Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Теоретические положения системы воспитания экологической культуры детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель экологического воспитания — именно формирование в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Знаниям при этом придается другой статус (статус средства осуществления деятельности, которую необходимо освоить), и, соответственно меняется методика включения этих знаний… Читать ещё >

Теоретические положения системы воспитания экологической культуры детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущностная характеристика процесса экологического воспитания дошкольников

Проблема экологического воспитания дошкольника относиться к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству нравственного воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили и дальнейшее развитие в теории и практике советского и российского дошкольного воспитания.

В настоящее время уделяется огромное внимание к воспитанию начал патриотизма, гражданственности, толерантности у детей дошкольного возраста. Эти направления воспитательной работы многогранны по своей сути содержания. Имеется немало форм и средств воспитания у детей любви к Родине, формирования нравственной воспитанности, гуманных чувств и отношений к людям и к самому себе, приобщения их к своей национальной культуре, традициям и обычаям своей страны. Важным средством всей этой работы, как показывает практика деятельности дошкольных образовательных учреждений, является воспитание уважительного отношения у детей к природному их окружению.

В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище (ойкос — дом «логос" — наука). Возникнув еще в прошлом столетии как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. По мере развития общества эта наука приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ в. экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. 39] [17].

В последние годы бурно развиваются новые направления экологии — социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы), экология человека и другие. От проблемы «организм — среда» экология подошла к проблеме «человекприрода».

Существование различных направлений экологии должно учитываться и при отборе содержания экологического образования дошкольников.

Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Принципы отбора содержания должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность. 39].

В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др.), содержание которых углублено и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли образования (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем и путей их решения и др.) В целом можно отметить довольно хорошо разработанную систему принципов экологического образования школьников и студентов, в то же время в отношении дошкольного возраста этот вопрос разработан в меньшей степени.

Научность [39].

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса формирования основ его мировоззрения.

Авторы В. И. Логинова, П. Г. Саморукова основ дошкольной педагогики отмечают, что в настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности не только школьных, но и дошкольных знаний. Естественно речь не идет о необходимости формирования у дошкольников системы научных понятий. Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности. Таким образом, уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную информацию.

Доступность [39].

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний. Их эмоциональную окраску.

Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснены детям в доступной и привлекательной форме.

Гуманистичность [39].

Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания применение данного принципа означает формирование человека с новыми ценностями, владеющими основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему у нас в стране пока еще уделяется крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете, благоговение перед всеми ее проявлениями.

Прогностичность [39].

Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). В дошкольном образовании в силу возрастных особенностей детей, прогностичность ограничивается воспитанием привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.

Деятельность [39].

Экологические знания ребенка должны стать основой формирования мотивации участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность — своеобразный результат сформировавшейся у ребенка в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой — в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок-окружающая среда».

Принцип деятельности в отношениях «ребенок-природа» в дошкольной педагогике традиционно реализуется в процессе ухода за комнатными растениями, животными, работе на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно с взрослыми (особенно с родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего возраста.

Интеграция. [39].

В настоящее время данный принцип активно реализуется в школьном экологическом образовании и менее активно в дошкольном. Важность этого принципа и на дошкольной ступени обусловлена несколькими причинами:

во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых;

во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.

Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целостность [39].

Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию, отражая, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.

Конструктивизм [39].

Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или возможность положительной ситуации.

Одна из задач экологического воспитания — сформировать положительное отношение к экологии, к окружающему миру. Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же эмоционально негативно, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление, и может привести к развитию неврозов и страхов.

Регионализм [39].

Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное, должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.

В работе дошкольника предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Формирование экологических представлений ребенка (в том числе и о различных экологических проблемах), навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с объектами ближайшего окружения: помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для решения задач экологического образования должны быть подобраны объекты, явления доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

Системность [39].

Наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не какихто отдельных знаний и умений, а во — первых определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и, вовторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. Материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный случайный. В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

Преемственность [39].

Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский садшколаВУЗповышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов.

Большинство школ слабо связано с детскими садами. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности.

Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей в зависимости от возраста ребенка. Таким образом, цель экологического образования ныне — это становление у детей научно-познавательного, эмоциональнонравственного, практически деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Считается, что гуманное отношение к природе формируется у детей на основе знаний и практической деятельности. Эмоциональный компонент достигается с помощью игровых приемов, художественного материала, вниманием взрослого к переживаниям ребенка. Такой подход, на наш взгляд, соответствует современной логике развития дошкольной педагогики, суть которой — «спустить» в дошкольный возраст достижения школьной педагогики. Свидетельство тому — включение в программы обучения и воспитания дошкольников приемов и содержания школьного обучения, разумеется, с поправкой на возраст.

Однако психическое развитие ребенка — на каждом возрастном этапеотличается особенностями, которые накладывают отпечаток на специфику всех структур его деятельности, на образное видение мира. Формирование образа мира начинается с построения отношений ребенка с ним. В младшем и старшем дошкольном возрасте это период «базового доверия», «чувство эмоционального благополучия», когда оценка окружающего мира, собственные действия строятся в совместной деятельности со взрослым. Знания (информация о мире физическом и социальном) усваиваются активно, добываются в процессе мотивированной деятельности, ярко окрашенной эмоциями, т. е. общении и игре.

В раннем возрасте образ мира ребенка эффективен, наполнен эмоциями, отношениями, тесно связан с оценками взрослого. Разделение эффективного и когнитивного знания как отношения к миру и информации о нем происходит на основе развития речи, мышления, сознания. Основные рефлексивные образования строятся уже к концу дошкольного возраста, а вот базовые структуры мотивационных основ образа мира уже полностью сформированы. С точки зрения психологии любая осознанная деятельность человека направляется и регулируется имеющимися у него мотивационными основами, которые определяют постановку цели деятельности и выбор способа достижения. Знания входят в средства осуществления деятельности. Мотивация влияет и на получение этих знаний, если они необходимы для осуществления деятельности.

Выходит, при организации экологического воспитания педагогический процесс движется в направлении противоположном логике развития структуры деятельности ребенка и его образа мира, когда взрослый пытается с помощью знаний выстроит в ребенке отношение определенного содержания — гуманное.

Цель экологического воспитания — именно формирование в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Знаниям при этом придается другой статус (статус средства осуществления деятельности, которую необходимо освоить), и, соответственно меняется методика включения этих знаний в воспитательный процесс. Содержание формируемых мотивационных основ: положительно-эмоциональное отношение к живому (проще говоря — любовь), понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление защитить (потому что «люблю и сопереживаю»). Что касается детей младшего дошкольного возраста, в этом контексте речь идет именно о развитии положительно-эмоционального отношения к живому. Знания в этом возрасте ребенок получает при эмоциональном общении с животными, тактильном контакте, прямом взаимодействии. Их содержание: информация о внешнем виде, особенности строения и поведения, переживания и возможность (как партнера) для общения и игр.

Специфические качества животных (теплота, мягкость, упругость, пушистость, определенного тембра и ритма звуки, наличие «лица» и д.р.) вызывают положительно — эмоциональную реакцию у детей; способность к общению создает оптимальные условия для удерживания внимания. Животные — прекрасные «тренажеры» для развития восприятия и моторики, партнеры для игр. Кроме того, они активно принимают и отдают любовь и ласку, не судят и не оценивают действий ребенка, что определяет их «психотерапевтические» свойства.

На основе такого подхода можно в общем виде сформулировать принципы экологического воспитания. [42].

Цель. Формировать мотивационные основы экологического сознания — в практической, мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым, в ориентации на культурные эталоны, опираясь на биологические и социокультурные источники развития мотивационных основ образа мира.

Знания. Рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного содержания.

Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания ребенка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослыми.

Некоторые средства и приемы [7], [25].

Общение с животными. Основные средства формирования мотивационных основ экологического сознания — непосредственное общение с живой природой, в первую очередь с животными. Чем младше ребенок, тем больше доля его прямого контакта с ними и включенность животного в непосредственную деятельность детей.

Первое знакомство — наблюдение ребенка за тем, как обращаются с животным взрослый, другие дети. Это «деловое общение»; его цель, действия и результаты должны быть хорошо понятны. В этом случае ребенок имеет возможность рассмотреть животное, его реакцию, понять свои действия, а главное — воспринять эмоциональный и смысловой фон взаимодействия окружающих его людей с этим животным. В контакт с животным ребенок вступает только по своей инициативе. Это уже показатель «переключения» с ориентировочной реакции на ориентировочно-исследовательскую деятельность, когда полученная информация позволяет оценить ситуацию как «хорошую».

Знания. Их можно разделить на два вида. Внешний вид животного, его строение, «образ» жизни и связь с окружающей средой, деятельностью человека. Как и когда включать эти знания в деятельность ребенка? Оптимально по ходу целенаправленной деятельности. Легче и естественней в процессе ухода за животными. Однако порой усвоению материала отводится так много внимания, что не остается времени на обучение сопереживанию, на эмоциональное включение, на рефлексию своих впечатлений и переживание животного, на эстетическое восприятие т.д.

«Внутренний мир» животного, т. е. умение по внешнему виду (позе, реакциям, движениям, мимике, звукам) определить его состояние.

Зная его, ребенок учится понимать эмоциональное состояние животного, относиться к нему как субъекту, имеющему такое же право на жизнь, как и он. Тогда в дальнейшем ребенок сможет самостоятельно контролировать процесс взаимодействия игры с животным.

Уход за животными и другие формы практической деятельности в уголке природы и на участке. Осуществляются они поэтапно под руководством взрослого. Компоненты — ориентировочно-исследовательские, эмоциональные, игровые — своей новизной как способ самоутверждения («Я сам»), несомненно, привлекают детей. Детей необходимо приучать к труду, развивать чувство ответственности, воспитатель, учитывая их возраст, старается показать тесную связь деятельности с результатом. Чем младше дети, тем быстрее должен быть достигнут результат труда. [24].

Отношение взрослого — модель построения отношения ребенка к миру животных. Его увлеченность, яркие эмоции заражают детей, привлекают их внимание и направляют действия. Кроме того, совместная деятельность открывает детям новые мотивационно значимые впечатления и переживания, что часто невозможно донести до них при обычном объяснении.

Экологическая тематика в других видах деятельности детей. [3] [29].

В игре используются полученные знания о животных; изготавливаются для игр (театрализованных, и сюжетно-ролевых) детали костюмов. Такая методика помогает детям легче входить в знакомый образ, учит сопереживанию. По моему мнению, экологическая тематика должна звучать в трудовой, декоративноприкладной деятельности детей, когда например, обустраивают, декорируют уголок природы, интерьеры группы. Влияние животных на детей в плане коррекции, профилактики нарушений в развитии. (Речь идет о развитии внимания, восприятия, моторики, усвоении знаний).

Общение с животными влияет на развитие сферы, формирует общегуманистическую ориентацию личности. Общение с животными — это ко всему еще психотерапевтический прием при некоторых формах расстройства здоровья детей, известный в практической психологии как «анималотерапия». Иными словами, общение и игры с животными полезны для детей с повышенной возбудимостью, тревожностью, замкнутостью, аутичных, испытывающих трудности в общении, с нарушением эмоционального контакта со взрослыми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой