Заключение.
Процесс музыкального воспитания умственно отсталых младших школьников
На формирующем этапе исследования нами была разработана и успешно апробирована серия занятий, включающих в себя комплекс упражнений для развития музыкальной сферы деятельности в процессе музыкального воспитания во внеурочной деятельности. Эффективность разработанной нами серии занятий подтверждена результатами сравнительного этапа исследования, на котором с помощью методик мы выявили, что уровень… Читать ещё >
Заключение. Процесс музыкального воспитания умственно отсталых младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ психолого-педагогических работ по теме нашего исследования показывает, что проблема музыкального воспитания на протяжении долгого времени привлекала внимание исследователей из разных областей науки. Переоценить роль музыки в становлении личности умственно отсталого ребенка невозможно. Это стало известно много веков назад. В процессе музыкального воздействия обогащается эмоциональная сфера и высшие эмоции приобретают большую значимость. Музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на поведение и состояние ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Она снимает стресс, тренирует внимание и память, улучшает настроение. Так же музыка активизирует познавательную деятельность и оказывает помощь в учебной деятельности, активизирует творческие способности детей и играет немаловажную роль в их социализации. Воспитание личностных качеств, для успешного существования в современном мире, — главная задача музыкального воспитания, с которой оно успешно справляется. Правильно подобранный репертуар — залог успешного музыкального воспитания. Свобода мышления, ответственность, инициативность, коммуникабельность — все эти и многие другие основные качества личности воспитываются в процессе воспитания с помощью различных форм музыкальной деятельности.
Теоретическое изучение проблемы музыкального воспитания позволило нам выявить основные цели и задачи музыкального развития умственно отсталых младших школьников, а так же определить пути и способы этого развития.
Практическая часть, проведенная по теме нашего исследования, проходила в несколько этапов:
На констатирующем этапе исследования нами была определена группа детей, состоящая из 5 человек — младшие школьники с умственной отсталостью.
На данном этапе экспериментального исследования нами проведена первичная диагностика уровня музыкального развития умственно отсталых младших школьников при помощи следующих методик: для определения общего уровня представлений учащихся о музыкальной деятельности и культуры (уровень когнитивного компонента музыкально-эстетической ориентации) был использован тест-опросник из 10 адаптированных вопросов; для определения уровня метроритмической способности была проведена тестигра «Ладошки»; уровень сформированности звуковысотного чувства был продиагностирован с помощью теста-игры «Кот и котенок».
На констатирующем этапе мы вывили, что у большинства испытуемых недостаточно сформирован каждый из компонентов музыкальности. Полученные результаты диагностики на констатирующем этапе свидетельствовали о необходимости внедрения в группу младших школьников программы по развитию музыкальных сферы деятельности.
На формирующем этапе исследования нами была разработана и успешно апробирована серия занятий, включающих в себя комплекс упражнений для развития музыкальной сферы деятельности в процессе музыкального воспитания во внеурочной деятельности.
Занятия формирующего этапа включали в себя развитие трех компонентов музыкальности умственно отсталых младших школьников, необходимых для успешной реализации музыкальной деятельности. Работа велась целенаправленно, комплексно и взаимосвязано.
Эффективность разработанной нами серии занятий подтверждена результатами сравнительного этапа исследования, на котором с помощью методик мы выявили, что уровень музыкального развития у умственно отсталых учащихся улучшился.
Необходимо добавить, что нами выявлено повышение интереса к музыкальной деятельности, коммуникации.
Таким образом, полученные результаты сравнительного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной нами коррекционно-развивающей работы по развитию и формированию музыкальной сферы младших школьников.
Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, задачи реализованы.