Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Мотивация успеха. 
Педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практикующий педагог обязан направить класс на победное обучение. Для этого ему как минимум нужно знать, какие ориентации преобладают в классе — на успех или на неудачу. Мотивация на успех положительно влияет на деятельность: повышается настроение, общий тонус, активность, что обеспечивает достижение положительных результатов. Постоянная боязнь неудачи сковывает воспитанника. Он стремится… Читать ещё >

Мотивация успеха. Педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несколько раз в нашем учебнике повторялся призыв В. Ф. Шаталова — «Ученик должен учиться победно!». Школьной учебой изо дня в день формируется либо победитель, либо неудачник. Если у человека больше побед, он растет победителем. Нет необходимости объяснять, какая судьба ждет неудачника.

Как вырастить успешного человека, как сформировать победителя? Этим вопросом постоянно должны быть озабочены педагоги. Гораздо предпочтительнее дать обществу уверенного в себе, активного человека, чем даже очень грамотного, но боязливого, неуверенного, склонного к поражениям. Целые нации в мире сформировались либо как победители, либо как неудачники. К первым, вне сомнения, отнесем немецкий народ, который, но меткому выражению Бисмарка, сформировал немецкий народный учитель.

Практикующий педагог обязан направить класс на победное обучение. Для этого ему как минимум нужно знать, какие ориентации преобладают в классе — на успех или на неудачу. Мотивация на успех положительно влияет на деятельность: повышается настроение, общий тонус, активность, что обеспечивает достижение положительных результатов. Постоянная боязнь неудачи сковывает воспитанника. Он стремится избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха. Постепенно такие негативные ожидания оседают в характере, формируя робкого, зависимого, безынициативного человека, живущего по принципу «как бы чего не вышло».

Психологи рисуют нам портреты обучаемых, ориентированных на успех и на неудачу. Профессор А. А. Реан, описывая личность мотивированного на успех воспитанника, выделяет его активность, инициативность. Если встречаются препятствия, он ищет способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности мало зависят от внешнего контроля. Такой человек отличается настойчивостью в достижении цели, планирует свое будущее на большие промежутки времени, предпочитает брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные обязательства, ставит перед собой реально достижимые цели. Если рискует, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех.

Те, кто ориентирован па неудачу, обычно малоинициативные, избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них, ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, они, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Такие воспитанники отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на малую перспективу[1].

Педагог уже по внешним признакам способен определить победителя и неудачника, наблюдая за деятельностью и поведением в различных учебных и жизненных ситуациях. Уточнить свои выводы он сможет путем организации специального диагностического исследования. В психолого-педагогической литературе можно найти специальные тесты для выявления и измерения преобладающих мотивов, например, опросник А. Мехрабиана, опросник А. А. Реана. Однако опросники, выстроенные по методологии проективных методик, весьма сложны в интерпретации нолученных данных. Практикующему педагогу можно предложить относительно простой тест, с помощью которого он составит первое представление о распределении ориентированных на успех (ОУ) и ориентированных на неудачу (ОН) воспитанниках его класса. Результаты выполнения этого теста могут быть использованы и для других целей планирования и организации эдукационных процессов.

  • [1] Реан А. А., Кордовская Н. В. Педагогика: учебник. СПб., 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой