Образно — эмоциональная технология в обучении истории
В современной России образование вообще и историческое образование в частности стало важнейшим ресурсом социально — экономического, политического и культурного развития нации. Сегодня речь идёт о способностях выпускников школы видеть и творчески решать возникающие проблемы. А способность школьников к самоидентификации и определению ценностных приоритетов формируется, прежде всего, на основе… Читать ещё >
Образно — эмоциональная технология в обучении истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современной России образование вообще и историческое образование в частности стало важнейшим ресурсом социально — экономического, политического и культурного развития нации. Сегодня речь идёт о способностях выпускников школы видеть и творчески решать возникающие проблемы. А способность школьников к самоидентификации и определению ценностных приоритетов формируется, прежде всего, на основе осмысления исторического опыта своей страны в процессе усвоения школьного курса истории России и мира. Преодолеть стереотипы собственного педагогического мышления, сформировать ценностные представления обучающихся на уроках истории помогает технология обучения на образно — эмоциональной основе. Методы и приёмы данной технологии формируют способность обучающихся видеть и понимать окружающий мир, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Идея использования эмоционального образа в предметном обучении не нова. Современные общепсихологические (И.В. Абакумова, А. Г. Асмолова, В.Т.Фоменко) и дидактические (М.С. Атаманская, Е. Е. Вяземский, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская) теории базируются на исследованиях психологов и педагогов XIX — XX вв. (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, М. Я. Басов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.). Автор термина «деятельность» М. Я. Басов отмечал, что предметом особого значения является деятельность, с помощью которой устанавливается отношение к среде. Сегодня эту способность мы называем важнейшим личностным результатом изучения истории, а доктор педагогических наук В. Г. Фоменко указал феномен, способствующий открытию человеком собственного личного смысла в деятельности — эмоциональный образ.
Предъявление образа
Актуализация эмоционального образа на уроке истории достигается с помощью различных дидактических средств: художественных, музыкальных, литературных, когнитивных, цветовых, символических образов, разработанных на основе современных информационных технологий В. Т. Фоменко, Н. Г Тищенко. Эмоциональный настрой позволяет изменить мотив деятельности школьников от получения положительной оценки на уроке к усвоению содержания изучаемой темы. Так, яркий образный ряд возникает в сознании обучающихся 7 класса на уроке по теме «Смута» при обращении к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», фрагментам художественного фильма «1612», которые дают зрительное представление о событиях эпохи. Эпиграф А. Палицына «Россию терзали более свои, нежели чужие…» активизирует мыслительную деятельность, подводит семиклассников к осмысленному самостоятельному выводу по теме. На этапах первичного усвоения новых знаний, их обобщения и систематизации, важнейшим дидактическим средством становится символ (от греч. — «знак», «опознавательная примета»), который, обладая выразительностью, концентрирует в себе и смысл и знание. Яркий образный ряд возникает в сознании обучающихся при обращении к схемам и опорным сигналам, создаваемым по методике Кочетова Н. С., схемам и таблицам Кириллова В. В. и Кузнецова И. Н. Продуктивным является использование когнитивных дидактических средств на уроках всех типов, когда обучающиеся самостоятельно и под руководством учителя изучают новую информацию, используя текст учебника, документы и дополнительные источники.
Память — образ
Образно — эмоциональная ситуация, созданная с помощью яркого эпизода, воссоздающего исторические события (месть княгини Ольги за смерть мужа в кинофильме «Легенда о княгине Ольге») вызывает у школьников волну эмоций, приводит в состояние психологической активности. При этом включается образная (зрительная, слуховая), эмоциональная, мгновенная (иконическая) память. Важным является возвращение к образно — эмоциональной ситуации, созданной в начале урока. Это приводит к созданию исторического образа, переосмысленного в свете изученного материала, а значит — личностно значимого для обучающихся. Наиболее ярко этот процесс наблюдается при изучении правления Ивана IV, Петра I, Екатерины II, когда рациональное и эмоциональное содержание объекта соединяются и создают целостный образ, а школьники, пополняя багаж знаний, расширяют представление о правителе и его эпохе. Используя дидактический инструментарий при создании образно — эмоциональной ситуации необходимо тщательно отбирать видеоматериалы, произведения литературы и искусства, соотносить их с логическим заданием, проблемной задачей отдельного этапа и всего урока. При изучении темы «Нашествие с Востока» обучающиеся ищут ответ на вопрос: «Почему монголо — татарам удалось завоевать большую часть русских земель?». Просмотр кадров из кинофильма «Монгол» о законах государства, созданного Чингисханом (Темучином), анализ карты «Русь в XII — начале XIII века», обращение к решению князей на съезде в Любече 1097 года, позволяют школьникам сформулировать ответы на вопрос. Образно — эмоциональная основа уроков истории позволяет нам разгадывать сущностные черты характера отдельных правителей и всего народа, осознавать закономерность событий в их глубокой внутренней взаимосвязи, запоминая при этом имена, понятия и даты.