки. Управление учебно-методическим обеспечением также должно осуществляться на основе экономических и оптимизационных подходов. Одним из ключевых моментов при этом является объединение всех дисциплин, входящих в учебные планы, для формирования единых учебно-методических комплексов.
Основные принципы объединения дисциплин следующие дисциплины, как правило, имеют одинаковое (или близкое по смыслу) название;
- — дисциплины имеют во многом одинаковое или близкое содержание;
- — дисциплины закреплены за одной и той же кафедрой;
- — дисциплины, для учебно-методического обеспечения которых принципиально может быть использован один и тот же комплект учебных и учебно-методических материалов.
Наиболее значимым является последний принцип. В группе выделяется главная, наиболее объемная и значимая дисциплина, которой присваивается статус «корневой». Следует отметить, что единый комплекс формируется для всех форм обучения, без выделения их специфики. Это принципиальная позиция, поскольку вузы должны ориентироваться на постепенный переход к зачетно-кредитной системе, при которой в основу оценивания достижений студента закладываются результаты его самостоятельной работы, а не время, проведенное в аудиториях. Следовательно, методическое обеспечение создается для полноценного руководства самостоятельной работой студентов всех форм обучения, а значит, методологически не дифференцируется в зависимости отныне существующих форм обучения.
Применение охарактеризованного подхода обеспечит повышение экономической эффективности образовательных программ, создание системы мониторинга УМО образовательных программ. Достигается объединение усилий нескольких преподавателей в разработке методического обеспечения. В результате, с одной стороны, экономятся ресурсы, с другой — повышается качество преподавания, поскольку уменьшается объем работы и появляется возможность сделать эту работу более качественно.
Таким образом, организационный аспект введения инновационных форм и методов в процесс управления образовательной деятельностью определяется следующими императивами, соответствующими новым требованиям к качественной подготовке специалистов:
- — усложнением деятельности по участию в разработке образовательных программ и курсов, обусловленным высоким динамизмом объема информации, содержания программ, технологий их подготовки и реализации;
- — высокими требованиями к качеству учебно-методического обеспечения образовательных программ. Все большую роль приобретают учебные материалы, представленные в электронном виде, которые в информационном мире призваны заменить обычные учебники и учебные пособия;
- — перемещением центра тяжести в образовательном процессе на студента, который постепенно становится его активным участником; переходом к кредитно-зачетной системе оценки знаний.
Как видно из вышеизложенного, организационные особенности этапа развития современных вузов заключается в том, что они должны служить удовлетворению потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, а также удовлетворению социально-экономических потребностей общества, научно-технический и социальный прогресс которого немыслим без всесторонне образованных и профессионально подготовленных специалистов всех уровней, что предполагает введение инновационно ориентированных технологий в процесс организации и управления образовательной деятельностью.
В обобщении условий развития системы высшего профессионального образования, необходимо отметить слабые места в социальной, организационной, управленческой, административной и экономической сферах. Рыночный характер условий развития высшей школы инициирует учет изменений и взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, требует осуществление модификаций в организационной структуре вуза в целях обеспечения адекватной и своевременной реакции на рыночные сигналы, а также повышения восприимчивости к введению инновационно ориентированных форм и методов реализации процесса управления качественной подготовкой специалиста.